Содержание
-
ВАЖНО НЕ КОЛИЧЕСТВО ЗНАНИЙ, А КАЧЕСТВО ИХ. МОЖНО ЗНАТЬ ОЧЕНЬ МНОГОЕ, НЕ ЗНАЯ САМОГО НУЖНОГО
-
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
к. ю. н., Крюков Владимир Васильевич
-
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Правовое регулирование экономики – это деятельность государства в лице его компетентных органов, направленная на установление, изменение, дополнение законодательных и иных обязательных юридических правил (норм, требований и т.д.), предназначенных для упорядочения экономических отношений с целью обеспечения органического сочетания публично-правовых и частно-правовых интересов в обществе
-
Правовое регулирование экономических отношений основывается на принципах:
- равенства их участников, - неприкосновенности собственности, - свободы договора, - недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела предприятий, - беспрепятственного осуществления гражданских прав, - обеспечения восстановления нарушенных прав, - судебной защиты.
-
Административные методы регулирования экономики
прямой контроль государства над монопольными рынками; административное регулирование рынков тех товаров неэластичного спроса, которые отнесены к монополии государства, с применением планирования цен, введением жестких ставок акцизных налогов; обеспечение экономической безопасности производства; разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видов производственной и экономической деятельности и контроля над их выполнением; определение и поддержание минимально допустимых параметров и норм жизнедеятельности человека; защита национальных интересов в сфере международных экономических отношений.
-
Итог:
-
Государственный контроль – лицензирование
Лицензия - это специальное разрешение соответствующих органов на ведение определенной деятельности. Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в ней вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления. Лицензирующими органами являются только органы исполнительной власти РФ или субъектов РФ, в чьей компетенции в соответствии с законом находится тот или иной лицензируемый вид деятельности. Например: банковская и иная кредитная деятельность, производство этилового спирта, разработка и производство боеприпасов и их составных частей и другие
-
Защита в сфере антимонопольного права
Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Недобросовестная конкуренция -это любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Видами монополистической деятельности признаются так называемые горизонтальные и вертикальные соглашения хозяйствующих субъектов.
-
Конституция РФ
-
Гражданский кодекс РФ
Следующим по значению после Конституции РФ источником хозяйственного права в нашей стране является Гражданский кодекс Российской Федерации. Именно в нем содержатся правовые нормы, регулирующие такие важные для участников хозяйственной деятельности отношения, как отношения собственности, обязательственные отношения, включая договорные (куплю-продажу, поставку, подряд, капитальное строительство и т. д.) и другие. Среди кодифицированных актов, помимо Гражданского кодекса РФ, в качестве источников хозяйственного права можно рассматривать Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ. В них также содержаться правовые нормы, непосредственно касающиеся субъектов хозяйственной деятельности, устанавливающие наказания за правонарушения в этой сфере.
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
Административное право занимает собственную нишу в этом процессе. Основные задачи административного права состоят в том, чтобы создавать базу для эффективного воздействия государства на прогрессивное развитие всех отраслей народного хозяйства, обеспечить безопасность личности, общества и государства, а именно экономическую составляющую этой безопасности. Отсюда проистекают задачи административно-правового регулирования: создать правовой механизм воздействия государства на развитие экономики в интересах всего общества и каждого его члена, обеспечить такую свободу экономической деятельности, которая способствовала бы росту общественного производства, укреплению экономического и оборонного потенциала страны и в конечном счете защите прав человека и гражданина.
-
Федеральные законы
К числу важнейших источников хозяйственного права следует отнести целый ряд федеральных законов, регулирующих отдельные аспекты экономической деятельности: «Об акционерных обществах», «О банках и банковской деятельности», «О бухгалтерском учете», «О несостоятельности (банкротстве)» и многие другие.
-
Указы Президента и Постановления Правительства РФ
Важную роль в регулировании экономических отношений в нашей стране играют указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. По своему значению они иногда сопоставимы с законами. Однако следует помнить, что при всей их важности, это все-таки подзаконные акты, и они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Главное их предназначение — обеспечить реализацию положений Конституции и законов.
-
147-ФЗ «О естественных монополиях
-
164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"
-
2300-ФЗ «О защите прав потребителей»
Защита прав потребителей - эта сфера имущественного оборота, где присутствует государственное регулирование, имеет особенно важное знаковое значение для страны, где формируются цивилизованные рыночные отношения.
-
О действии законодательства РФ
Действующее законодательство закрепляет особый порядок заключения и исполнения договоров, предусматривающих удовлетворение государственных нужд. Валютное регулирование, сфера внешней торговли - традиционная область, где сильны публично-правовые элементы регулирования.
-
Уровни регулирования
Говоря о механизме правового регулирования экономики, нельзя не обратить внимание на различные уровни регулирования. В условиях федеративного государства, каковым является Россия, это прежде всего регулирование на уровне Федерации и ее субъектов.
-
Особые правовые режимы
-
Выводы
-
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
1. Понятие и функции правового регулирования экономики. Экономика, рынок, право. Рынок как объект правового регулирования. Экономические отношения и их правовое регулирование. Особенности государственного регулирования экономики в переходный период. Развитие предпринимательской деятельности в России. 2. Правовое регулирование экономики на современном этапе. Роль Гражданского кодекса РФ в регулировании экономических отношений и предпринимательства. 3. Принципы осуществления хозяйственной деятельности ТЕМЫ ДОКЛАДОВ 1. Финансовые правоотношения. Понятие и виды. 2. Правовое регулирование аудита. 3. Правовое регулирование деятельности кредитных организаций. 4. Гражданское законодательство и его система. 5. Экономические функции государства как предпосылки его участия в хозяйственной деятельности. 6. Цели и принципы государственного воздействия на экономику.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.