Содержание
-
Формирование морального сознания личности
-
Введение
Этические учения по-разному определяли ценность тех или иных мотивов. Для одних доминирующим был мотив желания блага себе, для других, напротив, желание блага другому. Такова одна из главных антиномий в этике: противоположность между эгоизмом (от лат. ego - я) – желанием блага себе и альтруизмом (от лат. alter – другой) – желанием блага другому.
-
Требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате изучения лекции студент должен иметь представление:
- Об основных понятиях морального сознания личности;
- О терминах, касающихся этических категорий и норм морального сознания;
В результате изучения лекции студент должен уметь:
- Оперировать основными терминами, касающимися данной темы;
- Анализировать научную литературу по проблеме.
-
Содержание
- Ключевые понятия
- Учебный материал:
- «Дуальности» морального сознания.
- Образы человека, сформировавшиеся в результате морального выбора (святой, герой, грешник, злодей, преступник, предатель).
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
-
Ключевые понятия
- Добро и зло;
- Выбор и ответственность;
- Преступление и наказание;
- Свобода и заключение;
- Долг, стыд, вина.
-
Мотивы
- Первый мотив – желание блага себе – определяет в целом этику эгоизма. Эгоизм включает в себя себялюбие и самолюбие. Себялюбие – это естественная склонность к самосохранению, оно является мерой любви к другому.
- Исторически исходной, элементарной формой этики эгоизма явился гедонизм (от греч. hedone – удовольствие, наслаждение). Благо отождествлялось здесь с удовольствием, а желание блага себе сводилось к стремлению к удовольствию, к погоне за наслаждениями. Но всякое ли удовольствие есть благо? Ответ на этот вопрос привел к новым, более утонченным формам «этики эгоизма», стремящимся определить меру удовольствия.
-
Эвдемонизм
- Так, эвдемонизм (от греч. еudaimonia – блаженство или счастье) исходил из того, что благом являются лишь разумные удовольствия, т.е. не влекущие за собой страдания, раскаяния или сожаления. Разумное удовольствие и есть блаженство или счастье. Это не сиюминутное чувственное наслаждение, а устойчивое состояние души, не волнуемое никакими страстями.
-
Эгоизм
Теория разумного эгоизма еще больше усиливает альтруистическое звучание мотива собственного блага. Человек может достичь собственного блага, только стремясь к благу общему. Счастлив тот, чьи личные интересы совпадают с интересами других людей, с интересами целого (общества, государства), даже ценой самопожертвования. Альтруистические поступки причисляются здесь к разряду эгоистических.
-
Перфекционизм
Перфекционизм (от лат. perfectio – совершенство) – этика совершенствования – доводит до предела альтруистический смысл мотива желания собственного блага. Желание блага самому себе означает здесь желание духовного самосовершенствования. Заботясь о благе души, человек перестает быть эгоистом, ибо думать о собственной душе – значит думать о благополучии других, спасать свою душу – значит отдавать себя другим, жертвовать собой ради других.
-
Зло
- Желание зла другому – получает свое обоснование, как правило, в сочетании с другими мотивами. Так, в сочетании с мотивом желания блага себе он образует крайне индивидуалистический вариант этики эгоизма, этики «человека из подполья» (Ф.М. Достоевский).
- С этической точки зрения желание зла другому может быть оправдано только желанием ему будущего блага (при условии относительности зла и абсолютности блага).
-
Желание зла себе – в своем чистом виде выходит за рамки этики и представляет собой психопатологический импульс аутоагрессии. Этическая ценность этого мотива проявляется прежде всего в сочетании с мотивами желания блага себе и желания блага другому.
-
Добро и зло
- Добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества. Добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства.
- Зло есть уничтожение, подавление, унижение. Зло – деструктивно, оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга и от животворящих истоков бытия, к гибели.
-
Долг
- Долг - это необходимость выполнять свои нравственные обязанности, подчиняться воле более значимой, чем моя собственная.
- Долг только тогда становится собственно нравственным феноменом, когда следование его требованиям является добровольным. Нравственный долг - это наше сознательное и свободное подчинение моральному повелению.
- Представление о моральном долге как о бескорыстном неизбирательном доброжелательстве включает в себя запрет на однозначное и категоричное суждение других – тех, кто не соответствует идеалу. Моральный долг относится в первую очередь к себе самому. Именно к себе должен человек предъявлять наивысшие моральные требования.
-
Задания для самопроверки
- Дайте определение добра. Чем добро отличается от пользы?
- Какие вы знаете виды зла и как они связаны друг с другом?
- Опишите версии решения вопроса: «Откуда в мире зло?»
- В чем различие понимания добра и зла в религиозном и безрелигиозном сознании?
- Раскройте диалектику добра и зла в конкретных жизненных ситуациях.
-
- Что такое нравственный долг и какие существуют представления о его источниках?
- Есть ли у человека нравственный долг перед самим собой?
- Раскройте содержание понятия «совесть». Как соотносятся совесть и разум?
- Что такое стыд и какую роль в нем играет мнение Других?
- В каких ситуациях человек стыдится?
- Раскройте смысл понятий «вина», «обида», «прощение», «раскаяние» и объясните их связь между собой.
-
Рекомендуемая литература
- Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998.
- Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Мн.,1997.
- Зеленкова И.Л. Основы этики. Мн., 1998.
- Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. Ростов н/Д., 1999.
- Кондрашов В.А. Этика.
- Основы этических знаний. СПб., 1998.
- Словарь по этике. М., 1989.
- Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. Учеб. пособие. М., 1994.
- Этика /под ред. Мишаткиной Т.В., Яскевич Я.С.: Учеб. пособие. Мн., 2002.
-
- Ефимов В.Т. Этология как учение о нравах и нравственности. М., 1992.
- Иванов В.Г. История этики Древнего мира. СПб., 1998.
- Иванов В.Г. История этики Средних веков. Л., 1984.
- Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. М., 1994.
- Этика: словарь афоризмов и изречений. М., 1995.
- Этика и мораль в современном мире. Материалы конференции // Вестн. Моск. ун-та". Серия 7. Философия. 2001. № 1.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.