Содержание
-
Этические проблемы исследования в психологии
-
Введение
За рубежом, в частности в США и Великобритании, государственными учреждениями и общественными профессиональными организациями разработаны специальные нормативные кодексы, регламентирующие этическую сторону исследовательской борьбы. Американской психологической ассоциацией (1992) и Британским психологическим обществом (1991) также разработаны этические принципы, которые должны придерживаться исследователи-психологи в своей профессиональной деятельности.
-
Требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате изучения лекции студент должен иметь представление:
- Об основных понятиях этических проблем исследования в психологии;
- О терминах, касающихся этических категорий и норм исследования в психологии;
В результате изучения лекции студент должен уметь:
- Оперировать основными терминами, касающимися данной темы;
- Анализировать научную литературу по проблеме.
-
Содержание
- Ключевые понятия
- Учебный материал:
- Главные условия психологического исследование - информированное согласие.
- Знание специальных критериев и сохранение нормальных, естественных условий.
- Ложь во благо как прием утаивания информации.
- Дебрифинг и 6 основных методов психологического исследования.
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
-
Ключевые понятия
- Информационное согласие
- Дебрифинг
- Экспериментальное исследование
- Полевое исследование
- Ролевая игра
-
Информированное согласие
Один из способов снятия этической проблемы – информирование участников о процедурах исследования, чтобы получить их согласие на участие. Исследователь, насколько это возможно, должен заранее информировать участником о требованиях, которые будут предъявляться в исследовании, об условиях исследования, чтобы заручиться согласием людей на участие в данном исследовании.
-
Этические проблемы исследования в психологии
- Исследователь должен тщательно планировать проведение полевого исследования, чтобы избежать опасности вторжения в личную жизнь.
- В условиях полевого исследования разглашение информации о его целях грозит сделать исследование бессмысленным. Поэтому исследователю приходится лавировать, чтобы не обессмыслить исследование и не нанести в то же время случайного вреда.
-
Критерии полевых исследований.
- Сохранение нормальных, естественных условий. Когда исследователь не вносит произвольных изменений в естественный ход событий, то многие этические проблемы отпадают сами по себе.
- Но и при этом условии исследователь должен учитывать все возможные опасности, способные нанести вред людям.
-
Этические проблемы исследования в психологии
Другая этическая проблема связана с тем, что участников иногда приходиться вводить в заблуждение либо посредством утаивания информации, либо через специально неверное информирование.
-
Обман участников становиться ненужным, если получено согласие на участие в исследовании. Если же обман является необходимой частью исследовательской процедуры, то необходимо, чтобы сразу же по завершению исследования исследователь сам взял на себя обязанность разъяснения истинных целей исследования.
-
Если исследователь, изучая поведение, связанное с оказанием помощи, раскроет участникам цель исследования, то тем самым он рискует свести на нет возможность что-либо узнать о том, как, при каких условиях люди на самом деле оказывают на самом деле помощь. Вместо этого он может узнать только о стремлении участников убедить исследователя в том, какие они отзывчивые и добросердечные. Таким образом, иногда бывают оправданными и утаивание информации,
-
Дебрифинг
Дебрифинг – термин, взятый из военного лексикона, означает процедуру, в ходе которой исследователь открывает участникам истинные цели проведения и проводит психологическую реабилитацию испытуемых. Если участникам были сообщены ложные цели исследования, исследователь должен после его окончания полностью объяснить и настоящие цели исследования, и то, зачем необходим обман.
-
Этические проблемы исследования в психологии
- Этическая проблема социально-психологического исследования связана с сохранением конфиденциальности полученных сведений и анонимности участников.
- Исследователи обязаны защищать анонимность и конфиденциальность участников всеми предусмотренными для этого способами так, чтобы люди могли быть уверены, что их анонимность будет сохранена.
-
Задания для самопроверки
- Какое главное условие психологического исследования вы знаете?
- Назовите специальные критерии психологического исследования.
- Что означает тезис: ложь во благо как прием утаивания информации в работе психолога?
- Что такое дебрифинг?
- Назовите основные методы психологического исследования?
-
Рекомендуемая литература
- Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998.
- Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Мн.,1997.
- Зеленкова И.Л. Основы этики. Мн., 1998.
- Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. Ростов н/Д., 1999.
- Кондрашов В.А. Этика.
- Основы этических знаний. СПб., 1998.
- Словарь по этике. М., 1989.
- Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. Учеб. пособие. М., 1994.
- Этика /под ред. Мишаткиной Т.В., Яскевич Я.С.: Учеб. пособие. Мн., 2002.
-
- Карнилова Т.В. Методы исследования в психологии: Квазиэксперимент. М.: ФОРУМ-ИНФРО, 1998.
- Зимбардо Ф. Стэнфордский тюремный эксперимент. 1975.
- Пайнс Э. Маслачка. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000.
- Корнилова Т. В. Методы исследования в психологии: Квазиэксперимент. М.: ФОРУМ-ИНФРО, 1998.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.