Содержание
-
Лекция № 15
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
-
План занятий
1. Природа сущность и предназначение человека. 2. Сущность и существование человека. 3. Бытие человека в природе. 4. Бытие человека в обществе. 5. Человек в системе культуры. 6. Философия осмысления глобальных проблем современности.
-
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Философской антропологией называются разделы философии, изучающие природу, сущность и предназначения человека.
-
Исторические принципы понимания человека В конце 20 века М. Фуко провозгласил «смерть человека», т. к. человек не обладает собственным разумом или моралью, он – марионетка власти.
-
Философская антропология ХХ в. – целостный подход к сущности человека М. Шеллер (1874-1928) – человек, как «надмирность», возможность к самосознанию, целостной оценки себя. Г. Плеснер (1892-1985)- человек, как эксцентричность и неопределенность. А. Гелен (1904-1976)- человек, как недостаточность и детальность.
-
Теории происхождения человека (антропогенез) Биологические − прямохождение − развитые руки − большой мозг − членораздельная речь Формы деятельности − труд − коллективная деятельность − мышление − язык − нравственность Креационизм – человек создан Богом «по образу и подобию Божьему» Эволюционная теория – человек произошел от обезьяноподобных предков Космическая теория - человек инопланетное происхождение
-
Сущность человека Сущность человека в разуме ( Homo sapiens - человек разумный) – Аристотель, Декарт Человек созидающий ( Homo faber) – конец XIX в. Человек религиозный ( Homo religiosus) – «Как образ и подобие Божие» Человек играющий (Homo ludens) - И. Хейзинга Политическое или общественное животное ( Zoon politikon) – Аристотель Символическое животное – Э. Кассирер « Тростник мыслящий» – Б. Паскаль «Больная обезьяна Бога» Ф. Ницше
-
Persona – театральная маска актера, личина, система соц. ролей Внутреннее богатство духовного мира человека Индивид ( от лат. Individum– неделимое, особь) – любойпредставитель человеческого рода. Индивидуальность – неповторимая совокупность свойств, отличающая одного человека от другого. Личность – индивид в аспекте его социальных качеств
-
Ценность человеческого существования Аксиология ( от греч. Axia – ценность, logos – учение) – философское учение о ценностях и их природе. Ценностями называют вещи и явления, имеющие существенное значение для человека. Основания ценностей Потребности Интересы Традиции ЦЕННОСТИ
-
Потребность - ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования Пирамида потребностей А. Маслоу
-
Интерес – конкретная причина действий, определяющая социальное поведение. Традиции – социальное и культурное наследие, сохраняемое и передаваемое поколения в поколение.
-
Классификация ценностей МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ Удовлетворяющие первичные потребности человека Имеющие символический смысл (направленно показывающий высокий социальный статус человека) ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ Знание и истина (наука) Красота и творчество (искусство) Добро и справедливость (этика) Святость (религия)
-
Классификация ценностей ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ Жизнь Свобода Совершенство Справедливость ЛИЧНЫЕ ЦЕННОСТИ Индивидуальные Уникальные ГРУППОВЫЕ ЦЕННОСТИ Национальные Корпоративные Внутрисемейные Конфессиональные
-
Классификация ценностей ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ – ЦЕННЫЕ САМИ ПО СЕБЕ − Счастье − Удовольствие − Внутренняя гармония − Свобода ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ- ЦЕННОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ ЦЕЛИ − Интеллигентность − Логичность − Честность − Ответственность − Вежливость
-
Смысл человеческой жизни. Вопрос о смысле жизни – это вопрос о том, существует в мире некий замысел, существующий вне человека и предполагающий духовное упорядочение Вселенной Вопрос о смысле человеческой жизни – насколько я могу найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Три класса ценностей (смысловые универсалии) позволяющие сделать жизнь человека осмысленной (В. Франкл) Ценности творчества - труд Ценность переживания - любовь Ценности отношений -этическая позиция
-
Буддизм. Жизнь есть бесконечное страдание и смысл жизни прервать порочный круг перерождения – нирвана Античность. Смысл жизни выводится из естественных законов самой жизни: ─ стремление к наслаждению (гедонизм) – Эпикур ─ стремление к счастью (эвдемонизм) – Аристотель Христианство. Смысл жизни – понять и исполнить Божью волю. Иррационализм А. Шопенгауэра. Смысл жизни в подавлении желания, отказ от стремлений и удовольствий
-
Экзистенциализм А. Камю. Смысл жизни – с достоинством перед лицом абсурдности гордый бунт человека против собственной ситуации «нет судьбы, которую нельзя победить презрением» Теология 20 в. Т. де Шарден. Жизнь – единая сущность, мир – единый организм, находящийся в эволюции, направление которого предопределено. Конечный результат эволюционного процесса – человек в абсолютном состоянии любви и духовного единства.
