Содержание
-
Подготовка к защите тезиса. Работа с источниками
Лектор: Жданова М. Г.
-
Цель лекции
2 Научиться работать с источниками, защищая свой тезис
-
Правила формулировки тезиса
3 Определенность тезиса Неизменность тезиса
-
Определенность тезиса
4 Тезис ясен и точен Должно быть понятно Что Вы доказываете
-
Неизменность тезиса
5 На протяжении всего доказательства тезис долен быть один
-
Совет
6 Чем легче структура тезиса, тем интереснее аргументация к нему Берегите легкость восприятия и Вас примут, поймут и запомнят
-
Тезис и аргументы
7 Следует отличать главное утверждение от любых других утверждений, а главное и второстепенное от доводов
-
Утверждение или тезис
8 любое предложение, которое говорит об истинности или ложности чего-либо и поэтому нуждается в поддержке
-
Пример
9 Люди в последнее время все чаще болеют
-
Главное утверждение
10 - это предложение, которое поддерживается всем вашим текстом
-
Пример
11 Люди в последнее время все чаще болеют Вы именно это аргументируете? Если да, то это Ваш тезис
-
Задача
12 Сформулируйте утверждение по теме: Развитие современных медицинских технологий
-
Алгоритм формулировки утверждения
13
-
Шаг 1. Вид утверждения
14 Вид проблемы определяет вид аргументации Ваша проблема исследовательская или практическая?
-
Аргументация к практической проблеме
15 Ответы на вопросы: что является причиной данной проблемы? ответ на вопрос: как сделать что-то, чтобы решить её?
-
16 Читатель ожидает, что Ваше решение: Выполнимо Его осуществление дешевле, чем проблема, которую оно решает Оно не создает новую и большую проблему Оно дешевле и быстрее, чем альтернативные решения
-
Совет
17 Если Вы идёте от решения исследовательской проблемы к практическому приложению полученного знания, стройте аргументацию вокруг исследовательской проблемы и только потом переходите к практике
-
Шаг 2. Конкретизация утверждения
18 Что такое конкретное утверждение?
-
Конкретный язык
19 содержит более развернутые понятия, которые дают конкретное представление читателю о том, что или как происходит
-
Совет
20 Сначала максимально конкретизируйте. Детали уйдут после понимания Вами того, что Вы хотите сказать
-
Конкретная логика
21 предполагает развитие только одной идеи в одном абзаце текста
-
Сборка аргументации
22 Начните предложение с союза хотя илинесмотря на Закончите его придаточным потому что или так как
-
Вывод:
23 для развернутой аргументации необходимо наличие трех элементов: Хотя я признаю Х; Я утверждаю Y; Потому что имеется довод Z
-
Шаг 3. Значимость для читателя
24 Новая информация о предмете Знание о предмете, позволяющее решить проблему Знание которое изменяет представление о предмете
-
Совет
25 Почему я должен в это верить? Почему это должно меня волновать? Отвечая на эти вопросы читателя, признавайте ограничивающие условия и выстраиваете границы своей уверенности
-
А что такое
26 Исследовательская и практическая проблемы?
-
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
27 Возникает в результате некоторого условия во внешнем мире, которое изменяет качество нашей жизни
-
28 Решить эту проблему можно делая нечто, что изменит условие или их устранит
-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОБЛЕМА
29 Мотивируется неполным знанием или заблуждением
-
30 В обыденном мире проблем избегают, а в мире науки их активно ищут
-
31 направлена на поиск нового знания
-
НО
32 Часто новички путают тему и проблему Корь у взрослых Это тема или проблема?
-
Тема или проблема?
33 это сокращенная проблема
-
ВИДЫ ПРОБЛЕМ
34 КАК ОНИ СВЯЗАНЫ?
-
КРОГОВОРОТ ПРОБЛЕМ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
35
-
СТРУКТУРА ПРОБЛЕМ
36 ситуация или условие нежелательные следствие, которые вы хотите исправить
-
ОТЛИЧИЕ ПРОБЛЕМ
37 природа условий природа ущерба или следствий
-
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
38 Для формулирования практической проблемы надо описать: её условие ущерб от этого условия Я проспал лекцию и могу завалить экзамен
-
НО
39 Очертить проблему надо с точки зрения читателя Найдите видимые следствия от практической проблемы
-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
40 Пример: Если мы узнаем как изменились романтические кинофильмы за последние 10 лет, (условие) то мы ответим на вопрос: как в нашей культуре формируются представления о браке (следствие)
-
ИССЛЕДОАВТЕЛЬСКОЕ ИЛИ ПРИКЛАДНОЕ?
