Содержание
-
МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
1 МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ (опорная презентация по одноименной книге) 25- Д.А. Новиков Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация pptcloud.ru
-
ПЛАН
2 1. Управленческая деятельность 2. Основания методологии управления 3. Характеристики управленческой деятельности 4. Логическая структура управленческой деятельности 5. Временная структура управленческой деятельности 6. Литература 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
25.1. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
3 УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
4 Методология – это учение об организации деятельности Предмет методологии – организация человеческой деятельности (ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЙ) ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация СМ. САЙТWWW.METHODOLOG.RU
-
ОРГАНИЗАЦИЯ
5 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
6 Деятельность- активное взаимодействие человекас окружающей действительностью,в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объекти удовлетворяющий таким образом свои потребности ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
7 МЕТОДОЛОГИИ КОНКРЕТНЫХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация 25-
-
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – целенаправленная активность человека
8 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
9 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
УПРАВЛЕНИЕ
10 Управление – «элемент, функция организованных систем различной природы: биологических, социальных, технических, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности.» [Большой энциклопедический словарь]. Управление – «направление движением кого/чего-нибудь, руководство действиями кого-нибудь» [Словарь русского языка]. Управление – «воздействие на управляемую систему с целью обеспечения требуемого ее поведения» [Теория управления орг. системами]. Webster’s dictionary предлагаетследующиезначениятерминов «control» и «management», которыесоответствуют (взависимостиотобъектауправления) русскомутермину «управление»: «control – an activity or organization that directs or regulates an activity»; «management – art or science of directing, conducting and administering the work of others to achieve defined objectives». 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
11 УПРАВЛЕНИЕ – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ субъекта управления ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ объекта управления Структура системы управления 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
12 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
13 ХАРАКТЕРИСТИКИ, ЛОГИЧЕСКАЯ И ВРЕМЕННАЯСТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
14 1. Характеристики управленческой деятельности: - особенности - принципы - условия - нормы 2. Логическая структура управленческой деятельности: - субъект - объект - предмет - формы - средства - методы - результат деятельности 3. Временнáя структура управленческой деятельности (её цикла): - фазы - стадии - этапы СТРУКТУРА МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
25.2. ОСНОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
15 ОСНОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
16 ОСНОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация Основанием называется достаточное условие для чего-либо:бытия, познания, мысли, деятельности
-
17 1) Немного истории (эволюция управленческой мысли в трудах философов, социологов, психологов и физиологов, а также собственно, специалистов по управлению) – А. Адлер, Э. Берн, А.А. Богданов, М. Вебер, Л.С. Выготский, А. Гастев, Ф. Герцберг, Э. Дюркгейм, П. Керженцев, Р. Лайкерт, Г. Лебон, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Д. МакГрегор, Э. Мэйо, И.П. Павлов, Г. Саймон, П. Сорокин, Ф. Тейлор, А. Файоль, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, К. Юнг и др. 2) Системы управления и их свойства. Принятие управленческих решений. 3) Психологические эффекты и феномены в управлении. Аппарат управления как социальная группа. Структура социальной организации, социальные процессы. Социальное партнерство. 4) Личность. Типологии личности. Личные качества руководителя, его индивидуальные особенности, свойства (интеллектуальные, волевые, эмоциональные и др.), способности и их развитие. Профессиограммы и профессиональная пригодность. 5) Потребности и их удовлетворение, уровень притязаний. Мотивация. 6) Руководство и лидерство. Стили руководства. Организационная культура. 7) Адаптация и развитие персонала, профессиональное обучение. 8) Малые группы. Социальные роли. Межличностное общение. Управление конфликтами. Самоуправление. 9) Социально-психологический климат в коллективе. Культура делового общения. 10) Различные тесты. СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ (типовой учебник) 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
МЕНЕДЖМЕНТ И ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ
18 Механизмы управления. Глава 11. Механизмы управления / опорная презентация 25-
-
19 Методология обобщает проверенные в широкой общественно-исторической практике рациональные формы организации деятельности. В различные исторические периоды развития цивилизации имели место разные основные типы форм организации деятельности, которые получили название организационной культуры. Современный тип – проектно-технологическая культура. Следующий тип – знаниевая культура. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
20 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
21 ФИЛОСОФИЯ И УПРАВЛЕНИЕ 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
22 Выявление содержания управления как отрасли науки и как вида практической деятельности, анализ их предмета и места в системе научного знания; Осуществление мировоззренческого, методологического и логико-гносеологического анализа основных идей, понятий, результатов, методов, функций и теорий в науке об управлении; Трансляция законов философии для обогащения содержания законов управления; Использование достижений теории и практики управления для обогащения содержания категорий и законов философии; Обоснование возможности и условий использования единых походов к проблемам управления системами различной природы, создания единой теории управления; Методологический анализ управления в приложении к различным областям человеческой деятельности и различным классам объектов управления; Философское обоснование основных направлений управленческой теории и практики. Систематизация и классификация учений об управлении; Выявление и систематизация аксиологических доминант в науке и практике управления; Формирование интегративного понятийного аппарата науки управления, включающего терминологию всех ее теорий. ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ В ФИЛОСОФИИ УПРАВЛЕНИЯ 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