-
Нравственные ценности и мораль Этика ( от греч. Ethos – нрав, обычай, характер) – философская наука о морали. Нравственность – это выражение норм и идеалов в реальной жизни человека. Структура морали
-
Мораль - это осмысление противоположностей между: добром злом Оценочные суждения: «предательство-зло» сущим должным нормативные суждения: «не предавай»
-
Функции Морали Оценочная Регулятивная Контролирующая Интегрирующая Воспитательная
-
Описательная (или дескриптивная) этика Исторический анализ морали Вопрос о происхождении морали – ответ об основании морали Натуралистические концепции Биологическая природа человека ─ Первобытная мораль – цель выживание рода ─ Гоббс Религиозные концепции Сверхприродное начало Социологические концепции Законы функционирования общества ─ М.Вебер
-
Нормативная этика Установление правил поведения для человека и общества Мировые религии – набор норм, заповедей, запретов Заповеди Ветхого и Нового Завета Верь в единого бога 2. Не сотвори себе кумира 3. Не произноси имени бога напрасно 4. Чти день субботний 5. Почитай родителей 6. Не убивай 7. Не прелюбодействуй 8. Не кради 9. Не лжесвидетельствуй 10. Не завидуй Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем Возлюби ближнего своего как самого себя
-
Нормы поведения в буддизме 1. Не убивай 2. Не прелюбодействуй 3. Не лги 4. Не употребляй одурманивающих веществ Основные нормы ислама «Столпы ислама» 1.Свидетельствование: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его»; 2. Обязательная молитва 5 раз в день; 3. Соблюдение поста в месяц рамадан; 4. Материальная помощь нуждающимся; 5. Хадж – паломничество в Мекку
-
Универсальные моральное принципы: Правило талиона. Степень воздержания, при котором наказание строго соответствует причинённому вреду «око за око, зуб за зуб». Золотое правило нравственности (Будда, Конфуций, Фалес, Мухаммед, Христос). Заповедь любви (Христос) «Возлюби ближнего своего как самого себя». Принцип золой середины (Аристотель) «Избегай крайностей и соблюдай меру». Категорический императив (И. Кант) «Поступай так, чтобы основания твоего поступка могли стать всеобщим законом». Принцип наибольшего счастья (И. Бентам, Д. Миль) «Каждый должен вести себя так, чтобы обеспечить наибольшее счастье для наибольшего числа людей»
-
Профессиональная этика Предмет изучения – профессиональная мораль, как конкретизация общечеловеческих моральных принципов применительно к особенностям той или иной профессии ─ взаимоотношения внутри коллектива ─ отношение профессионалов к обществу и общества к профессиональной группе (например к политикам) ─ отношение специалиста к зависимому от него человеку (например: врач – пациент, учитель – ученик) ─ отношение специалиста к своим профессиональным обязанностям.
-
Эстетические ценности Эстетика – область философии, изучающая общие принципы образного постижения мира в процессе деятельности человека, и прежде всего в искусстве. Основная категория эстетики – прекрасное. В эстетике можно выделить: ─ объективные состояния (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое); ─ духовно-практическое освоение мира (эстетический идеал, эстетический вкус); ─ мир субъекта социальной жизни (искусство, художественный образ, творчество).
-
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Проблемы угрожающие существованию человека ─ экологические проблемы; ─ проблема войны и мира; ─ проблемы терроризма; ─ демографическая проблема; ─ проблема сохранения природы человечеством.
-
В середине ХХ в. общество осознало, что существование человечества и жизни человека хрупки и уязвимы. В 60-70х годах ХХ в. создание Римского клуба – международной неправительственной организации. Основатель АурелиоПеччеи – экономист, Италия.
-
Глобальная проблема: ─ угрожает самому существованию человека в будущем; ─ затрагивает интересы всех стран и народов мира; ─ может быть решена в результате коллективных действий; ─ требует неотложных действий.
-
Экологические проблемы: ─ нарушение органической связи человека с природой; ─ загрязнение гидросферы, литосферы и атмосферы Земли; ─ изменение климата на планете; ─ истончение защитных слоев атмосферы; ─ истощение жизненно важных для человека ресурсов; ─ уменьшение биологического разнообразия; ─ сокращение площадей лесов и плодородных земель; ─ загрязнение космического пространства и т.д.
-
Война как глобальная проблема: ─ с XII в. до начала ХХ в. интенсивность военных действий увеличилась в 200 раз; ─ в ХХ в. две мировые войны, число жертв больше, чем во всех предшествующих конфликтах; ─ создание ядерного вооружения. Пацифизм (от лат. pax – мир) – доктрина, призывающая к полному отказу от войн.
-
Теория справедливой войны, включает два вида принципов: 1. Принцип вступления в войну: ─ принцип правого дела – война справедлива, если: ведется в ответ на нападение агрессора и является освободительной; ─ принцип легитимности власти – войну могут начинать только официально уполномоченные лица (первые лица государства, законодательные органы, ООН и т.д.); ─ принцип добрых намерений – государство должно вступать в войну с намерением осуществить только то правое дело, ради которого начата война; ─ принцип вероятности успеха; ─ принцип соразмерности – ожидаемая цена потерь в войне не должна превышать получаемые выгоды; ─ принцип крайнего средства – война может быть начата только после того, как испробованы все разумные невоенные средства решения проблемы.
-
Теория справедливой войны, включает два вида принципов: 2. Принцип ведения войны: ─ принцип соразмерности –цена потерь в каждой отдельной военной операции не должна намного превышать получаемые выгоды; ─ принцип различия – необходимо различать, когда противник является объектом для законного нападения (солдаты, рабочие военных заводов), а когда – нет (старики, женщины (не военные), дети, медперсонал) и т.д.
-
Терроризм Терроризм – противозаконное публичное действие, направленное на устрашение населения ради достижения политических целей Факторы превращения терроризма в глобальную проблему: ─ глобальная информационная среда; ─ пропасть между богатыми и бедными странами; ─ культурные противоречия, «Столкновение цивилизаций» (С. Хантингтон); ─ закономерная болезнь слишком сильной безальтернативной власти (Ж. Бодрийяр); ─ источник терроризма – мировые державы (Н. Хомский)
-
Демографическая проблема Доктрина, призывающая к сокращению народонаселения выдвинута Т.Мальтусом – Англия, экономист, XVIII в. (мальтузианство). Фазы демографического перехода: ─ высокий уровень рождаемости и смертности; ─ высокий уровень рождаемости, снижение уровня смертности; ─ снижение уровня рождаемости и смертности; ─ стабилизация как рождаемости, так и смертности на низком уровне.
-
Проблема человеческой природы Эволюционная теория Ч. Дарвина – представление о неизменности природы человека поставлены под вопрос. Евгеника (от греч. eugenes –породистый) – учение о совершенствовании природы человека путем улучшения его наследственного здоровья. Возможности генетического конструирования особенностей человеческого организма и его индивидуальных особенностей; Биокибернетика – возможность органично соединить тело человека со сложным искусственными устройствами
-
Вопросы?
-
Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.