Содержание
-
Тема№1: Рыночная экономика и менеджмент
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Кафедра менеджмента Преподаватель: Бодункова Анна Григорьевна Дисциплина: Менеджмент туризма
-
Рыночная экономика и менеджмент
План Понятие и сущность менеджмента. Особенности общего управления предприятием сферы сервиса и туризма. Виды и функции менеджмента. Характеристика общих функций менеджмента. Понятие и классификация методов менеджмента. Регламентирующие методы управления: организационные и административные. Стимулирующие методы управления: экономические и социально-психологические. 4. Основные характеристики американского менеджмента. Особенности японского менеджмента.
-
Менеджмент– это управление хозяйственной деятельностью, т.е. социально-экономическими явлениями и процессами/системами Менеджер– это специально подготовленный профессиональный управляющий, который знает, что он принадлежит к особой профессии, а не только является специалистом в какой-либо области
-
Менеджмент– это наука и искусство побеждать умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей
-
Менеджмент - это
целенаправленное воздействие на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу
-
Менеджмент направлен на использование всех человеческих возможностей для достижения стратегических и тактических целей организации
-
МЕНЕДЖМЕНТ Совокупность научных знаний и практического опыта Процесс принятия управленческих решений Учебная дисциплина Группа высших руководителей Наука и искусство управления Управление самостоятельным видом деятельности
-
Управление организацией в условиях рыночной экономики
1. расширяются права и ответственность организаций 2.необходима более гибкая их адаптация к изменениям в окружающей среде возникают новые цели и задачи создается много новых предприятий меняютсяформы собственности налаживаются новые хозяйственные связи формируются рыночные механизмы управления
-
Задачи менеджмента организации методы управления- экономические ориентир организации - спрос и конъюнктура рынка ориентир производства- потребности рынка цель - оптимальные результаты+ минимальные затраты виды товаров - спрос у покупателей + гарантия получениябольшой прибыли
-
В условиях рыночной экономики
свобода предпринимательской деятельности позволяет менеджерамдобиваться конкурентоспособности продукции/ услуг фирмы и эффективности ее деятельности путем использования передового опыта и современных методов и принципов управления
-
Функция управления— конкретный вид управленческой деятельности, соответствующая организация работы, которая осуществляется специальными приемами и способами Каждая функция имеет специфический характер, особое содержание и может осуществляться самостоятельно Функции управления делятся на общие и конкретные
-
Конкретные функции менеджмента
-
Общие функции менеджментаи связующие процессы
Планирование Организация Мотивация Контроль Коммуникации Принятие решений
-
Менеджер Планирование Организация Координация Мотивация Контроль Администратор Организатор Специалист Воспитатель Коммуникатор Общественный деятель Предприниматель выступает в роли Управленческие решения Цели организации принимает и организует исполнение чтобы достичь выполняет функции управления
-
Планирование деятельности предприятия -
систематический, информационно обрабатываемый процесс качественного, количественного и временного определения будущих целей, средств и методов формирования, управления и развития предприятия План-сложная социально-экономическая модель будущего состояния организации
-
Организационная функция менеджмента
обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности предприятия нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей является средством достижения целей предприятия
-
Организационная деятельность
является средством достижения целей предприятия (с политической точки зрения) ведет к повышению эффективности работы предприятия (с экономической точки зрения) придает смысл работе и распределяет ее по исполнителям (с точки зрения управления персоналом)
-
Принципы выполнения организационной функции
определение и детализация целей фирмы определение видов деятельности, необходимых для достижения этих целей поручение задач сотрудникам и объединение их в рабочие группы/ подразделения координация различных видов деятельности обеспечение единства цели соблюдение нормы управляемости/ размаха контроля/ размаха менеджмента
-
Координация как функция менеджмента
Сущность – обеспечение согласованности действий всех звеньев системы управления и совершенствование установленного режима работы Цель – установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов устранение помех и отклонений от заданного режима работы Пути осуществления: проведение совещаний налаживание личных контактов между руководителями согласование рабочих планов и графиков, внесение в них корректив увязывание работы между исполнителями создание системы обратной связи
-
Мотивация как функция менеджмента
процесс побуждения к деятельности для достижения личных целей или целей организации совокупность стимулов, побуждающих работников к активной трудовой деятельности стимулирование- побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов мотивирование- создание у работников внутреннего побуждения к труду
-
Менеджмент предприятия сферы сервиса и туризма ориентируется на 2 аспекта
мотивация потребителей услуг мотивация трудовых отношений
-
Физическая отдых для тела лечение спорт Межличностная новые знакомства общество социальные контакты Престижная личностное развитие признание Культурная знакомство с чужими странами искусство религия спорт Мотивация путешествий Психологическая отдых для ума новые впечатления
-
Контроль как функция менеджмента
процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными процесс установления отклонения от предусмотренных величин и действий людей в хозяйственной деятельности
-
Виды контроля
Предварительный контроль диагностический терапевтический Текущий контроль Заключительный контроль
-
Предварительный контроль
задача - реализация (а не создание!) правил, процедур и линий поведения осуществляется до фактического начала работ контролирует человеческие, материальные и финансовые ресурсы имеет 2 разновидности: диагностический контроль - включает такие категории, как измерители, эталоны, предупреждающие сигналы и т.п., указывающие на то, что в организации что-то не в порядке терапевтический контроль - позволяет выявить отклонения от нормативов и принять исправительные меры
-
Текущий контроль
объект - сотрудники, субъект - начальник задача – оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений от намеченных планов и инструкций осуществляется непосредственно в ходе проведения работ основан на измерении фактических результатов работы, направленной для достижения поставленных целей дает возможность своевременно реагировать на изменяющиеся внутренние и внешние факторы
-
Заключительный контроль
осуществляется после завершения работ цель— предотвратить ошибки в будущем функции: предоставление информации для планирования дальнейших действий обеспечение измерения результативности и определение необходимого вознаграждения сотрудников
-
Критерии-требования контроля
эффективность выполнение задач определение границ своевременность гибкость простота соответствие виду деятельности
-
Выбор концепции контроля система, процесс или частные проверки предмет и цель контроля, контролирующий орган Соответствие нормам контроля этические правовые производственные Определение объема и области контроля полный, сплошной, эпизодический, выборный финансовый, качество продукции Выбор методов контроля предварительный, текущий заключительный Определение цели контроля целесообразность правильность регулярность эффективность контроля Технология контроля
-
Этапы процесса контроля
Определение объекта и субъекта контроля Установление стандартов Определение вида контроля (предварительный, текущий, заключительный) Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами Оценка информации о результатах 1-й этап 2-й этап 3-й этап Внесение корректив
-
Метод управления -
совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей
-
Общие характеристикиметодов управления
СОДЕРЖАНИЕ (для чего?) НАПРАВЛЕННОСТЬ (на кого?) ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА (как?)
-
Координация действий подчиненных, обеспечение четкости, дисциплинированности и порядка работы Выявление новых возможностей и резервов Формирование положительного социально-психологического климата Содержание методов управления
-
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ Регламентирующие Стимулирующие Организационно-административные/распорядительные дисциплинарные правовые распорядительные Положительные стимулы: похвала одобрение поощрение Отрицательные стимулы: критика взыскание порицание Экономические: зарплата премии льготы поощрения Социально-психологические: повышение мотивации согласование целей личности с целями фирмы формирование общих ценностей Комплексные и национальные методы управления
-
Организационно-административные методы управления
обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.) согласительные методы (консультация, разрешение компромиссов) рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение)
-
Три типаподчинения (при организационно- административном воздействии) вынужденное или внешне навязанное пассивное осознанное или внутренне обоснованное
-
Экономические методы управления -
совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности вчастности
-
Основные формы экономических методов управления:
планирование анализ хозяйственной деятельности хозрасчет ценообразование финансирование
-
Социально-психологические методы управления -
совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них
-
Основные формысоциально-психологических методов управления:
планирование социального развития убеждение экономическое соревнование критика и самокритика производственные совещания ритуалы и обряды
-
Контрольные вопросы по теме:
Что представляет собой содержание понятия «менеджмент»? В чем отличие категорий «управление и менеджмент»? Дайте определение понятию «функция управления». Какая разница между общими и конкретными функциями управления? Дайте их краткую характеристику. Что такое контроль? Каковы его основные виды и этапы? Раскройте сущность методов управления туристской фирмой. По какому признаку происходит деление методов управления на регламентирующие и стимулирующие? Перечислите их основные виды. Дайте характеристику организационно-административных методов управления. Какова роль экономических методов в деятельности руководителя? Охарактеризуйте социально-психологические методы управления. Дайте характеристику американского менеджмента. Что такое СЦХ? Их основные задачи. В чем состоит отличие управления в США от западноевропейского управления в целом? В чем специфика японского менеджмента? Каковы его основные черты?
-
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Бикташева Д.Л., Гиевая Л.П., Жданова Т.С. Менеджмент в туризме: Учебное пособие. — М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007. - 272 с. Зайцева Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 368 с. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. - Москва, Новое знание, 2005. – 336 с. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебник. - Минск, Новое знание, 2003. – 409 с. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2007. – 512 с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.