Презентация на тему "Познание как предмет философского анализа"

Презентация: Познание как предмет философского анализа
Включить эффекты
1 из 30
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Познание как предмет философского анализа" по философии. Презентация состоит из 30 слайдов. Материал добавлен в 2017 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.17 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    30
  • Слова
    философия
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Познание как предмет философского анализа
    Слайд 1

    Познание как предмет философского анализа

    1 Термин “гносеология” происходит от греческих слов “gnosis” - “знание” и “logos” - учение и переводится как учение о познании. Термин “гносеология” имеет несколько значений: -учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека и общества; -философская концепция, предметом которой является научное познание в его специфике. В этом случае используются и понятия “эпистемология”, “теория познания”.

  • Слайд 2

    2 Знание- объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. В результате взаимодействия объекта и субъекта появляется новое знание о мире.

  • Слайд 3

    Познание как предмет философского анализав античной философии

    3 Гераклит Эфесскийсчитал, что человеческий, субъективный логос (то есть познание) имеет все возможности быть в согласии с объективным логосом. Зенон Элейский пытался выразить реальное развитие в логике понятий, обратив внимание на многообразные противоречия, возникающие при отображении объективного мира в сознании.

  • Слайд 4

    4 Античные софисты (Протагор, Горгий) исследовали мышление само по себе, его ошибки, противоречия, силу, стремились развить гибкость мышления, подчеркивали активную роль субъекта в процессе познания, анализировали возможности языка, слова в познании. Сократ подчеркивал тесную взаимосвязь познания и нравственности, роль метода в добывании истины в процессе исследования различных представлений, понятий.

  • Слайд 5

    5 Платон считал, противоречие является необходимым условием для начала размышления. Он отличал мнение как недостоверное представление от достоверного знания. В его гносеологии имеется догадка о двух уровнях мыслительной деятельности - рассудке и разуме. Аристотель продемонстрировал веру в силу разума и подчеркнул, что результат познания есть истинное знание. Он дал первую классификацию приемов и инструментов мышления, важнейшим из которых являлась его логика. Аристотель попытался выйти за рамки формальной логики, он поставил вопрос о содержательной логике - диалектической.

  • Слайд 6

    Познание как предмет философского анализа

    6 Агностицизм –направление в гносеологии частично или полностью отрицающее возможность познания мира, выявления его закономерностей, постижения объективного и адекватного знания. Агностицизм уловил реальные трудности и сложность процесса познания, многие из которых до сих пор не преодолены. Например, неисчерпаемость познания и проблема его границ, невозможность полного постижения вечно изменяющегося и развивающегося бытия.

  • Слайд 7

    7 ☺Элементы агностицизма можно обнаружить в различных философских системах как идеалистической, так и материалистической ориентации. ☺Впервые мысль о том, что вещь сама по себе и ее восприятие не тождественны, сформулирована у Парменида: он различает «истинное бытие» и «мнение».

  • Слайд 8

    8 Познание как предмет философского анализа Дэвид Юм, полагал: все знания производны от опыта. Опыт же - поток ощущений, за пределы которого невозможно выйти. Человек может судить лишь о впечатлениях, но не способен понять, чем эти впечатления вызваны, что лежит в их основе - природа, бог или сам человек. Повторяемость, сходство, общность ощущений расцениваются Юмом не как знания о мире вне нас, но как акт веры, который необходим в целях практического действия.

  • Слайд 9

    9 Познание как предмет философского анализа Кантианство - Эта концепция основана на глубочайшем анализе познавательного процесса, его составных элементов, его противоречий. О том, каковы вещи сами по себе, - полагал И. Кант, - мы ничего не знаем. Мы знаем лишь явления, то есть представления, которые они в нас производят, воздействуя на наши чувства. Для И. Канта предметы существуют вне и независимо от сознания, однако их сущность непознаваема. Познаваемо лишь внешнее, доступное ощущению.

  • Слайд 10

    Познание как предмет философского анализасовременная гносеология

    10 ñЦентром гносеологии становится человек. Наблюдается социологизация гносеологии, то есть процесс преобразования гносеологии в социально-гуманитарное исследование. ñНа современном этапе для гносеологии характерен методологический плюрализм. Она использует любые методы, которые являются наиболее эффективными в данной ситуации: философские, общенаучные, общелогические методы, теоретические и эмпирические средства и приемы.

  • Слайд 11

    11 Познание и практика ۩Практика - это специфическая форма деятельности в определенном социокультурном аспекте, в результате которой человек создает новую реальность - мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования и своей жизнедеятельности, которые не даны природой в готовом виде. ۩Практика и познание - две стороны единого исторического процесса. Однако решающая роль в этом процессе отводится практике.

  • Слайд 12

    12 Познание и практика Основные функции практики в процессе познания: ۩Практика - движущая сила и основа познания. Она пронизывает все стороны, формы, ступени познания. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. Практика является основой познания также и потому, что обеспечивает процесс познания техническими средствами, приборами, оборудованием. ۩Практика есть цель познания, так как она осуществляется для регулирования деятельности людей. ۩Практика - решающий критерий истинности знания

  • Слайд 13

    13 Истина и заблуждение ۩Истина - знание, соответствующее своему предмету, то есть адекватное, верное отражение действительности. Истина - цель познания в любой его форме. ۩Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение - это неадекватная форма знания, неосознанное искаженное отражение действительности. Заблуждения неизбежны, они являются необходимым моментом развития знания.

