Содержание
-
Морально-нравственный выбор и специфика воздействия на личность
-
Введение
- У каждого человека есть право влиять на других. Но у каждого есть право и отвергать чужое влияние. Это касается и тех, кто кажется нам стоящим ниже по уровню психического, нравственного или профессионального развития.
- Каждый человек может и будет пытаться влиять на нас тем или иным образом, потому что это один из способов выражения им своих собственных потребностей, и каждому дано равное право выражать свои потребности и отстаивать их.
-
Требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате изучения лекции студент должен иметь представление:
- Об основных понятиях морально-нравственного выбора;
- О терминах, касающихся этических категорий и норм морально-нравственного выбора;
В результате изучения лекции студент должен уметь:
- Оперировать основными терминами, касающимися данной темы;
- Анализировать научную литературу по проблеме.
-
Содержание
- Ключевые понятия
- Учебный материал:
- Этические аспекты психологического влияния;
- понятие психического влияния и противостояние;
- варварские и цивилизованные влияние;
- трудные вопросы манипуляции:
- допустима ли манипуляция с этической точки зрения;
- является ли любое поведение, в котором мы заранее не объявляем свои цели, манипуляцией.
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
-
Ключевые понятия
- Психологическое влияние;
- Противостояние;
- Варварское влияние;
- Цивилизованное влияние;
- Манипуляция.
-
Психологическое влияние
- Психологическое влияние - это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие.
- Противостояние чужому влиянию – это сопротивление воздействию другого человека с помощью психологических средств.
-
Инициатор влияния
- Инициатор влияния – тот из партнеров, к которому обращена первая попытка влияния. В дальнейшем взаимодействии инициатива может переходить от одного партнера к другому в попытках взаимного влияния, но всякий раз тот, кто первым начал серию взаимодействий, будет называться инициатором, а тот, кто первым испытал его влияние, - адресатом.
- Открытое психологическое взаимодействие – взаимное влияние, цели которого заранее объявляются или не скрываются.
-
Скрытое психологическое взаимодействие
- Скрытое психологическое взаимодействие – взаимное влияние, цели которого не объявляются или маскируются под цели открытого взаимодействия.
- Первый шаг на пути цивилизованного влияния – осознание своих истинных целей. Осознав свои цели, можно решить, насколько они достойны того, чтобы мы стремились их реализовать, а затем найти цивилизованные способы получения помощи и поддержки других людей для их осуществления.
-
- При рассмотрении права на влияние мы всякий раз говорим о личностном влиянии, которым, по выражению В.Н. Куницыной, Н.В. Казариновой и В.М. Погольша, «проникнут каждый акт человеческого общения и взаимодействия в социуме». Именно правом личностного влияния наделен в равной степени каждый человек.
- Однако что касается влияния, которое производит свой эффект не через секунду, пять минут или несколько часов, а через месяцы, годы и десятилетия, то здесь речь идет не о праве влияния, а о его могущественности («Много званых, но мало избранных»).
-
Цивилизованное влияние
- Под цивилизованным влиянием мы понимаем влияние: 1) соответствующее правилам этикета и 2) соответствующее этическим нормам, принятым самим субъектом.
- «Нормы этикета – это способы оказания уважения, знаков внимания, почтения... Этикет приобретает нравственную ценность как совокупность знаков признания, которые удовлетворяют потребность людей в социальных «поглаживаниях». Поэтому даже формальное, условное проявление чувств имеет моральное значение» (Колесова А.В., 1995).
-
Этика
- Этика – учение о нравственности (морали), ее происхождении и развитии, о правилах и нормах поведения людей, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу, к родине, к государству и т.д.
- Цивилизованное влияние соответствует как правилам поведения, обхождения (этикету), так и субъективным критериям справедливости или благородства (этике).
-
Виды влияния
- Варварство – грубость, дикость нравов, невежественное отношение к культурным ценностям.
- Цивилизованное влияние
- Манипуляция
- Варварское влияние
- В делении психологического влияния на варварское, манипулятивное и цивилизованное есть единая ось – ось цивилизованности.
-
Классификация межличностных отношений
- Классификация уровней межличностных отношений, предложенная Е.Л. Доценко.
- Шкала межличностных отношений (по: Доценко Е.Л., 1996. С.102):
- Другой – средство Другой – ценность
- Доминирование
- манипуляция
- соперничество
- партнерство
- содружество
-
Задания для самопроверки
- Как отличить того, кто манипулирует, от того, кто ведет бессознательную психологическую игру?
- Что делать, если на «простых» работников действует только угроза наказания?
- Как противостоять человеку, который не слушает аргументов?
- Как противостоять давлению?
- Если я понял, что мною манипулируют, то продолжает ли это оставаться манипуляцией?
-
Рекомендуемая литература
- Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998.
- Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Мн.,1997.
- Зеленкова И.Л. Основы этики. Мн., 1998.
- Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. Ростов н/Д., 1999.
- Кондрашов В.А. Этика.
- Основы этических знаний. СПб., 1998.
- Словарь по этике. М., 1989.
- Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. Учеб. пособие. М., 1994.
- Этика /под ред. Мишаткиной Т.В., Яскевич Я.С.: Учеб. пособие. Мн., 2002.
-
- Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2001. – 256 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
- Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии. М., 1992.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
- Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.
- Фромм Э. Искусство любви. Мн., 1990.
- Фромм Э. Человек для себя. М., 1991. Толстой Л. Н. Не убий никого// Этическая мысль: научно-публицистические чтения. М., 1992.
-
Посмотреть все слайды
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.