41 1. Ваша тема … 2. Вы хотите узнать … 3. Значимость: для того, чтобы … помочь понять или чтобы можно было использовать
-
42 Если понять, то Ваше исследование фундаментальное Если для того, чтобы кто-то что-то смог сделать, то Ваше исследование прикладное
-
ПРОБЛЕМА И ПРАКТИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ
43 Для формулировки продуктивной проблемы надо показать как цель читателя связана с Вашим вопросом
-
Задача
44 1. Я изучаю … 2. т.к. хочу узнать … 3. тем самым я разъясню… Проверьте шаг 2 и шаг 3, отвечая на вопрос: если читатель захочит достичь цели, то нужно ли это знание?
-
Как связать теорию и практику?
45 Тема … Вопрос … Значимость теоретическая … Потенциальная практическая … Сделайте эти 4 шага для ответа на вопрос
-
СОВЕТ
46 Увы, найти решение мировых проблем на 50 или 100 станицах трудно. Но выделить исследовательский вопрос, который сможет привести к практическому решению можно
-
Вопросы и ответы
-
Вопрос
Выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение базисного знания
-
Структура вопроса
Простая структура Сложная структура
-
Простым называют вопрос
который не включает в качестве составных частей других вопросов
-
Сложным называют вопрос
который включает в качестве составных частей другие вопросы, объединенные логическими связками
-
Виды сложных вопросов:
Соединительные ( союз «и») Разъединительные (союз «или») Смешанные (и союз «и», и союз «или»)
-
Семантика вопросов
Правильно поставленный вопрос Неправильно поставленный вопрос
-
Правильно поставленный вопрос
Это вопрос, предпосылка которого представляет собой истинное непротиворечивое знание
-
Неправильно поставленный вопрос
Вопрос с ложным или противоречивым базисом
-
Пример
Какой вид топлива использует НЛО? А есть ли НЛО?
-
Пример
Древнегреческий софизм Продолжаешь ли ты бить своего отца? Нет. Значит бил. Да
-
Функции вопросов
Уточняющие или ли-вопросы Восполняющие или что-вопросы
-
Уточняющие вопросы
Верно ли, что Земля круглая?
-
Восполняющие вопросы
Они связаны с последовательной конъюнктивной связью Содержит ли твой ответ истину и какую именно?
-
Виды вопросов:
Вопрос по существу темы Вопрос не по существу темы
-
Вопрос по существу темы
Запрос мысли, прямо или косвенно связанный с обсуждаемой темой, ответ на который уточняет либо дополняет исходную информацию
-
Вопрос не по существу темы
Вопрос, который не имеет непосредственного отношения к теме
-
Ответ
Новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом исходное знание
-
Виды ответов
Истинные и ложные Прямые и косвенные Краткие и развернутые Полные и неполные Точные и неточные
-
Истинные и ложные
Имеют семантический статус По отношению к действительности они могут быть истинными или ложными
-
Прямые и косвенные
Эти ответы различаются областью поиска
-
Прямой ответ
Взят непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям
-
Пример
Является ли кит рыбой? Нет, кит это не рыба
-
Косвенные ответы
Получают из более широкой области, нежели область поиска ответа, и из которого лишь выводным путем можно получить нужную информацию
-
Пример
Является ли кит рыбой? Кит относится к млекопитающим животным
-
Краткие и развернутые
Односложные и утвердительные или отрицательные Ответы, в каждом из которых повторяются все элементы вопроса
-
Полные и неполные
Оцениваются по объему представленной в ответе информации
-
Точные и неточные
Отражают логическую зависимость между вопросом и ответом. Это значит, что качество ответа обусловлено качеством вопроса
-
Точный ответ
Это значит, что вопрос имел логическую, т.е. понятийно-структурную характеристику
-
Неточный ответ
Выражается в двусмысленном употреблении понятий и вопросительных слов
-
Работа с источниками
77
-
Совет
78 В источниках Вы ищите данные, аргументацию и взгляды подтверждающие Вашу гипотезу или отвергающую её
-
Виды источников:
79 Первичные; Вторичные; Третичные
-
Первичные источники
80 Это те материалы, о которых Вы пишите непосредственно, «сырые источники»
-
Вторичные источники
81 Это исследовательские отчеты, книги или статьи, опирающиеся на первичные данные
-
Третичные источники
82 Это книги и статьи, опирающиеся на вторичные источники. Они синтезируют и объясняют исследование для широкой аудитории. Упрощают предмет исследования, редко обновляются и не пользуются доверием экспертов
-
Алгоритм проверки источников на надежность
83
-
Виды использования источников:
84 Читайте ради проблемы; Читайте ради аргументации; Читайте ради фактов
-
Как читать ради проблемы?