23 УРОВНИ И КАТЕГОРИИ ОПИСАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
24 В управленческой деятельности этические нормы носят доминирующий характер – если возникает конфликт между этическими ограничениями и другими критериями – экономической эффективности, целей метасистемы и т.д., то, в первую очередь, принимаемое управленческое решение должно, в первую очередь, удовлетворять существующим этическим нормам, и уже, во-вторых, быть эффективным с точки зрения других критериев. Кроме того, в социальных системах в идеале руководитель должен служить нравственным образцом для подчиненных, быть для них и педагогом, и воспитателем. Необходимо подчеркнуть социальный характер процесса и результатов управленческой деятельности (особенно в ситуации, когда осуществляется управление людьми). Поэтому, в отличие от внутренней, профессиональной этики, внешняя этика управленческой деятельности реализуется как социальная ответственность управленцев. Сегодня ответственность управленцев за последствия (социальные, экономические, экологические и др.) своих действий (решений) все возрастает и возрастает. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
25.3. ХАРАКТЕРИСТИКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
25 ХАРАКТЕРИСТИКИУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
ХАРАКТЕРИСТИКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
26 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
27 1. Субъектность управленческой деятельности 2. Самостоятельное целеполагание, осуществляемое субъектом управления 3. Опосредованность результата управленческой деятельности 4. Творческий характер управленческой деятельности 5. Необходимость моделирования 6. Ответственность субъекта управления за процесс и результаты своей деятельности и деятельности управляемых им субъектов и/или объектов 7. Развитие и адаптация ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация Уровни адаптации
-
28 28 Принцип иерархии; Принцип унификации; Принцип целенаправленности; Принцип открытости; Принцип эффективности; Принцип ответственности; Принцип невмешательства; Принцип общественно-государственного управления; Принцип развития; Принцип полноты и прогнозирования; Принцип регламентации и ресурсного обеспечения; Принцип обратной связи; Принцип адекватности; Принцип оперативности; Принцип опережающего отражения; Принцип адаптивности; Принцип рациональной централизации; Принцип демократического управления; Принцип согласованности; Принцип этичности (доминирования этических норм). 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-
29 29 Принцип 1 (иерархии). Система управления имеет, как правило, иерархическую структуру. Она должна соответствовать структуре управляемой системы и не должна противоречить иерархии смежных (по горизонтали и вертикали) систем. Принцип 2 (унификации). Управляемые и управляющие системы и подсистемы всех уровней должны описываться и рассматриваться в рамках единых принципов (как с точки зрения параметров их моделей, так и с точки зрения критериев эффективности функционирования), не исключающих, впрочем, необходимости учета специфики каждой конкретной системы. Принцип 3 (целенаправленности). Любое воздействие системы управления на управляемую систему должно быть целенаправленным. Принцип 4 (открытости). Функционирование системы управления должно быть открытым для информации, инноваций и т.д. Принцип 5 (эффективности). Система управления должна реализовывать наиболее эффективные из допустимых управляющих воздействий. Принцип 6 (ответственности). Система управления несет ответственность за принимаемые решения и за эффективность функционирования управляемой системы. 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ. I
-
30 25-30 Принцип 7 (невмешательства). Вмешательство управляющего органа любого уровня происходит в том и только в том случае, когда непосредственно подчиненные ему элементы не обеспечивают (в настоящее время и/или с учетом прогноза) реализации комплекса необходимых функций. Принцип 8 (общественно-государственного управления, соучастия). Управление социальной системой должно быть нацелено на максимальное вовлечение всех заинтересованных субъектов (общество, органы государственной власти, физические и юридические лица) в совершенствование функционирования управляемой системы и самой системы управления. Принцип 9 (саморазвития). Одним из управляющих воздействий является изменение самой системы управления (которое, будучи индуцированным изнутри, может рассматриваться как саморазвитие). То же касается и развития управляемой системы. Принцип 10 (полноты и прогнозирования). Предлагаемый набор управляющих воздействий должен в заданном диапазоне внешних условий обеспечивать достижение поставленных целей (требование полноты) оптимальным (и/или допустимым) способом с учетом возможных реакций управляемой системы на те или иные управляющие воздействия в прогнозируемых внешних условиях. Принцип 11 (регламентации и ресурсного обеспечения управленческой деятельности). Управленческая деятельность должна быть регламентирована (стандартизована) и соответствовать ограничениям, установленным метасистемой (системой более высокого уровня иерархии). Любое управленческое решение должно быть допустимым, в том числе – с точки зрения обеспеченности требуемыми ресурсами. Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ. II
-
31 31 Принцип 12 (обратной связи). Для эффективного управления, как правило, необходима информация о состоянии управляемой системы и условиях ее функционирования, причем реализация любого управляющего воздействия и ее последствия должны отслеживаться, контролироваться субъектом управления. Принцип 13 (адекватности). Система управления (ее структура, сложность, функции и т.д.) должна быть адекватна (соответственно, структуре, сложности, функциям и т.д.) управляемой системы. Задачи, которые стоят перед управляемой системой, должны быть адекватны его возможностям. Принцип 14 (оперативности). При управлении в режиме реального времени информация, необходимая для принятия решений, поступала вовремя, сами управленческие решения принимались и реализовывались оперативно в соответствии с изменениями управляемой системы и внешних условий ее функционирования. Другими словами, характерное время выработки и реализации управленческих решений не должно превышать характерное время изменений управляемой системы (то есть система управления должна быть адекватна управляемым процессам в смысле скорости их изменений). Принцип 15 (опережающего отражения). Сложная адаптивная система прогнозирует возможные изменения существенных внешних параметров. Следовательно, при выработке управляющих воздействий необходимо предсказывать и упреждать такие изменения. 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ. III
