Презентация на тему "Тема 1. Методология и теория исторической науки"

Презентация: Тема 1. Методология и теория исторической науки
Включить эффекты
1 из 69
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Тема 1. Методология и теория исторической науки", включающую в себя 69 слайдов. Скачать файл презентации 7.51 Мб. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    69
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Тема 1. Методология и теория исторической науки
    Слайд 1

    РУССКАЯ ИСТОРИЯ

  • Слайд 2

    Тема 1. Методология и теория исторической науки

    «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего». Н.М.Карамзин. История государства Российского. Том 1.

  • Слайд 3

    «Аллегория Истории» .Олицетворением Истории является сидящая в центре женская фигура в лавровом венке. История держит на коленях книгу, в которую записываются важнейшие события. Справа прекрасный крылатый юноша в дубовом венке - атрибуте доблести и славы – подносит несколько свитков с известиями. Это, по всей видимости, гений Истории, ее помощник, собирающий сведения о важнейших исторических событиях. Справа и чуть впереди, с косой, символизирующей неумолимую смерть, изображен могучий старик - бог времени Хронос. За спиной Истории еще две фигуры. Чуть позади, слева - Двуликий Янус, персонифицирующий Прошлое и Будущее. Янус указывает на открытый проем – вход в музей, сохраняющий для потомков великие события истории, в противовес могильной плите, символизирующей забвение и краткосрочность земной жизни. В верхней части композиции парит фигура крылатой Аллегории Славы, под звуки трубы также указывающая на вход в Музей Истории. «АЛЛЕГОРИЯ ИСТОРИИ», написанная австрийским живописцем Людвигом Гуттенбруном (1750-1819).

  • Слайд 4

    1.1 Трудности и отличительные свойства истории

  • Слайд 5

    Историческое мышление XX столетия сложилось на базе широкомасштабного синтеза материалистического понимания истории, неопозитивизма и неокантианства под влиянием «критики исторического разума» . Постижение целостности истории при этом осуществляется через призму таких универсалий, как ценность человеческой жизни, рост степеней свободы личности, развитие демократии, прогресс культуры на основе прироста добра, истины и красоты в межличностных и общественных отношениях.

  • Слайд 6

    История – наука ретроспективная, она изучает прошлое, историческое познание опосредуется наличием, полнотой и объективностью исторических источников. Историк исследует не саму историческую реальность, а дошедшие до нас о ней сведения. К тому же историк имеет дело со временем сразу в трех его измерениях: собственном, связывающим два явления, историческом, отмеряющим длительность исторических периодов, и социальном, указывающим на протяженность существования определенного строя жизни.

  • Слайд 7

    Сложность изучения истории заключается в том, что в ней по сей день господствуют синтетические, а не аналитические суждения. История не принадлежит к числу дедуктивных наук. Историки пытаются превратить свою дисциплину в научную: выявляют законы исторических процессов, исследуют ход и закономерности их развития, стремятся использовать математические методы обработки источников, компьютерные технологии. Однако история до сих пор представляет собой скорее род искусства, чем науки. В ней продолжает господствовать повествовательная форма изложения материала. Теоретические построения зависят от субъективных взглядов исследователя или целой эпохи. И здесь мы сталкиваемся с главной трудностью понимания истории. В ней действуют, равно как и изучают её, люди со своими интересами. Дедукция (лат. deductio ‒ выведение) – метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего. Цепь умозаключений (рассуждений), где звенья (высказывания) связаны между собой логическими выводами. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом – следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и её следствия. Дедукция ‒ основное средство доказательства. Противоположно индукции.  