85 Искать утверждения, которые кажутся неточными Искать данные, которые другие проигнорировали или не искали Обращать внимание на формулировку проблемы других ученых Обращать внимание на выводы ученых в конце их работ
-
Как читать ради аргументации?
86 Можно читать знакомясь с идеей автора текста, но лучше читать, выявляя план аргументации и отмечая виды фактов, подтверждающие его утверждения
-
Интересно, но факт
87 Заимствование логики изложения мысли в источниках не является плагиатом
-
Как читать ради фактов?
88 Откажитесь собрать все данные по вашему вопросу Узнайте какие данные «правильные» Ищите первичный источник данных, избегая интерпретации интерпретаций
-
Как читать тексты?
89 Записывая полностью библиографические данные Ведя исчерпывающие заметки, т.е. обобщая информацию и задавая к ней вопрос Различая прямую цитату, пересказ источника, его обобщение и ваше размышление
-
Учитывайте контекст
90 Читатель хочет видеть, каким образом ваши выводы следуют из аргументации Работать надо в контексте аргументированных и взаимосвязанных идей
-
91 Различайте центральные высказывания в аргументации, от ограничений и оговорок, которые признаны, но значения не имеют Ученый обрамляет свои высказывания контекстуальными размышлениями
-
92 Оцените границы утверждения автора и степень его уверенности в нем (модальность рассуждения)
-
93 Различайте ваше обобщение взглядов другого автора от обобщений взглядов автора самой этой работы
-
94 Источники могут быть согласны с Вашим утверждением, но по разному его интерпретировать и поддерживать. Болезнь можно рассматривать как результат генетического нарушения и как результат религиозных убеждений
-
95 Всегда определяйте причину разногласий источников В чем причина? Разные факты Разные подходы при их рассмотрении В чем же различие?
-
Когда обращаться за помощью?
96 Все смешалось в «кучу» и у Вас потерялось понимания о чем это Вы пишите
-
Что делать?
97 Вернитесь к формуле Я работаю над темой Х, чтобы узнать об Y, с тем чтобы читатели могли лучше понять Z Расскажите её содержание не специалисту
-
Совет
98 Нет глупых вопросов, но есть глупые ответы
-
Как быстро читать источники?
99 Получите представление о структуре текста. Если это книга прочитайте или просмотрите: первые несколько предложений каждого абзаца в предисловии введение и итоговые главы предметный указатель: какие темы имеют ссылки на самое большое число страниц список литературы, отмечая источники, на которые больше всего ссылок как организованы главы. Есть ли разделы, краткие выводы в конце
-
100 Получите представление о структуре текста. Если это статья: прочтите аннотацию, если она есть пролистайте её, чтобы узнать, озаглавлены ли её разделы просмотрите библиографию
-
101 Найдите проблему и решение, главное утверждение. Если ваш источник книга: прочтите введение, выводы, первую и последнюю главы Если ваш источник статья: прочтите введение, обращая внимание на последние 2 абзаца, и выводы
-
102 Определите ключевые и промежуточные идеи, читая первый и последний абзацы текста Найдите ключевые понятия текста
-
Что дает работа с источниками?
103 Если у вас нет вашей аргументации, значит Вы плохо организовали свою интеллектуальную работу с источниками
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.