Содержание
- 
              
            
- Локк и Лейбниц
 - Онтологические предпосылки и природа познания
 - МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙКафедра философии
 - pptcloud.ru
 
 - 
              
            
Локк и Лейбниц. Онтологические предпосылки и природа познания
- Спор о «врождённых идеях»
- Нативизм и его критика Дж. Локком
 - Контраргументы Г. Лейбница в защиту концепции «врождённых истин»
 
 - Онтологические предпосылки рационализма и рационалистическая концепция познания
- «Разумность» мира как условие его познаваемости
 - Эволюция западноевропейского рационализма
 - Онтологический плюрализм Лейбница (учение о монадах)
 - Истины разума и истины факта
 
 - Онтологические предпосылки эмпиризма и  эмпирическая концепция познания
- Телесный контакт как «передатчик» информации
 - «Первичные» и «вторичные» качества
 - Идеи ощущения и идеи рефлексии
 - Простые и сложные идеи
 
 
 - Спор о «врождённых идеях»
 - 
              
            
- Джон Локк
 - Род. 29 августа 1632 г. в Рингтоне
 - Ум. 28 октября 1704 г. в Отсе
 - Готфрид Лейбниц
 - Род. 1 июля 1646 г. в Лейпциге
 - Ум. 14 ноября 1716 г. в Ганновере
 - Рингтон
 - Лейпциг
 - Отс
 - Ганновер
 
 - 
              
            
Джон Локк(1632-1704)
- Джон Локк
 - Опыт о человеческом разумении (1690)
 - Два трактата о правлении (1690)
 - Основные сочинения
 
 - 
              
            
Готфрид Вильгельм Лейбниц(1646-1716)
- Готфрид Вильгельм Лейбниц
 - Новые опыты о человеческом разумении (1704)
 - Опыты теодицеи о благости Божьей (1710)
 - Монадология (1714)
 - Основные сочинения
 
 - 
              
            
Спор о «врождённых идеях». Нативизм и его критика Дж. Локком
- Основные представители
 - Платон (427-347 до н.э.)
 - Р. Декарт (1596-1650)
 - Н. Мальбранш (1638-1715)
 - Кембриджские платоники:Г. Мор (1614-1687)Р. Кедворт (1617-1688)
 - Нативизм(лат. nativus, врождённый) –учение о наличии в разумеврождённого знания(идей, принципов).
 
 - 
              
            
- Модификация аргумента спонтанного согласия–аргумент дедукции.
 - Модификация аргумента латентного знания–аргумент спонтанного согласия.
 - Модификация аргумента всеобщего согласия –аргумент латентного знания.
 - Аргумент всеобщего согласия.
 - Не существует истин, с которыми действительно были бы согласнывсе: даже так называемые«общеизвестные» истины неизвестны детям и идиотам.
 - Если «латентное» знание – это знание, которым можно обладать, не сознавая этого,то такое знание невозможно.
 - Начало рассуждения не есть то время, когда мы приходим к осознанию этих истин; если же считать доказательством врождённости самый факт согласия, придётся объявить врождёнными все истины, с которым мы соглашаемся.
 - Менее общие истины известны раньшеболее общих.
 - Аргументы нативистов
 - Контраргументы Локка
 
 - 
              
            
Спор о «врождённых идеях». Принцип сенсуализма (основной вывод Локка)
- Нет ничего в разуме,чего бы не былораньше в ощущении.
 - Nihil est in intellectu,quod non prius fuerit in sensu.
 - Tabula rasa(лат. чистая доска) –термин сенсуализмадля обозначения состояния сознания человека,ещё не получившего внешнего чувственного опыта(например, новорождённого)и потому не располагающего какими бы то ни было знаниями.
 
 - 
              
            
- Нет ничего в разуме,чего бы не былораньше в ощущении.
 - Nihil est in intellectu,quod non prius fuerit in sensu.
 - Сенсуализм(от лат. sensus,чувство, ощущение) –гносеологическая доктрина,утверждающая, что чувственные ощущения являются единственным источником и основанием знания.(Сенсуализм долгое время былосновной формой эмпиризма).
 
 - 
              
            
Спор о «врождённых идеях». Защита Лейбницем врождённого знания
- Никакого «всеобщего согласия»не существует.
 - Достоверностьврождённых истин основана не на всеобщем согласии.
 - Утверждение о наличии неосознанного знания противоречиво.
 - Неосознанное знание – вовсе не бессмыслица: например, покане вспомним, мы не осознаём того, что знали, но забыли.
 - Мы не можем признавать врождённым знанием всё,что считаем истинным.
 - Разумеется, не всякое знание врождено, но следует признать врождёнными истины,не объяснимые из опыта.
 - Знание есть результат умозаключений из данных чувственного опыта.
 - Сами правила умозаключенияне могут быть получены из опыта путём умозаключения.
 - Аргументы Локка
 - Контраргументы Лейбница
 
 - 
              
            
Спор о «врождённых идеях». Принцип рационализма (основной вывод Лейбница)
- Нет ничего в разуме,чего бы не былораньше в ощущении.
 - Nihil est in intellectu,quod non prius fuerit in sensu.
 - Нет ничего в разуме,чего бы не былораньше в ощущении,кроме самого разума.
 - Nihil est in intellectu,quod non fuerit in sensu,nisi intellectus ipse.
 
 - 
              
            
Онтологические предпосылки рационализма. «Разумность» мира как условие его познаваемости
- Если бы мир был неразумен(неупорядочен, незакономерен), онбыл бы принципиально непостижим.
 - Если бы принципы нашего разума отличались от принципов мироустройства, мир был бынепостижим для нас.
 - Мир познаваем лишь потому, что законы разума тождественны законам мира.
 - Следовательно, основные законы природы разум может найти в себе самом, не обращаясь к опыту.
 