  • Слайд 8

    Другая сложность при изучении истории состоит в близости её нашим насущным интересам. Еще в древности историю называли наставницей жизни. Отсюда неизбежно стремление людей заставить столь «важную персону» говорить то, что нам сегодня выгодно или кажется таковым. Это устойчивое побуждение всех поколений людей свидетельствует о значимости истории в делах настоящего. Ярче других его сформулировал французский историк XX века Марк Блок, назвав «сатанинским врагом истории». Этот порок выявляет себя в «мании судить, т.е. оценивать прошлое вне его времени, а исключительно с точки зрения тех ценностей, которые господствуют в настоящем и считаются достаточными для объяснения преемственной связи прошлого с настоящим». Таким образом, важнейшим отличительным свойством истории является ее тесная связь с современностью. История – это реальность прошлого, без знания ее дальнейшее развитие общества затруднено. Если бы было иначе, необходимость в истории неизбежно отпала. При этом история обеспечивает идейную преемственность поколений.

  • Слайд 9

    1.2 Задачи истории

  • Слайд 10

    Серге́й Фёдорович Плато́нов (1860-1933) – русский историк. Член-корреспондент Петербургской академии наук с 5 декабря 1909 года, действительный член Российской академии наук с 3 апреля 1920 года. Главной целью истории, писал Сергей Фёдорович Платонов «признается изображение развития и изменений жизни отдельных исторических обществ и всего человечества».

  • Слайд 11

    Задача истории, утверждал Василий Осипович Ключевский, состоит в изучении «свойств и действия сил, созидающих и направляющих людское общежитие», «с помощью которых случайные и разнохарактерные людские единицы с мимолетным существованием складываются в стройные и плотные общества, живущие целые века». Василий Осипович Ключевский (1841-1911), один из крупнейших русских историков

  • Слайд 12

    Русский историк Николай Михайлович Карамзин в согласии с древним правилом смотрел на историю как на наставницу жизни: «Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выводы людей и даровать им возможное на земле счастье». Карамзин Николай Михайлович (1766-1826). Историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма. Создатель «Истории государства Российского» - одного из первых обобщающих трудов по истории России.

  • Слайд 13

    Римский философ, оратор МаркТуллий Цицерон утверждал, что первая задача истории – воздерживаться от лжи, вторая – не утаивать правды, третья задачане давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности. МаркТуллий Цицерон (106-43 г. до н.э.

  • Слайд 14

    1.3 Функции истории

    История прежде всего дает народам знание об их прошлом, развивает национальное самосознание и тем способствует поддержанию целостности этногосударственных образований

  • Слайд 15

    Социальные функции истории как науки

  • Слайд 16

    Познавательная функция истории теснейшим образом связана с практически политической. Прошлое при условии умного и бережного к нему отношения способно помогать людям в их практической деятельности, снижать накал политических страстей на поворотных рубежах истории. «Незнание прошлого, – писал Марк Блок в сочинении «Апология истории», – не только вредит познанию настоящего, но и ставит под угрозу всякую попытку действовать в настоящем». Способность возвращаться к истокам в эпохи смертоносной вражды – залог выживания общества и государства. МаркБлок (1886-растрелян фашистами в 1944) ‒ французский историк еврейского происхождения, автор трудов по западноевропейскому феодализму, аграрным отношениям во Франции.

  • Слайд 17

    Две другие важнейшие функции исторического познания – мировоззренческая и воспитательная – способствуют формированию гражданских патриотических ценностей в обществе, развивают на исторических примерах нравственное чувство народов, помогая им осознавать себя частью единого человечества. Человек без корней в прошлом не в состоянии укрепиться в настоящем и быть членом общечеловеческого коллектива. «Сотри у народа его прошлое, и ты лишишь его судьбы», – гласит народная мудрость. «История питает нравственное чувство, – писал Н.М. Карамзин, – и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества».

  • Слайд 18

    1.4. Принципы исторического познания

    Методология истории выделяет три основных принципа исследования: социально-гуманистический, принцип историзма и объективности За другисвоя

  • Слайд 19

    Принципы истории Социально- гуманистический принцип Принцип историзма Принцип объективности Общие методологические принципы исторического познания

