Содержание
-
- Локк и Лейбниц
- Онтологические предпосылки и природа познания
- МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙКафедра философии
- pptcloud.ru
-
Локк и Лейбниц. Онтологические предпосылки и природа познания
- Спор о «врождённых идеях»
- Нативизм и его критика Дж. Локком
- Контраргументы Г. Лейбница в защиту концепции «врождённых истин»
- Онтологические предпосылки рационализма и рационалистическая концепция познания
- «Разумность» мира как условие его познаваемости
- Эволюция западноевропейского рационализма
- Онтологический плюрализм Лейбница (учение о монадах)
- Истины разума и истины факта
- Онтологические предпосылки эмпиризма и эмпирическая концепция познания
- Телесный контакт как «передатчик» информации
- «Первичные» и «вторичные» качества
- Идеи ощущения и идеи рефлексии
- Простые и сложные идеи
- Спор о «врождённых идеях»
-
- Джон Локк
- Род. 29 августа 1632 г. в Рингтоне
- Ум. 28 октября 1704 г. в Отсе
- Готфрид Лейбниц
- Род. 1 июля 1646 г. в Лейпциге
- Ум. 14 ноября 1716 г. в Ганновере
- Рингтон
- Лейпциг
- Отс
- Ганновер
-
Джон Локк(1632-1704)
- Джон Локк
- Опыт о человеческом разумении (1690)
- Два трактата о правлении (1690)
- Основные сочинения
-
Готфрид Вильгельм Лейбниц(1646-1716)
- Готфрид Вильгельм Лейбниц
- Новые опыты о человеческом разумении (1704)
- Опыты теодицеи о благости Божьей (1710)
- Монадология (1714)
- Основные сочинения
-
Спор о «врождённых идеях». Нативизм и его критика Дж. Локком
- Основные представители
- Платон (427-347 до н.э.)
- Р. Декарт (1596-1650)
- Н. Мальбранш (1638-1715)
- Кембриджские платоники:Г. Мор (1614-1687)Р. Кедворт (1617-1688)
- Нативизм(лат. nativus, врождённый) –учение о наличии в разумеврождённого знания(идей, принципов).
-
- Модификация аргумента спонтанного согласия–аргумент дедукции.
- Модификация аргумента латентного знания–аргумент спонтанного согласия.
- Модификация аргумента всеобщего согласия –аргумент латентного знания.
- Аргумент всеобщего согласия.
- Не существует истин, с которыми действительно были бы согласнывсе: даже так называемые«общеизвестные» истины неизвестны детям и идиотам.
- Если «латентное» знание – это знание, которым можно обладать, не сознавая этого,то такое знание невозможно.
- Начало рассуждения не есть то время, когда мы приходим к осознанию этих истин; если же считать доказательством врождённости самый факт согласия, придётся объявить врождёнными все истины, с которым мы соглашаемся.
- Менее общие истины известны раньшеболее общих.
- Аргументы нативистов
- Контраргументы Локка
-
Спор о «врождённых идеях». Принцип сенсуализма (основной вывод Локка)
- Нет ничего в разуме,чего бы не былораньше в ощущении.
- Nihil est in intellectu,quod non prius fuerit in sensu.
- Tabula rasa(лат. чистая доска) –термин сенсуализмадля обозначения состояния сознания человека,ещё не получившего внешнего чувственного опыта(например, новорождённого)и потому не располагающего какими бы то ни было знаниями.
-
- Нет ничего в разуме,чего бы не былораньше в ощущении.
- Nihil est in intellectu,quod non prius fuerit in sensu.
- Сенсуализм(от лат. sensus,чувство, ощущение) –гносеологическая доктрина,утверждающая, что чувственные ощущения являются единственным источником и основанием знания.(Сенсуализм долгое время былосновной формой эмпиризма).
-
Спор о «врождённых идеях». Защита Лейбницем врождённого знания
- Никакого «всеобщего согласия»не существует.
- Достоверностьврождённых истин основана не на всеобщем согласии.
- Утверждение о наличии неосознанного знания противоречиво.
- Неосознанное знание – вовсе не бессмыслица: например, покане вспомним, мы не осознаём того, что знали, но забыли.
- Мы не можем признавать врождённым знанием всё,что считаем истинным.
- Разумеется, не всякое знание врождено, но следует признать врождёнными истины,не объяснимые из опыта.
- Знание есть результат умозаключений из данных чувственного опыта.
- Сами правила умозаключенияне могут быть получены из опыта путём умозаключения.
- Аргументы Локка
- Контраргументы Лейбница
-
Спор о «врождённых идеях». Принцип рационализма (основной вывод Лейбница)
- Нет ничего в разуме,чего бы не былораньше в ощущении.
- Nihil est in intellectu,quod non prius fuerit in sensu.
- Нет ничего в разуме,чего бы не былораньше в ощущении,кроме самого разума.
- Nihil est in intellectu,quod non fuerit in sensu,nisi intellectus ipse.
-
Онтологические предпосылки рационализма. «Разумность» мира как условие его познаваемости
- Если бы мир был неразумен(неупорядочен, незакономерен), онбыл бы принципиально непостижим.
- Если бы принципы нашего разума отличались от принципов мироустройства, мир был бынепостижим для нас.
- Мир познаваем лишь потому, что законы разума тождественны законам мира.