-
32 32 Принцип 16 (адаптивности). Во-первых, при принятии управленческих решений необходимо учитывать имеющуюся информацию об истории функционирования управляемой системы, а, во-вторых, однажды принятые решения (и даже принципы их принятия) должны периодически (см. принцип оперативности) пересматриваться в соответствии с изменениями состояния управляемой системы и условий ее функционирования. Принцип 17 (рациональной централизации). В любой сложной многоуровневой системе существует рациональный уровень централизации управления, полномочий, ответственности, информированности, ресурсов и т.д. Рациональная централизация, в том числе, подразумевает адекватную декомпозицию и агрегирование целей, задач, функций, ресурсов и т.д. Принцип 18 (демократического управления). Иногда его называют принципом анонимности. Этот принцип заключается в обеспечении равных условий и возможностей для всех участников управляемой системы без какой-либо их априорной дискриминации в получении информационных, материальных, финансовых, образовательных и других ресурсов. Принцип 19 (согласованности). Управляющие воздействия в рамках существующих институциональных ограничений должны быть максимально согласованы с интересами и предпочтениями управляемых субъектов. Принцип 20 (этичности, гуманизма). При принятии управленческих решений учет существующих в обществе, организации и т.д. этических норм имеет приоритет перед другими критериями. 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ. IV
-
25.4. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРАУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
33 Логическая структура управленческой деятельности 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
34 34 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ И НАУКИ ОБ УПРАВЛЕНИИ Управленческая деятельность имеет ту же общую логическую структуру, что и любая другая практическая деятельность. В силу своей специфики (в частности, направленности на деятельность управляемого субъекта) логическая структура управленческой деятельности, точнее – «внешняя» ее составляющая, описывается и общими подходами теории управления. Поэтому, рассмотрим структуру теории управления. Говоря о формах, методах, средствах и т.д. управления будем, в основном, иметь в виду не столько формы, методы и средства деятельности субъекта управления, сколько формы, методы и средства его взаимодействия с управляемым субъектом. Методология управления является учением об организации управленческой деятельности, то есть деятельности субъекта управления. Наука об управлении («теория управления» на жаргоне своих представителей) акцентирует свое внимание, в основном, на взаимодействии субъекта управления и управляемой системы.
-
КОМПЛЕКС ЗАДАЧ И ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ
35 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
МЕТОДЫ (ВИДЫ) УПРАВЛЕНИЯ
36 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРАУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. I
37 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРАУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. II
38 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
39 39 Теорией называется форма организации достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения и предсказания явлений и процессов данной предметной области, то есть всех явлений и процессов, описываемых данной теорией. Любая научная теория состоит, во-первых, из взаимосвязанных структурных компонентов. Во-вторых, любая теория имеет в своем исходном базисе центральный системообразующий элемент. Центральным системообразующим элементомтеории управления (социальными, организационными и др. системами) является категория организации, так как управление – процесс организации, в результате которого в управляемой системе появляется организация как свойство. 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация ТЕОРИЯ ?
-
40 40 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация КОМПОНЕНТЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
-
25.5. ВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРАУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
41 Временная структура управленческой деятельности 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ФАЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСУБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ И УПРАВЛЯЕМОГО СУБЪЕКТА
42 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
ФУНКЦИИ И КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
43 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
ФАЗЫ, СТАДИИ И ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
44 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССАУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. I
45 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССАУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. II
46 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССАУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. III
47 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
-
25.6. ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 25
48 Бурков В.Н., НовиковД.А., Коргин Н.А. Введение в теорию управления организационными системами: Учебник. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. Бутковский А.Г. К методологии и философии кибернетики. – М.: ИПУ РАН, 2010. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. – М.: Наука, 1983. Кун Т. Структура научных революций. – Москва, 2001. Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. – М.: Наука, 1979. Новиков А.М., Новиков Д.А.Методология. – М.: Синтег, 2007. Новиков Д.А. Методология управления. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. Новиков Д.А. Теория управления организационными системами. – М.: Физматлит, 2007. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. – М.: Высшая школа, 1989. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем. – М.: Высшая школа, 1998. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. – М.: Изд-во иностранной литературы. 1959. Все работы, или ссылки на них, можно найти в свободном доступе в электронной библиотеке на сайте www.mtas.ru 25- Механизмы управления. Глава 25. Методология управления / опорная презентация
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.