  • Слайд 20

    Принцип историзма. Основополагающим принципом (т.е. руководящей идеей) истории является принцип историзма. Он предполагает познание явлений и процессов прошлого в их развитии и связи с порождающими их условиями. Исторический анализ включает исследование условий зарождения явлений, тенденций и стадий их последующего развития, современного состояния и ожидаемых в будущем последствий. При этом фиксируется не любое изменение в предмете, но лишь сущностное, ответственное за специфические связи и свойства, одновременно предполагается необратимый и преемственный характер изменения действительности. Этот принцип требует изучения исторической реальности с точки зрения заложенных в ней противоречий. Каждое историческое явление рассматривается в движении, которое осуществляется через борьбу нового со старым. Причем новое вырастает из старого и в конечном итоге преобразует его, включая это старое в себя как видоизмененный собственный момент. Этот принцип требует от историка реализации его главного качества – способности к восприятию настоящего, т.е. корректному заимствованию из нашего повседневного опыта тех элементов, которые помогают воскресить прошлое и при этом не подменить прошлое настоящим.

  • Слайд 21

    Исторический принцип заключается в следовании методам и правилам работы с первоисточниками и другими свидетельствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда. Как пишет в самом начале своего труда «История» Геродот (484-425 гг. до н. э.), он собрал и записал эти сведения (ἱστορίης ἀπόδεξις ‒изложение сведений, полученных путем расспросов. – Прим.), чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния, как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом

  • Слайд 22

    П Н Б П Н Б 1 2 3 4 5 6 7 Исторический познавательный процесс движется от настоящего к прошлому а далее ‒ обогащенные знаниями прошлого в свете задач настоящего, мы возвращаемся к этому настоящему и познаем его уже в новом ключе, что дает залог конструктивного прогноза будущего. Схема анализа исторического познавательного процесса

  • Слайд 23

    Принцип объективности Так же как исторический подход (принцип историзма) вызывает необходимость диалектического анализа и четкой ориентации в ретроспективном познавательном движении, так и другой основополагающий принцип истории ‒ принцип объективности‒ выстраивает вокруг себя целую систему вспомогательных познавательных идей: конкретности, целостности, альтернативности, инерционности, содержательности, истинности, системности, интерсубъективности. Этот принцип требует, прежде всего, опоры на непредвзято подобранные факты с целью облечь прошлое как бы в плоть и кровь и попытаться увидеть его живой и действующей целостностью. Эта процедура сродни магии и искусству. Недаром поэтому историю до сих пор заносят в разряд литературы, а не науки. Яркая описательность исторического изложения не должна подменять собой истинности, содержательности и общезначимости (интерсубъективнойпроверяемости) анализа. Историку должно быть присуще чувство меры. Конкретный материал необходим лишь в той мере, в какой он позволяет описать исторический объект целостно, картинно.

  • Слайд 24

    ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ — в общем случае характеристика результата научного опыта (наблюдения, эксперимента) как независимого от конкретного исследователя. Интерсубъективным называется такое научное знание, которое получено в условиях «непрерывного (непрерывно повторяющегося) эксперимента и верифицировано бесконечно большим количеством исследователей». Объективное знание суть практически недостижимый предел. Интерсубъективность знания означает такую его характеристику как исторически обусловленная достижимая степень точности отражения.

  • Слайд 25

    Предметом исторической науки можно назвать все проявления жизни человечества, начиная с зарождения человеческого общества и до настоящего времени. Соответственно, главной задачей истории (основным её предназначением) следует считать познание (изучение и осмысление) прошлого человечества – познание, необходимое для понимания современного состояния человеческого общества и предвидения его развития в будущем.

  • Слайд 26
  • Слайд 27

    Исторические источники

  • Слайд 28

    ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  • Слайд 29

    История опирается и на другие специальные (вспомогательные) исторические дисциплины такие как историческая география, историческая демография, ономастика (изучение имен собственных), топонимику (изучение географических названий), геральдику (науку о гербах), генеалогию (изучение родословных), сфрагистику (изучение печатей), нумизматику (изучение монет), метрологию (науку об исторических мерах длины, площади, объема, веса)

  • Слайд 30

    Методы исторического исследования

  • Слайд 31

    Специальные исторические методы исследования Хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности; Синхронный – предполагает изучение всех событий происходящих в обществе; Дихронный – метод периодизации; Историческое моделирование; Статистический.

