Содержание
-
ГДЕ ТЕРЯЕМ ДЕНЬГИ? КАК ДОБИТЬСЯ ПРОЗРАЧНОСТИ И КОНТРОЛИРУЕМОСТИ БИЗНЕСА
Сергей Чадин, финансовый управляющий «Связной БЕЛ», ГК Связной.
Оптимизация операционной деятельности: оттачиваем бизнес-процессы 03 марта 2011, Москва.
-
Анализ структуры затрат для выявления наиболее критичных статей издержек
1: описание бизнес-процессов.
все бизнес-процессы:
- ключевые процессы:
- базовые - создающие продукт (диктуются отраслевыми стандартами)
- специальные - делающие продукт уникальным (собственные решения)
- вспомогательные процессы:
- типовые - обслуживающие бизнес (не создающие продукт непосредственно)
- нетиповые – нагрузка на бизнес (социальные программы и т.п.)
Наиболее важные вопросы на этом этапе:
- На каких процессах «лежит» стратегия развития бизнеса?
- От каких процессов можно отказаться, а от каких нельзя?
- Какие процессы можно передать на субподряд, а какие нельзя?
-
2: анализ эффективности бизнес-процессов.
регулярный анализ:
- система KPI:
- операционные - ключевые показатели эффективности регулярных процессов
- проектные - ключевые показатели эффективности управления проектами
- система информационного обмена:
- общедоступная информация (Интернет, гос.статистика, отраслевые СМИ и т.п.)
- уникальная информация (данные конкурентов, партнеров, внутри-групповые и т.п.)
Наиболее важные вопросы на этом этапе:
- Как разработать систему KPI и поддерживать ее актуальной?
- Как своевременно получать полную достоверную информацию?
- Как научиться анализировать ПРОактивно, а не РЕактивно?
-
3: ранжирование затрат для изменений.
Наиболее важные вопросы на этом этапе:
- Какие затраты критически влияют на эффективность бизнеса в целом, а влияние каких минимально?
- Какие затраты нужно будет уменьшать своими силами, а какие можно снизить, передав на управление сторонним компаниям?
-
NB: результаты этапа.
- Понимание того, с какими процессами необходимо «расстаться», какие – передать на сторону, а на каких сконцентрировать все усилия для достижения [возможно, уже обновленных по результатам этого этапа] стратегических целей.
- Формализация «критериев успеха» - ключевых показателей эффективности процессов, - на основании которых можно отслеживать прогресс, планировать развитие и мотивировать персонал.
- Появление инфраструктуры информационного обеспечения анализа процессов: обмен данными с конкурентами и партнерами, подписка на платные и бесплатные статистические сборники и т.п.
- ПРОактивный взгляд на вещи: решение заниматься тем, что получается лучше всего [ vs. РЕактивный взгляд: решение заниматься тем, что сложилось исторически].
P.S. Речь может идти как об отдельных этапах, процессах и направлениях, так и о бизнесе в целом.
-
Анализ структуры затратдля выявления наиболее критичных статей издержек
P.S. Пример:Отдел активации.
- БЫЛО
- СТАЛО
-
Разработка и первичная оценкамероприятий по снижению затрат
1. привлечение «в команду» всех работников.
- Пример ситуации (телефонный разговор):
- Новый перевозчик: Почем Вы возите этот груз?
- Работник транспортного отдела:По $1200 за рейс.
- НП:Готов возить за $1100.
- РТО: Ок, направление Ваше. (кладет трубку) Отлично! Сэкономил $100!
- Позже оказывается, что НП работает на «упрощенке».
- Реальный эффект от смены оператора = -$100
Все работники компании должны быть вашими «агентами по снижению издержек на местах»:
- Понимать природу издержек, самостоятельно оценивать их эффективность, различать затраты и инвестиции.
- Экономически обоснованно вести переговоры с партнерами.
- Следить за своевременным отражением затрат в учете (оперативно передавать документы для учета и добиваться нулевой необоснованной дебиторской задолженности свыше 30 дней).
-
2. коллективные мозговые штурмы.