  • Слайд 14

    14 Истина и заблуждение ۩ Заблуждения нельзя смешивать с ложью - преднамеренным искажением истины в корыстных целях и связанной с этим дезинформацией, передачей заведомо ложного знания.

  • Слайд 15

    15 Истина и заблуждение Истина объективна по содержанию - обусловлена реальной действительностью, ее содержание не зависит от отдельных людей. Истина субъективна по форме и по способу реализации. Истина не есть свойство материальных объектов, а есть свойство знания о них. Постижение истины есть процесс, а не одноразовый акт познания объекта. Признакиистины:

  • Слайд 16

    16 Истина и заблуждение Абсолютная истина есть полное, исчерпывающее знание о действительности в целом - гносеологическийидеал, который никогда не будет достигнут, но познание постоянно приближается к нему. Догматизмпреувеличивает значение абсолютности истины, ее устойчивости.

  • Слайд 17

    17 Истина и заблуждение Относительная истина выражает изменчивость истинного знания, его углубление и развитие. Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Творческое развитие относительных истин на основе практики дает нам абсолютную истину. Релятивизм преувеличивает относительность истины, ее изменчивость и развитие.

  • Слайд 18

    18 Истина и заблуждение Критерии истинности знания: Решающим критерием истинности знания является практика. В качестве вторичных критериев истинности знания выступают: логическая полнота и непротиворечивость, согласованность с фундаментальными идеями (когерентность), простота и красота, способность к саморазвитию (эвристичность), способность к самоанализу (рефлексии)

  • Слайд 19

    19 Формы и методы познания ۩Чувственное познание (живое созерцание) осуществляется посредством органов чувств, которые являются результатом биологической эволюции и социальной истории.

  • Слайд 20

    20 Формы и методы познания ۩Чувственное познание Осуществляется в трех основных формах: Ощущения - отражение в сознании человека отдельных сторон и свойств предмета, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения разделяются на зрительные (визуальные), слуховые, осязательные, вкусовые и т.д. Восприятие- это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, это синтез отдельных ощущений. Представление - обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействующего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемый в настоящем. Сюда относятся образы памяти, образы воображения.

  • Слайд 21

    21 Формы и методы познания По сравнению с ощущением и восприятием у представления отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обобщенный образ предмета, созданный выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных.

  • Слайд 22

    22 Формы и методы познания Рациональное мышление - не чисто природное свойство человека, а выработанная в ходе истории функция социального субъекта в процессе предметной деятельности и общения, идеальная их форма. Рассудок - обыденное, житейское мышление (здравый смысл). Логика рассудка - формальная логика, изучающая структуру высказываний и доказательств, обращающая основное внимание на форму знания, а не на его содержание. Разум - высший уровень рационального познания, для которого характерно творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их природы.

  • Слайд 23

    23 Формы и методы познания Главная задача разума - постичь сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Логика разума - диалектическая логика, учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы. Формы мышления (логические формы) - способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения, умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания такие, как гипотеза, теория и др

  • Слайд 24

    24 Формы и методы познания Проблема соотношения чувственного и рационального в процессе познания Существуют две противоположные точки зрения - сенсуализм (от латинского “sensus” - “чувство”, “ощущение”) и рационализм (от латинского “ratio” - “разум”, “мышление”).

  • Слайд 25

    25 Формы и методы познания Сенсуалисты полагали, что решающая роль в познании принадлежит органам чувств, а ощущения признавались единственным источником и средством достижения истины. Сенсуалистами были представители как материализма (Гоббс, Локк, Фейербах и др.), так и идеалисты (Беркли, Юм и др.). Рационалисты стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины не выводимы непосредственно из данных чувственного опыта, а могут быть только взяты из самого мышления. Такие взгляды развивали Декарт, Лейбниц, Гегель и др.

  • Слайд 26

    26 Формы и методы познания В современной постпозитивистской философии (Поппер, Кун, Лакатос и др.) рациональность понимается как совокупность норм и методов, характеризующих научное исследование, а теория рациональности совпадает с методологией науки.

  • Слайд 27

    27 Диалектика как теория и как метод познания учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы Законы диалектики: Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе находятся в борьбе и противоречат друг другу. Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

  • Слайд 28

    28 Диалектика как теория и как метод познания Законы диалектики: Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений трактуется как механизм развития и выражается посредством категорий «свойство», «качество», «количество», «мера», «скачок». Закон отрицания отрицания вскрывает преемственность и направленность развития.

  • Слайд 29

    29 Диалектика как теория и как метод познания Принцип всеобщей связи: Это принцип единства мира при всем его многообразии и принцип многообразия в единстве. Принцип развития: все в мире имеет свою историю. Применительно к отдельным формам движущейся материи (физической, химической, биологической, социальной) этот принцип означает становление и развитие. Что касается отдельных объектов, всегда имеющих конечное время существования, то здесь следует иметь в виду все стадии бытия объекта: становление, прогрессивное развитие, регрессивное развитие, исчезновение. Основными принципами диалектикиявляются: • принцип всеобщей связи • принцип развития

  • Слайд 30

    Познание как предмет философского анализа

    30 The EHD лекции ☺

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке