Содержание
-
Анализ предметной области
Понятие бизнес-процессов
-
Деятельность, направленная на выявление реальных потребностей заказчика, а также на выяснения смысла высказанных требований, называется анализом предметной области (бизнес-моделированием, если речь идет о потребностях коммерческой организации).
-
Анализ предметной области – это первый шаг этапа системного анализа, с которого начинается разработка программной системы. Разработчики должны научиться понимать язык, на котором говорят заказчики; выявить цели их деятельности; определить набор решаемых ими задач; определить набор сущностей, с которыми приходится иметь дело при решении этих задач.
-
Модели предметной области
Анализом предметной области занимаются системные аналитики или бизнес-аналитики. Они передают полученные ими знания другим членам проектной команды, сформулировав их на более понятном разработчикам языке. Для передачи этих знаний обычно служит некоторый набор моделей, в виде графических схем и текстовых документов.
-
Цель моделирования: получение ответов на совокупность вопросов. Цель моделирования формулируется на самом раннем этапе разработки модели.
-
Объектом моделирования является сама система. При этом необходимо точно определить границы системы, чтобы избежать включения в модель посторонних объектов. Результатом моделирования является набор взаимоувязанных описаний, начиная с описания самого верхнего уровня системы и кончая подробным описанием деталей или операций.
-
Процесс
Процесс — это поток работы, переходящий от одного человека к другому, а для больших процессов, вероятно, от одного отдела к другому. Процесс [от лат. processus – течение] последовательная смена состояний в развитии чего-либо; ход, развитие какого либо явления.
-
Бизнес-процесс
Бизнес-процесс — структурированный набор действий, охватывающий различные сущности предприятия и подчиненный определенной цели. Бизнес-процесс — специфически упорядоченная во времени и в пространстве совокупность работ, с указанием начала и конца и точным определением входов и выходов» (Т. Давенпорт);
-
Типы бизнес-процессов
Основные бизнес-процессы – генерируют доходы компании; Обеспечивающие бизнес-процессы – поддерживают инфраструктуру компании, Бизнес-процессы управления – управляют компанией, Бизнес-процессы развития – развивают компанию.
-
Сущность и значение моделирования бизнес-процессов
Моделирование бизнес-процесса– процесс отражения субъективного видения потока работ в виде формальной модели, состоящей из взаимосвязанных операций.
-
Цель моделирования
Систематизация знаний о компании и ее бизнес-процессах в наглядной графической форме более удобной для аналитической обработки полученной информации.
-
Моделирование бизнес-процессов включает два этапа:
Структурное Выполняется в нотации IDEF0 с использованием инструментария BPwin или на языке UML с использованием инструментария RationalRose.
-
2) Детальное - выполняется на языке UML. Выполняется в той же модели и должно отражать требуемую детализацию и обеспечить однозначное представление о деятельности организации.
-
Под методологией (нотацией)
Понимается совокупность способов, при помощи которых объекты реального мира и связи между ними представляются в виде модели.
-
Любая методология включает:
– теоретическая база; –описание шагов, необходимых для получения заданного результата; –рекомендации по использованию
-
История развития методологий моделирования бизнес-процессов
-
Методологии семейства IDEF
IDEF0 - методология функционального моделирования. С помощью языка IDEF0, система предстает в виде набора взаимосвязанных функций. Первый этап изучения любой системы;
-
IDEF1 – методология моделирования информационных потоков внутри системы, позволяющая отображать и анализировать их структуру и взаимосвязи; IDEF1X (IDEF1 Extended) – методология построения реляционных структур. Используется для моделирования реляционных баз данных; IDEF2 – методология динамического моделирования развития систем.
-
IDEF3 – методология документирования процессов, происходящих в системе. С помощью IDEF3 описываются сценарий и последовательность операций для каждого процесса. IDEF4 – методология построения объектно-ориентированных систем. Средства IDEF4 позволяют наглядно отображать структуру объектов и заложенные принципы их взаимодействия. IDEF5 – методология исследования сложных систем .
-
Система ARIS - комплекс средств анализа и моделирования деятельности предприятия. Ее методическую основу составляет совокупность различных методов моделирования. Одна и та же модель может разрабатываться с использованием нескольких методов.
-
Способы описания бизнес-процессов
1. Вертикальное описание Показывают только работы и их иерархический порядок в дереве бизнес-процесса. Имеются только вертикальные связи между родительскими и дочерними работами
-
-
2. Горизонтальное описание Показывается, как эти работы между собой взаимосвязаны, в какой последовательности они выполняются, какие информационные и материальные потоки между ними движутся.
-
-
Существуют три основных способа горизонтального описания бизнес-процессов:
текстовый, табличный, графический.
-
1. Текстовый способ
Текстовое последовательное описание бизнес-процесса
-
Пример. Бизнес процесс: «Оформление заказа»
Продавец принимает заказ от покупателя, оформляет договор, принимает предоплату. Предоплата передается в бухгалтерию. Информация о заказе поступает директору, и запускается следующий бизнес-процесс «Выполнение заказа».
-
2. Табличный
-
3. Графический
-
Выделение основных и вспомогательных бизнес-процессов мебельного цеха
Проанализировав деятельность мебельного цеха и проведя предпроектное исследование, мы смогли выделить четыре основных бизнес-процессов мебельного цеха:
-
Пример. Основные бизнес-процессы мебельного цеха
Оформление заказа; Выполнение заказа; Доставка заказа покупателю; Разработка новой модели.