  • Слайд 32

    1.5 Представлениеоб историческом времении типах периодизации

    История есть только там, где есть время.

  • Слайд 33

    Периодизация – это особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определенные хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации. Известно огромное количество различных периодизаций истории. Для периодизации избираются самые разные основания: от смены характера идей и мышления до экологических трансформаций и межкультурного взаимодействия.

  • Слайд 34

    Философия определяет время как форму возникновения, становления, течения и разрушения всего сущего в мире. Эпоха так называемого «исторического времени» охватывает около 6-7 тыс. лет,«предысторического времени» ‒ несколько сот тысячелетий,«геологического времени» – около четырех миллиардов лет,«космическое время» бесконечно. Системы счисления времени называются календарями, каждый из которых обязательно должен иметь точку отсчета, называемуюэрой. Для истории важнейшим представляется понятиеэпохи, которое буквально означает остановку, перерыв в развитии общества. Каждая эпоха выделяется на основании каких-либо отличительных особенностей, критериев. Таким мерилом отличия в рамках наиболее распространенной общеисторической периодизации является действие важнейших факторов, общих для всех стран мира. Среди них выделяются такие, как уровень овладения обществом своими производительными силами, степень прогресса общественных отношений, характер взаимодействия стран мира.

  • Слайд 35

    Глиняная табличка из Шуруппака ок. 2600 г. до н. э. История (исторический период) в классическом понимании начинается с появлением первых государств и письменности. Продолжительность этого периода составляет примерно 5-5,5 тыс. лет, начиная от появления клинописи у шумеров.. Период, предшествующий её появлению, называют доисторический период. 1) эпоха первобытной истории (с глубокой древности до III тыс. до н.э.), 2) эпоха Древнего мира (до – V в. н.э.) – 476 г. падение Римской империи; 3) эпоха Средних веков (476- конец XV века) – эпоха Великих географических открытий; 4) эпоха Нового времени (XV век -1918 год) – окончание Первой мировой войны; 5) эпоха Новейшего времени (с 1918 г. по н.в.). В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:

  • Слайд 36

    Периодизация российской истории в соответствии с господствующими формами социально-экономических отношений следующая:

    1) первобытнообщинная эпоха (до середины I тыс. н. э.); 2) феодальная (IX в. – середина XIX в.); 3) капиталистическая (1861-1917 годы); 4) социалистическая (1917 – 1992 год)

  • Слайд 37

    Указанные границы весьма условны, поскольку предпосылки для формирования новых укладов складывались внутри предшествующих периодов.Так, история феодализма в России имеет следующие стадииразвития:

    1) зарождение феодальных отношений на базе разложения первобытнообщинной формации (VI-VIII вв.); 2) раннефеодальный период (IХ-ХI вв.); 3) эпоха развитого феодализма (ХII-ХV вв.); 4) поздний феодализм (ХVI-ХVII вв.); 5) эпоха разложения феодализма (ХVIII в.); 5) кризис феодализма (первая половина XIX в.); 7) трансформация феодализма (1861-1917 годы).

  • Слайд 38

    История капитализма в России

    1) зарождение капитализма (ХVII в.); 2) расцвет мануфактурного производства (ХVIII – первая треть XIX в.); 3) стадия промышленного переворота в России (30-80-е годы XIX в.); 4) монополистический капитализм (90-е годы XIX -начало XX в.).

  • Слайд 39

    Социалистическая формация в России имеет строгую точку отсчета: Великая Октябрьская Социалистическая революция (24-26 октября 1917 г.).

    1) эпоха первых декретов – становление основ нового строя (октябрь 1917 - май 1918 г.); 2) стадия «военного коммунизма» в годы гражданской войны (1918-1920 годы); 3) НЭП (1921-1927 годы) – многоукладная экономика; 4) построение фундамента социалистической экономики в годы довоенных пятилеток и проверка ее на прочность в годы войны и восстановления (1928-1953 годы); 5) хрущевские реформы системы государственного социализма (1953-1964 годы); 6) деформации социалистической экономики в эпоху третьей НТР (60-80-е годы ХХ в.); 7) трансформация системы государственного социализма в годы перестройки и постперестройки (90-е годы XX в.).

