Презентация на тему "Нравственные основания научной деятельности"

Презентация: Нравственные основания научной деятельности
Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Нравственные основания научной деятельности" по философии. Состоит из 23 слайдов. Размер файла 0.08 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    23
  • Слова
    философия
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Нравственные основания научной деятельности
    Слайд 1

    Нравственные основания научной деятельности

  • Слайд 2

    Наука: нравственные основания

    2 Взаимодействие всех социальных институтов регулируется определенными нормативно-ценностными ориентирами. Каждый ученый, исследователь заранее выбирает на основе своих нормативно-ценностных ориентиров ту или иную траекторию познания

  • Слайд 3

    3 Нормативно-ценностное положение современной науки: взаимосвязь научной и общественной системы норм и ценностей; двойственность научной системы норм и ценностей: с одной стороны, она «покрывается» общественной системой ценностей, с другой стороны, научные идеалы влияют на «состояние умов в обществе».

  • Слайд 4

    4 Почему общество испытывает недоверие к науке? Знание,полученное в результате научного исследования, становится всеобщим и доступным для всех. Неизвестно, как это знание будет использовано другим человеком.

  • Слайд 5

    5 Ценностные положения научной деятельности: универсализм общность научного знания организованный скептицизм бескорыстное желание достичь истины Предложены Р. Мертоном в 1942г. в книге «Нормативная структура науки».

  • Слайд 6

    6 Исследователь попадает в противоречивую ситуацию, так как познавательная деятельность реализуется в диапазоне противоположных норм. Поэтому перед ученым стоит важнейшая задача: самостоятельно определить свое отношение к результатам познавательной деятельности.

  • Слайд 7

    7 Профессиональная ответственность ученого – одна из основ анализа проблемы нравственной оценки научной деятельности. Современному ученому, помимо проведения собственных исследований, приходится выполнять различные роли в научной сфере, которые также требуют соблюдения специфических этических норм.

  • Слайд 8

    8 Роли исследователя: Автор - изложение результатов исследования. Рецензент (экспертиза) - оценивание результатов научного исследования. Преподаватель - подготовка нового поколения исследователей. Консультант - участие в решении не научных, а социальных, политических экономических и др. проблем. Популяризатор - активность ученого за пределами научного сообщества (взаимодействие со СМИ.)

  • Слайд 9

    9 Социальная ответственность ученого лежит в сфере отношений между наукой и обществом. Проблема: ученый как человек науки и как представитель иных социальных образований не может выступать в рамках единой ценностно-нормативной базы.

  • Слайд 10

    10 Классическая наука: пыталасьэлиминировать субъективное, иначе страдает истина – цель научного познания. Неклассическая наука: стремление получить истинное знание с учетом субъективных особенностей познавательного процесса (позиция наблюдателя, средства получения знания и т.д.). Постнеклассическая наука: должны обязательно анализироваться внутренние факторы познавательной деятельности, если цель – получить адекватное научное знание.

  • Слайд 11

    11 Исследователи не признают возможность единой нравственной оценки научной деятельности. Никто за ученого не может определить направленность и качество познавательного результата, никто не может быть ответственным за него.

  • Слайд 12

    12 Могут существовать только единые принципы нравственной оценки, но единых решений нравственных проблем точно быть не может. Как нравственно оценить изобретателя атомной энергии?

  • Слайд 13

    13 Причиныкризиса науки в конце ХХ в.: кризис понятия «рациональности» человек рассматривался только лишь как человек разумный. Все остальное в человеке игнорировалось. Формируется парадокс: чем больше человек познает мир, тем меньше он его понимает.

  • Слайд 14

    14 Функционирование науки в рамках нормативных границ невозможно без предпочтений исследователя, которые он осуществляет иррационально. Классическая рациональность исключает иррациональное понимание подбора оснований для познавательной деятельности.

  • Слайд 15

    15 Основной аспект научных исследований на современном этапе: Постановка проблемы нравственной оценки, что позволит вернуть науке статус системы наиболее достоверных знаний о действительности.

  • Слайд 16

    16 С.Б. Крымский : процесс познания не только процесс открытия объективных истин, но и «человекоразмерное» событие, ценностный акт утверждения человеческой подлинности. Два среза познавательной деятельности: «вертикальную модель» «фронтальную модель».