- Следовательно, основные законы природы разум может найти в себе самом, не обращаясь к опыту.
-
- Тезис о разумности мира Лейбниц доводитдо логического предела – утверждения, что сотворённый Богом мир есть«лучший из возможных».
- Это утверждение Лейбница будет попросту высмеяно Вольтеромв его философской повести«Кандид, или Оптимизм» (1758).
-
Онтологические предпосылки рационализма. Эволюция западноевропейского рационализма
- Р. Декарт
- Р. Спиноза
- Г. Лейбниц
- Дуализм
- Монизм
- Плюрализм
- Дух
- Материя
- Бог, или Природа
- М
- О
- Н
- А
- Д
- Ы
-
Онтологические предпосылки рационализм. Эволюция западноевропейского рационализма
- Монизм(от греч. μόνος,один, единственный) –онтологическая позиция,признающая единство мира, т.е.принципиальную сводимость всех его объектов (явлений) кединой субстанциальной основе.
- Плюрализм(от лат. pluralis,множественный) –онтологическая позиция,признающая наличие в мире множества принципиально независимых (несводимых друг кдругу) первоначал (субстанций).
- Дуализм(от лат. dualis, двойственный) –разновидность плюрализма,ограничивающая число независимых первосущностей мира двумя (обычно такими первоначалами признаются материальное и духовное).
-
Онтологические предпосылки рационализма. Онтологический плюрализм Лейбница (монадология)
- Эти простые сущности (монады)не могут возникать или исчезать иначе, как «разом» – в результате творения или уничтожения.
- Монад – бесконечное множество,и все они разные: одинаковыемонады были бы тождественны,т.е. составляли бы одну сущность.
- Монады непрерывно изменяются,причём эти изменения исходят из внутреннего принципа, так как ничто внешнее на монадуне влияет.
- В основе мира должны лежать простые сущности (субстанции),так как всё сложное состоит из простого.
- Монады вообще не доступны никакому внешнему воздействию(«не имеют окон»).
- 1
-
- Преходящее состояние, которое представляет собой множествов едином есть не что иное,как восприятие (перцепция).
- Этот мир – один и тот же во всех монадах («лучший из возможных»),но воспринимается по-разному.
- Этим различием перцепций,а также уровнем апперцепции(осознания перцепций) монадыи отличаются друг от друга.
- Следовательно, в монадах –при всей их простоте –содержится «многоразличие».
- Монады, таким образом, идеальны,причём каждая содержитв себе весь мир, являясь«живым зеркалом универсума».
- 2
-
Рационалистическая концепция познания. Истины разума и истины факта
- Истины разума –положения, принимаемые за истинные на основании логического закона[запрета] противоречия:их отрицание ведёт к противоречию;называются также вечными истинами,так как, в отличие от истин факта,верны всегда (при любых условиях).
- Истины факта –положения, отрицание которыхне заключает в себе никакого противоречия, верные при одних условиях и неверные при других;принимаются за истинные лишь при достаточном основании (логическийзакон достаточного основания).
- Сумма углов треугольника равна двум прямым.
- На крыльце сидит собачкас маленькой бородкой.
-
Онтологические предпосылки эмпиризма. Телесный контакт как «передатчик» информации
- Внешние вещи
- органы чувств,
- ощущения,
- воздействуют на
- производя
- идеи.
- оставляющие в душе следы –
- Первое причинно-следственное отношение связывает материальные объект ыи в этом смысле материально.
- Второе причинно-следственное отношение связывает психические состоянияи в этом смысле идеально.
-
- Внешние вещи
- органы чувств,
- ощущения,
- воздействуют на
- производя
- идеи.
- оставляющие в душе следы –
- Ключевое значениедля теории познания эмпиризма имее тутверждение, что изменения ощущений сигнализируют(информируют)об изменении вещей.
- Но онтологическивопрос об отношении телесного к психическому(материального к идеальному)остаётся открытым.
-
Онтологические предпосылки эмпиризма. «Первичные» и «вторичные» качества
- Протяжённость,форма, плотность,подвижность
- Цвет, звук, вкус,запах, тепло
- Первичные качества –качества, идеи которых сходны с самими качествами тел.
- Вторичные качества –качества, идеи которых отличаются от породивших их форм.
- принадлежат самим телам.
- находятся в наших органах чувств.
-
Эмпирическая концепция познания. Идеи ощущения и идеи рефлексии
- Все идеи получаются из опыта.
- Одни идеи получаются из ощущения внешних предметов.
- Другие идеи получаются из рефлексиинад внутренними действиями нашего ума.
-
Эмпирическая концепция познания. Простые и сложные идеи
- Простые идеи ум получает от ощущения или рефлексии, оставаясь при этом пассивным.
- Сложные идеи ум образует путём соединения нескольких простых идей в одну сложную.
- Идеи отношений ум образует путём сопоставления двух идей (простых и/или сложных).
- Общие идеи ум образует путём абстрагирования, т.е. обособления идей от всех других идей, сопутствующих им в действительности.
- Пассивное состояние ума
- Активная работа ума
-
- Сложные идеи
- Субстанции
- Модусы
- Отношения
- Сложные идеи,обозначающие свойства субстанций или нечто, зависящее от них.
- Сложные идеи,представляющие самостоятельносуществующие вещи.
- Сложные идеи,получаемые при сопоставлении одной идеи с другой.
-
- Вопросы?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.