  • Слайд 40

    По типу организации власти российскую историю подразделяют на:

    1) стадию до государственной или протогосударственной военной демократии (до IX в.); 2) раннефеодальное государство (IX – начало ХII в.); 3) эпоху феодальной раздробленности (ХII – середина ХV в.); 4) образование централизованного государства в форме сословно-представительной монархии (середина ХV – середина ХVII в.); 5) абсолютизм (середина ХVII – начало XX в.); 6) формально парламентская монархия (1906–1917 годы); 7) советская республика (1917–1991 годы); 8) постсоветская республика (настоящее время).

  • Слайд 41

    В соответствии с развитием культуры выделяют:

    1) дохристианскую эпоху (до 988 г.); 2) утверждение христианства и формирование христианско-языческого двоеверия (Х-ХIII вв.); 3) эпоху национального возрождения (ХIV-ХV вв.); 4) нарастание явлений секуляризации культуры (ХVI-ХVII вв.); 5) рождение светской культуры и разделение единой культуры на культуру-веру и собственно светскую культуру (ХVIII – начало XX в.); 6) советская светская культура (1917-1991 годы); 7) постсоветская культура плюралистического содержания (1990-е годы).

  • Слайд 42

    По критерию модернизации исторический процесс подразделяется на период господства традиционных отношений и современных. Модернизацией принято называть процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному, охватывающий все сферы жизни: экономику, политику, социальные отношения, культуру.

  • Слайд 43
  • Слайд 44

    Историческая наука в период античности

    Античность - это эпоха культуры Древней Греции и древнего Рима VIIIв. до н.э. – V в. н.э. Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов .

  • Слайд 45

    Геродот из Галикарнаса (ок. 485–425 гг. до н. э.) названный Цицероном «Отцом истории» Монументальный труд Геродота, посвященный истории греко-персидских войн и описанию стран и народов, воевавших с персами,— первое полностью дошедшее до нас историческое сочинение древности.

  • Слайд 46

    Фукидид (ок. 460–396 гг. до н. э.) Плутарх (ок. 45–127 гг. н. э.) философ Ксенофонт (ок. 430–355/54 гг. до н. э.) Древнегреческий историк Полководец. Выдающиеся историки античного мира крупнейший древнегреческий историк, основатель исторической науки, автор «Истории Пелопоннесской войны».

  • Слайд 47

    Выдающиеся историки Древнего Рима Тит Ливий (59 г. до н. э.–17 г. н. э.) Корнелий Тацит (ок. 58–117 н. э.) Гай СветонийТранквилл (ок. 70–122 н. э.). Воображаемое изображение из Нюренбергской хроники 1493 год. (достоверные портреты Светония неизвестны)

  • Слайд 48

    Клио - в греческой мифологии муза истории, дочь Зевса и Мнемосины – богини памяти;     Клио изображалась со свитком в руках. Очевидно, в свитке хранилась летопись былых времен.

  • Слайд 49

    Значение античной культуры

    Античная культура - уникальное явление, оказавшее огромное влияние на развитие всей европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Римская культура с её развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, справедливости в жизни общества смогла дополнить греческую культуру. Синтез этих двух культур и создал неповторимую античную культуру, ставшую основой европейской культуры.

  • Слайд 50

    Средневековье V-XVII века

    Средневековое общество – это, по преимуществу, аграрное общество, базирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях. Для данного общества характерна устойчивая и малоподвижная система ценностей и представлений, основанная на религиозных заповедях и учении церкви.

  • Слайд 51

    Средневековье V в.н. э. – конец XVI–середина XVII вв. В Европе Средневековье – это период становления новой формы западной цивилизации – европейской христианской цивилизации. Средневековый человек в большой мере ориентирован на свой внутренний мир, интенсивную духовную жизнь, создание предпосылок для «спасения» души, достижения «Царства Божия». Однако и в эпоху Средневековья (V-XVвв.) историческая наука получила развитие. Человеку той поры история представлялась самостоятельным процессом осуществления Божественного замысла, Божественного провидения (отсюда ‒ провиденциализм, составляющий суть средневекового мировоззрения). В период Средневековья происходят зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, испанцев, итальянцев, чехов, поляков, болгар, русских, сербов и т. д.

  • Слайд 52

    Подлинный переворот в духовной жизни общества происходит в эпоху Возрождения (XIV–XVI вв.), когда в центр мироздания был поставлен человек. От латинского homo (человек) – новое мировоззрение получило наименование «гуманизм». Европейские историки – такие как Леонардо Бруни (1370/74–1444), Никколо Макиавелли (1469–1527), ФранческоГвиччардини (1483–1540) – впервые попытались, опираясь на критику источников и рациональное истолкованиефактов, определить внутренние закономерности хода истории. 

  • Слайд 53

    Никколо́ Макиаве́лли (1469-1527) – итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель – занимал во Флоренции пост секретаря второй канцелярии, отвечал за дипломатические связи республики, автор военно-теоретических трудов. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году. «Правление заключается главным образом в том, чтобы твои подданные не могли и не желали причинить тебе вред, а это достигается тогда, когда ты лишишь их любой возможности как-нибудь тебе навредить или осыплешь их такими милостями, что с их стороны будет неразумием желать перемены участи».Н. Макиавелли.

  • Слайд 54

    Историки-просветители XVIII века: Франсуа-Мари Аруэ – Вольтер, Дени Дидро – основатель Энциклопедия, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел, Эдвард Гиббон - автор «Истории упадка и разрушения Римской империи», Дэвид Юм – автор «Истории Англии», Иоганн Готфрид Гердер –  немецкий историк культуры – настойчиво искали причины происходивших событий. Крупным достижением того времени стала идея закономерности и прогресса в общественной жизни.

  • Слайд 55

    РОССИЙСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

  • Слайд 56

    прп. Нестор-летописец (XI век). Скульптурная реконструкция по черепу С.А. Никитина, 1985. Не́стор Летописец (ок. 1056 — 1114) — древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII вв., монах Киево-Печерского монастыря. Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры.

  • Слайд 57

    Василий Никитич Татищев (1686-1750)  — известный российский историк, географ, экономист и государственный деятель; автор первого капитального труда по русской истории — «Истории Российской», основатель Ставрополя (ныне Тольятти), Екатеринбурга и Перми.

  • Слайд 58

    Князь Михаи́лМиха́йловичЩерба́тов (1733 - 1790) ‒русский историк, публицист, философ. Иван Никитич Болтин (1735-1792) - русский историк, гуманист, государственный деятель. Во второй половине XVIII в. изучение истории значительно продвинулось вперед. В это время работали крупные историки Михаил Михайлович  Щербатов и Иван Никитич  Болтин.

  • Слайд 59

    Историей России плодотворно занимался и М.В. Ломоносов, уделявший преимущественное внимание древнему периоду русской истории и времени Петра I. Перу Ломоносова принадлежат «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1754 г.», «Краткий Российский летописец с родословием», историческая поэма «Петр Великий». Михаи́лВаси́льевичЛомоно́сов 1711-1765

  • Слайд 60

    В начале XIX в. и особенно после Отечественной войны 1812 г. усилилось стремление познать русскую историю как важный элемент национальной культуры. Огромное значение в развитии исторического сознания российского общества имело издание Николаем Михайловичем Карамзиным (1766 – 1826 гг.) 12-томной «Истории государства Российского», над которой он работал с 1804 года до конца жизни. «История государства Российского» охватывала период с 862 г. по 1611 г., основывалась на богатом материале и обладала несомненными художественными достоинствами. Она стала первым общедоступным систематическим изложением русской истории и пользовалась огромным успехом.