  • Слайд 17

    17 Поскольку познание неоднозначно, невозможно заранее обозначить, предусмотреть, к каким результатам придет познавательный процесс. Важнейшую роль в деятельности ученого, начинают играть нравственные начала.

  • Слайд 18

    18 Познавательная программа ученого обретает особую логику: отказ от идеи, что в мире действует закон (мир по своей природе спонтанен); отказ от идеи, что в мире существует истина (смыслы возникают в процессе деятельности); нельзя исследовать мир исключительно абстрактно,(мир состоит из живых, целостных систем, в которых нельзя специально обозначить абстрактно ни одной из составляющих).

  • Слайд 19

    19 Современный мир демонстрирует, что в этой жизни нет ничего однозначного и постоянного. Поэтому остается единственный источник ориентиров и критериев – это внутренний мир человека (его ценности и нормы). Именно нравственные начала позволяют человеку в ситуации «расширяющегося незнания» сохранить определенные параметры стабильной познавательной деятельности.

  • Слайд 20

    20 Основной вопрос нравственной оценки заключается в определении такой цели для любого вида человеческой деятельности (особенно, практической), которая желательна сама по себе и к которой все остальные моменты относятся как средства.

  • Слайд 21

    21 Нравственная позиция должна исходить из содержащейся в ней абсолютной необходимости. Это значит, что она является всеобщей и универсальной для всех разумных существ. Если же нравственные оценки имеют другие основания, то тогда они утрачивают характер нравственного закона: «нравственность для человека» или «человек для нравственности».

  • Слайд 22

    22 «Человек для нравственности» -формальная система нравственных начал. Существуют некие высшие силы, принципы, которые господствуют над человеком, и он должен им подчиняться. «Нравственность для человека» близка эмпирической системе. Нравственный компонент становится вторичным по отношению ко всем остальным факторам человеческого существования.

  • Слайд 23

    23 Нравственность представляет собой некодифицируемый абсолютный идеал, ориентирующий человека на бесконечное совершенствование. Совершенствование реализуется в сфере реальной нормативности, которая регулирует не только мотивы поведения, но и непосредственно сами действия человека.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: 0.0. Уважаемый коллега! Мы приступаем к изучению образовательной дисциплины «Психология и педагогика». Основы психологии и педагогики, вместе с философией, культурологией и другими фундаментальными науками,создают базу профессиональной культуры и успешной деятельности специалиста в бизнесе и жизни в целом. В отличие от Западной традиции в России понятийная система психологии и педагогики формировалась на единой методологической платформе диалектического материализма и сильной научной биологической школы. Это создаёт возможность для учёта внутренней структуры профессиональной деятельности при построении механизмов бизнес-процессов в туризме и социально-культурном сервисе. Более этого. Овладение образовательной программой психологии и педагогики позволяет сохранять психическое и физиологическое здоровье себе и своим близким, воспитывать детей без насилия и нанесения взаимного ущерба…В целом изучение «Педагогики и психологии» повышает производственный потенциал профи, делает его более осмысленным и, как следствие, более предсказуемым и действенным (результативным), что, в конечном итоге, и определяет успешность и наполненность повседневной деятельности человека в современных условиях быстро изменяющейся жизни.
65
0.0. Уважаемый коллега! Мы приступаем к изучению образовательной дисциплины «Психология и педагогика». Основы психологии и педагогики, вместе с философией, культурологией и другими фундаментальными науками,создают базу профессиональной культуры и успешной деятельности специалиста в бизнесе и жизни в целом. В отличие от Западной традиции в России понятийная система психологии и педагогики формировалась на единой методологической платформе диалектического материализма и сильной научной биологической школы. Это создаёт возможность для учёта внутренней структуры профессиональной деятельности при построении механизмов бизнес-процессов в туризме и социально-культурном сервисе. Более этого. Овладение образовательной программой психологии и педагогики позволяет сохранять психическое и физиологическое здоровье себе и своим близким, воспитывать детей без насилия и нанесения взаимного ущерба…В целом изучение «Педагогики и психологии» повышает производственный потенциал профи, делает его более осмысленным и, как следствие, более предсказуемым и действенным (результативным), что, в конечном итоге, и определяет успешность и наполненность повседневной деятельности человека в современных условиях быстро изменяющейся жизни.