бизнес-процессы:
- отказ от процесса
- аутсорсинг
- тендеры
- реинжиниринг
- сохранение как есть
- другие варианты
- потеря гибкости
- пиратство
- нехватка персонала
- рост затрат
- снижение качества
- другие риски
Отбор наиболее приемлемых сценариев с описанием требуемых для реализации ресурсов и вероятности успеха.
-
Разработка и первичная оценка мероприятий по снижению затрат
3. ранжирование и подготовка кратких презентаций.
-
NB: результаты этапа.
- Понимание того, что проблемой затрат заняты все подразделения, в том числе «отрабатывая» ее уже на этапе первичных переговоров с партнерами, грамотно защищая экономические интересы компании.
- Разработка и первичная оценка мероприятий охватывает и нестандартные [невидимые/неочевидные для специалистов финансового управления] варианты снижения затрат.
- Кроме непосредственно перечня мероприятий проработаны сопряженные с их реализацией риски, а так же оценены ресурсы для воплощения планов в жизнь.
- ПРОактивный взгляд на вещи: мероприятия направляются на изменение философии всех сотрудников в части работы с экономической составляющей процессами [vs. РЕактивный взгляд: постоянные попытки «латания дыр прошлого»].
P.S. Речь может идти как об отдельных этапах, процессах и направлениях, так и о бизнесе в целом.
-
P.S. Пример: прием платежей.
платежи принимаются на грани рентабельности:
- отказаться от платежей
- снизить стоимость инкассации
- автоматизировать
- снизить
- прочие издержки
- увеличить комиссию от партнера
- брать комиссию с клиентов
-
Отбор наиболее перспективных мероприятий: критерии отбора
- сроки реализации
- риски
- требуемые ресурсы
- перспективы развития
- эффект синергии
- возможность масштабирования
- скорость «отдачи»
- соответствие стратегическим интересам
- доля в результате
- наличие опыта
- вовлеченность персонала
Зависят от:
- рентабельности и оборачиваемости бизнеса;
- «запущенности» ситуации;
- характера угроз (конкуренты, экономическое окружение и т.д.);
- задач, стоящих перед менеджментом и бизнесом в целом.
-
Факторы успеха мероприятий по снижению издержек
1. планирование и реализация программы.
push-факторы:
- прямая заинтересованность всего высшего менеджмента
- постановка амбициозных задач владельцами
- наличие угрозы (конкуренты, рейдеры и т.п.)
- жесткость и готовность идти до конца
pull-факторы:
- активная вовлеченность персонала на всех стадиях
- «шаг за шагом»: сначала - проекты с быстрой отдачей
- мотивация персонала на «участие в успехе»
- пропаганда «экономического мышления»
-
2. анализ [промежуточных/окончательных] результатов.
причины возникновения неэффективных издержек:
- человеческий фактор
- реализация рисков
-
Проблемы внедрения мероприятий по снижению затрат: технические, финансовые, психологические
1. подводные камни и новые риски.
СЛОЖНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ:
- технические
- финансовые
- этические
- психологические
- юридические
- социальные
-
Проблемы внедрения мероприятийпо снижению затрат: технические, финансовые, психологические
2. «ингредиенты успеха».
-
Выход на регулярностьмероприятий по снижению затрат
- Эффективные программы по снижению затрат – результат жесткого руководства, четкого планирования, вовлеченности всего персонала и постоянного мониторинга обратной связи.
- Кроме экономических, у каждого проекта по снижению затрат есть и другие последствия, в том числе социальные. Каждое из таких последствий должно быть просчитано до принятия решений. Стоимость реализации программы и нивелирования ее негативных последствий не должна превышать полезного эффекта.
- [Любой] опыт и практические наработки успешных [и неуспешных] программ должны передаваться на другие проекты. Для этого управление проектами должно осуществляться специальными группами с включением менеджеров, имеющих успешную практику.
- Будьте готовы к медленной отдаче от усилий. И тем более – к неудачам при реализации проектов.
- Делайте выводы из неудач!
- Особенное внимание необходимо уделять случаям преднамеренного завышения затрат.
- Помните про затраты, приносящие доход. Зарабатывайте на расходах!
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОШУ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.