-
Вспомогательные бизнес-процессы:
Технологическая проработка заказа; Получение материалов со склада; Работа склада; Работа бухгалтерии.
-
Подходы к улучшению бизнес-процессов
FAST (Методика быстрого анализа решения) Методика быстрого анализа решения основывается на способе улучшения, впервые использованном IBM в середине 80-х.
-
Методика быстрого анализа решения
Концентрирует внимание группы на определенном процессе в ходе одно- двухдневного совещания для определения способов, которыми группа может улучшить этот процесс в течение следующих 90 дней. Перед окончанием совещания руководство одобряет или отвергает предложенные улучшения.
-
Улучшениями при применении FAST-подхода являются:
снижение затрат, длительности цикла; уровня ошибок на 5-15% за 3-месячный период. Выявление возможностей для улучшений и одобрение их внедрения осуществляется за 1 -2 дня, поэтому данный подход и получил свое название FAST2.
-
Подход FAST реализуется в ходе следующих 8 этапов:
1. Определяется процесс, кандидат на FAST 2. Заказчик соглашается поддержать инициативу проведения FAST в отношении процесса 3. Назначается команда FAST, подготавливается набор целей и одобряется заказчиком.
-
4. Команда FAST собирается в течение 1-2-х дней для разработки обобщенной блок-схемы процесса и определения мероприятий, способных улучшить показатели процесса 5. Члены команды FAST должны признать свою ответственность за внедрение всех рекомендаций, переданных заказчику 6. По истечении 1-2-х дневного совещания заказчик присоединяется к совещанию и команда FAST представляет ему свои выводы
-
7. Перед окончанием совещания заказчик одобряет или отвергает предложенные улучшения 8. Одобренные решения внедряются назначенными членами команды FAST в течение следующих 3-х месяцев
-
Бенчмаркинг (Benchmarking) процесса
С англ. «эталонное тестирование». Систематический метод определения, понимания и творческого развития товаров, услуг, проектов, оборудования, процессов для улучшения текущей деятельности организации, посредством изучения того, как разные организации выполняют одинаковые или похожие операции.
-
Сравнительный анализ
Сравнение некоторых наборов показателей схожих элементов. Снижает затраты, длительность цикла и уровень ошибок на 20-50% Занимает от 4-х до 6-ти месяцев
-
Ключевые процессы сравниваются с лучшими эквивалентными процессами Определяют несколько организаций, которые функционируют лучше, чем организация, проводящая это исследование Оценивает процессы другой организации для того, чтобы определить, почему они функционируют лучше, чем процессы в организации, проводящей это исследование
-
Эта концепция проектирования процессов часто называется концепцией наиболее выгодного нацеленного на будущее решения Best-ValueFuture-StateSolution (BFSS)) BFSS - сочетание корректирующих воздействий и изменений, которые могут быть применены к изучаемому предмету (процессу) для увеличения его ценности для акционеров.
-
Перепроектирование процесса (Концентрированное улучшение)
Концентрирует усилия команды по улучшению процесса (ProcessImprovementTeam (PIT)) на совершенствовании существующего процесса применяется к процессам, которые достаточно успешно работают и в настоящий момент
-
Перепроектирование процесса
снижает затраты длительность цикла количество ошибок на 30-60%.
-
Используется для 70-90% основных бизнес-процессов. При перепроектировании процессов строится имитационная модель текущего состояния (as-is). После этого применяются следующие средства: Устранение бюрократии Анализ добавленной ценности Устранение дублирования
-
Упрощение методов Сокращение длительности цикла Защита от ошибок (анализ текущих проблем) Модернизация процесса (реструктуризация организации) Простой язык Стандартизация Партнерские отношения с поставщиками Автоматизация, механизация, применение информационных технологий.
-
Реинжениринг процесса
Называют инновацией процесса, поскольку его успех в основном основывается на инновациях и творческих способностях команды по улучшению процесса. В некоторых организациях этот подход называют «Анализ общей картины» или «Разработка нового процесса»
-
Обеспечивает свежий взгляд на цели процесса и полностью игнорирует существующий процесс и структуру организации. Все начинается с чистого листа бумаги
-
Достоинства
снижает затраты и длительность цикла на 60-90% снижает уровень ошибок на 40-70%. является правильным шагом для 5-20% основных процессов, протекающих в рамках организации
-
позволяет Команде по Улучшению Процесса максимально приблизить его к идеалу Команда отходит назад и оглядывает процесс свежим взглядом, задавая себе вопрос, как бы она спланировала этот процесс, если бы не было никаких ограничений. процесс стимулирует команду по улучшению процесса к разработке принципиально нового проекта процесса, который становится настоящим прорывом
-
Недостатки
наиболее дорогостоящий из всех подходов к улучшению б.-п. требует много времени наибольшая степень риска
-
Часто такой подход процесса включает в себя организационную перестройку и может быть крайне разрушительным для организации. Большинство организаций могут единовременно эффективно внедрять не более одного изменения такого масштаба.
-
Подход реинжениринга процесса для реализации BFSS состоит из четырех задач
Задача № 1. Анализ общей картины Задача № 2. Теория единиц (ofones) Задача № 3. Имитация процесса Задача № 4. Моделирование процесса
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.