 - 
              
            
- Тезис о разумности мира Лейбниц доводитдо логического предела – утверждения, что сотворённый Богом мир есть«лучший из возможных».
 - Это утверждение Лейбница будет попросту высмеяно Вольтеромв его философской повести«Кандид, или Оптимизм» (1758).
 
 - 
              
            
Онтологические предпосылки рационализма. Эволюция западноевропейского рационализма
- Р. Декарт
 - Р. Спиноза
 - Г. Лейбниц
 - Дуализм
 - Монизм
 - Плюрализм
 - Дух
 - Материя
 - Бог, или Природа
 - М
 - О
 - Н
 - А
 - Д
 - Ы
 
 - 
              
            
Онтологические предпосылки рационализм. Эволюция западноевропейского рационализма
- Монизм(от греч. μόνος,один, единственный) –онтологическая позиция,признающая единство мира, т.е.принципиальную сводимость всех его объектов (явлений) кединой субстанциальной основе.
 - Плюрализм(от лат. pluralis,множественный) –онтологическая позиция,признающая наличие в мире множества принципиально независимых (несводимых друг кдругу) первоначал (субстанций).
 - Дуализм(от лат. dualis, двойственный) –разновидность плюрализма,ограничивающая число независимых первосущностей мира двумя (обычно такими первоначалами признаются материальное и духовное).
 
 - 
              
            
Онтологические предпосылки рационализма. Онтологический плюрализм Лейбница (монадология)
- Эти простые сущности (монады)не могут возникать или исчезать иначе, как «разом» – в результате творения или уничтожения.
 - Монад – бесконечное множество,и все они разные: одинаковыемонады были бы тождественны,т.е. составляли бы одну сущность.
 - Монады непрерывно изменяются,причём эти изменения исходят из внутреннего принципа, так как ничто внешнее на монадуне влияет.
 - В основе мира должны лежать простые сущности (субстанции),так как всё сложное состоит из простого.
 - Монады вообще не доступны никакому внешнему воздействию(«не имеют окон»).
 - 1
 
 - 
              
            
- Преходящее состояние, которое представляет собой множествов едином есть не что иное,как восприятие (перцепция).
 - Этот мир – один и тот же во всех монадах («лучший из возможных»),но воспринимается по-разному.
 - Этим различием перцепций,а также уровнем апперцепции(осознания перцепций) монадыи отличаются друг от друга.
 - Следовательно, в монадах –при всей их простоте –содержится «многоразличие».
 - Монады, таким образом, идеальны,причём каждая содержитв себе весь мир, являясь«живым зеркалом универсума».
 - 2
 
 - 
              
            
Рационалистическая концепция познания. Истины разума и истины факта
- Истины разума –положения, принимаемые за истинные на основании логического закона[запрета] противоречия:их отрицание ведёт к противоречию;называются также вечными истинами,так как, в отличие от истин факта,верны всегда (при любых условиях).
 - Истины факта –положения, отрицание которыхне заключает в себе никакого противоречия, верные при одних условиях и неверные при других;принимаются за истинные лишь при достаточном основании (логическийзакон достаточного основания).
 - Сумма углов треугольника равна двум прямым.
 - На крыльце сидит собачкас маленькой бородкой.
 
 - 
              
            
Онтологические предпосылки эмпиризма. Телесный контакт как «передатчик» информации
- Внешние вещи
 - органы чувств,
 - ощущения,
 - воздействуют на
 - производя
 - идеи.
 - оставляющие в душе следы –
 - Первое причинно-следственное отношение связывает материальные объект ыи в этом смысле материально.
 - Второе причинно-следственное отношение связывает психические состоянияи в этом смысле идеально.
 
 - 
              
            
- Внешние вещи
 - органы чувств,
 - ощущения,
 - воздействуют на
 - производя
 - идеи.
 - оставляющие в душе следы –
 - Ключевое значениедля теории познания эмпиризма имее тутверждение, что изменения ощущений сигнализируют(информируют)об изменении вещей.
 - Но онтологическивопрос об отношении телесного к психическому(материального к идеальному)остаётся открытым.
 
 - 
              
            
Онтологические предпосылки эмпиризма. «Первичные» и «вторичные» качества
- Протяжённость,форма, плотность,подвижность
 - Цвет, звук, вкус,запах, тепло
 - Первичные качества –качества, идеи которых сходны с самими качествами тел.
 - Вторичные качества –качества, идеи которых отличаются от породивших их форм.
 - принадлежат самим телам.
 - находятся в наших органах чувств.
 
 - 
              
            
Эмпирическая концепция познания. Идеи ощущения и идеи рефлексии
- Все идеи получаются из опыта.
 - Одни идеи получаются из ощущения внешних предметов.
 - Другие идеи получаются из рефлексиинад внутренними действиями нашего ума.
 
 - 
              
            
Эмпирическая концепция познания. Простые и сложные идеи
- Простые идеи ум получает от ощущения или рефлексии, оставаясь при этом пассивным.
 - Сложные идеи ум образует путём соединения нескольких простых идей в одну сложную.
 - Идеи отношений ум образует путём сопоставления двух идей (простых и/или сложных).
 - Общие идеи ум образует путём абстрагирования, т.е. обособления идей от всех других идей, сопутствующих им в действительности.
 - Пассивное состояние ума
 - Активная работа ума
 
 - 
              
            
- Сложные идеи
 - Субстанции
 - Модусы
 - Отношения
 - Сложные идеи,обозначающие свойства субстанций или нечто, зависящее от них.
 - Сложные идеи,представляющие самостоятельносуществующие вещи.
 - Сложные идеи,получаемые при сопоставлении одной идеи с другой.
 
 - 
              
            
- Вопросы?
 
 
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
      
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.