  • Слайд 61

    Николай Михайлович Карамзин (1776-1826) Карамзин Николай Михайлович— выдающийся историк, крупнейший русский литератор конца XVII начала XIX веков.  Создатель «Истории государства Российского» (тома 1-12,  1803-1826 гг.) – одного из первых обобщающих трудов по истории России. Карамзин вошёл в историю как великий реформатор русского языка. Карамзин обогатил язык словами-кальками, такими, как «впечатление» и «влияние», «влюблённость», «трогательный» и «занимательный». Именно он ввёл в обиход слова «промышленность», «сосредоточить», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность»

  • Слайд 62

    Заметный вклад в развитие науки внес крупнейший историк XIX в. Сергей Михайлович Соловьев (1820 – 1879). Он создал фундаментальный труд «Историю России с древнейших времен» в 29 томах. С 1851 по 1879 гг. он выпускал ежегодно по одному тому и успел довести изложение событий до 1755 г. Основанная на богатейшем архивном материале «История России» не утратила своего научного значения и в наши дни. Главная заслуга С.М. Соловьева в том, что он превратил историю в подлинную науку. Историк, по его мнению, обязан следить за связью явлений и событий, показывать, «как новое проистекало из старого», соединять «разрозненные части в одно органическое целое».

  • Слайд 63

    Русский историк С.М. Соловьев (1820-1879) Сергей Михайлович Соловьев – автор «Истории России с древнейших времён» в 29 томах (1851-1879 гг.). Соловьёв впервые выдвинул и осветил массу важнейших явлений русского прошлого, которых раньше не замечали вовсе, и если некоторые из его взглядов и не получили полного права гражданства в науке, то все без исключения будили мысль и вызывали на дальнейшую разработку.

  • Слайд 64

    Русская историческая школа начала XX в. завоевала мировое признание. Главные достижения в исторической науке этого периода связаны с именами Василия Осиповича Ключевского, Павла Николаевича Милюкова, Александра Сергеевича Лаппо-Данилевского, Алекса́ндраЕвге́ньевичаПреснякова, Сергея Фёдоровича Платонова, Алексея Александровича Шахматова, Михаила Михайловича Ковалевского. Среди плеяды замечательных русских историков наиболее известен В.О. Ключевский (1841 – 1911 гг.), выдающийся ученик С.М. Соловьева.

  • Слайд 65

    Василий Осипович Ключевский (1841-1911) - один из крупнейших русских историков, профессор Московского университета В.О. Ключевский автор исторического труда получившего всемирное признание, – «Курс русской истории» в 5-ти частях. Ученый трудился над ним более трех десятилетий, но решился опубликовать его лишь в начале 1900-х годов.  Основным фактором русской истории, вокруг которого разворачиваются события, Ключевский назвал колонизацию: «История России есть история страны, которая колонизируется. Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной ее территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней».

  • Слайд 66

    Среди наиболее известных историков советского периода, внесших заметный вклад в изучение отечественной истории, можно назвать Михаила Николаевича Тихомирова (1893 – 1965), Александр АлександровичЗимина (1920 – 1980), Лев Николаевич Гумилева (1912 – 1992) и др. Так, выдающийся российский историк М.Н. Тихомиров стал известен как историк русского средневековья. Он внес немалый вклад в развитие палеографии. В 1953 г. Тихомиров основал и возглавил кафедру источниковедения МГУ. Основной сферой научных интересов А.А. Зимина была политическая, социальная и культурная история России (XV – XVI вв.). Историком была создана панорама истории России, охватывающая период с 1425 г. по 1598 г. и представленная в шести книгах. Замечательный русский историк Л.Н. Гумилев посвятил свою научную деятельность проблемам возникновения и развития различных племен, народов, наций – этносов.

  • Слайд 67
  • Слайд 68

    Современная историческая наука, включающая в себя множество школ и направлений, отдельных разделов и отраслей науки (археография, источниковедение, историография и т. д.), сформировалась в XIX‒XX вв. Решающее влияние на выработку методологии истории оказали гегельянство, позитивизм, марксизм, неокантианство и другие философско-исторические учения.

  • Слайд 69
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке