Содержание
-
История и методология науки
Предмет истории и методологии науки Философия науки pptcloud.ru
-
Наука как социальное явление
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая целью постижение истины и открытие объективных законов.
-
-
Функции науки
Культурная – процесс формирования человека, как субъекта деятельности и познания Социально-регулятивная – наука как социальная сила Проективно-конструктивная Экологическая Неогуманистическая – установка на заботу о будущих поколениях
-
ПРЕДМЕТ И ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ
История науки – осмысление исторического развития научного знания. Ее разработка началась в XIX в. во Франции.
-
Предмет истории науки
Совокупность познавательных моделей и законов историко-научного развития человечества.
-
Задачи и проблемы истории науки
выявить исследователей, отметив, их заблуждения и ошибки искать ценное, но забытое, что есть в каждой науке исследование особенностей развития науки в отдельные периоды описывать механизм развития науки
-
выявить общие закономерности развития научного знания представления о методах и приемах научного мышления решения научных проблем с помощью исторической аналогии повышение культурного и научного потенциала общества
-
интеграцию естественно-научного и гуманитарного знания создание основы для разработки моделей развития общества расширение источниковой базы для научных исследований уточнение понятийного аппарата, совершенствование методологии исследования
-
Эмпирическая база истории науки
научные тексты прошлого переписка ученых автобиографические очерки и воспоминания
-
ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ИСТОРИКО-НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Презентuзм - стремление восстановить прошлое науки, используя терминологический язык современности; Антuкварuзм желание восстановить прошлое в развитии научных идей без ссылок на современность.
-
Принцип дополнительности
Антикваризм и презентизм дополняют друг друга. Презентизм понимает прошлое, а антикваризм его объясняет.
-
Кун Томас Сэмюэл (1922–1996), американский историк и философ науки
невозможно перевести термин «флогистон» (вера в существование особой субстанции, которой нет в реальности) на современный язык науки. Презентистский подход к этой проблеме невозможен, она может рассматриваться только с позиции антикваризма.
-
Классификация наук
-
Классификация Аристотеля (384-322г. до н.э.)
Теоретическая Первая философия (метафизика) Математика Физика Практическая Творческая Логика – органон (гр. орудие или инструмент) познания
-
Классификация Ф. Бэкона (1561-1626)
По критерию познавательной способности человека: память, рассудок, воображение.
-
История – основана на памяти Естественная Гражданская Философия – основана на разуме Естественная теология Антропология Философия человека Гражданская философия Философия природы Поэзия – основана на воображении
-
Ключ к наукам
Логика Диалектика Риторика Теория познания
-
Классификация Гегеля (1770-1831)
Критерий – уровень развития абсолютной идеи или мирового духа Логика Философия природы Философия духа
-
Логика = Диалектика = Теория познания Учение о бытии Учение о сущности Учение о понятии
-
Философия природы Механика Физика Органическая физика Геологическая природа Растительная природа Животные организмы
-
Философия духа Субъективный дух Антропология Психология Объективный дух Социальная история Абсолютный дух Философия, наука наук
-
Классификация О.Конта (1798-1857)
Начальная математико-астрономическая Промежуточная физико-химическая Конечная биолого-социологическая
-
Классификация Ф. Энгельса (1829-1895)
По критерию форм движения материи Механика Физика Химия Биология
-
Классификация В. И. Вернадского (1863-1945)
По критерию характера изучаемого объекта Науки где объект – вся реальность планеты, космос Науки объектом которых является Земля
-
Классификация наук по предмету и методу познания
Науки о природе Науки об обществе Науки о познании и мышлении Технические науки Математика
-
По критерию практической значимости
Фундаментальные Прикладные
-
Периодизация истории науки
Классификация наук Периодизация - это их развертывание по оси времени в форме исторических периодов.
-
Этап истории это целостность, имеющая свою структуру и свои характеристики Границы между этапами истории гибки и подвижны
-
Задача периодизации истории науки
понимание исторического процесса в различных фазах, установить специфику этих фаз, сходство и отличия, границы и связь правильное проведение границ между фазами стремиться к изучению всех ступеней, чтобы затем выделить среди них главные, «узловые».
-
Периодизация науки с точки зрения соотношения анализа и синтеза
Аналитическая Особенности: непрерывная дифференциация наук; преобладание эмпирических знаний; акцентирование внимания на исследуемых предметах, а не на их изменениях; рассмотрение природы неизменной, вне развития, вне взаимосвязи ее явлений. Включает классическое и неклассическое естествознание.
-
2. Синтетическая, интегративная Особенности: Возникновение междисциплинарных проблем Появление «стыковых» научных дисциплин - физхимия, биофизика, биохимия, психофизика, геохимии и др. Идет процесс построения целостной науки о природе и единой науки о всей действительности в целом. Совпадает с постнеклассическим естествознанием.
-
Два вида периодизации:
1) формальный, когда в основу деления истории предмета на соответствующие ступени кладется тот или иной отдельный «признак» (или их группа); 2) диалектический, когда основой (критерием) этого деления становится основное противоречие исследуемого предмета, которое необходимо выделить из всех других противоречий последнего.
-
Стёпин Вячесла́в Семёнович (19 августа 1934, Минск) российский и белорусский философ
«В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая - науку в собственном смысле слова".
-
Преднаука
Доклассический этап где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме в средние века, вплоть до 16-17 столетий.
-
Наука как целостный феномен
Возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии три этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). Критерием данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания.
-
-
Каждая из стадий имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и иных установок), свою «картину мира», свои фундаментальные идеи.
-
Современная наука
Ученых в мире более 5 млн. человек 15000 дисциплин
-
Современная наука и общество
Вектор связи «наука - общество» в XIX в. был направлен от науки к обществу, так как история цивилизации выступала в качестве функции развития научных идей, в ХХ в. - от общества к науке. Наука выступает как функция развития общества.
-
Социальность науки
Наука превращается в сложный социальный организм, включающий в себя социальные структуры разного типа: лаборатории, университеты, группы ученых, научное сообщество и т.д.
-
Понятие «научного сообщества»
Раскрыто Т. Куном (1927-1996) в книге «Структура научных революций».
-
Научное сообщество это деятельность ученых по производству нового знания и отношения между учеными. Формы социальных отношений: отношения ученых и людей других профессий, например ученых и менеджеров и т.д.; мотивация, цели деятельности, этические нормы; способы общения между учеными в ходе решения научных проблем.
-
Уровни научного сообщества
1) национальное научное сообщество, действующее в пределах того или иного государства; реализует не только нормы и ценности науки в целом, но и те ценности, которые являются главными в стране. 2) дисциплинарное научное сообщество, ограниченное рамками определенной области знания, носит интернациональный характер, исходит из поиска эффективных путей развития отрасли знания.
-
Общественная поддержка науки
финансовая (от государства или частных фондов); материальная (земля, здания, оборудование и т.д.); интеллектуальная (приток в науку молодежи); высокий общественный статус, престиж (понимание обществом ценности науки как таковой).
-
Общество от науки
знания, которые формируют культуру и мировоззрение новые технологии, источники сырья, энергии и т.д. решение социальных проблем формирование интеллектуального потенциала общества в целом, осуществление научной экспертизы различных программ (социальных, экономических, политических) подготовка управленческих решений.
-
ОБЩИЕ МОДЕЛИ ИСТОРИИ НАУКИ
1) история науки как прогрессивный поступательный процесс (кумулятивная модель); 2) история науки как процесс развития научного знания через научные революции; 3) история науки как совокупность различных познавательных программ «кейс стадис».
-
Первая модель исходит из установки, что новое знание всегда совершеннее прежнего, поэтому историческое развитие науки это подготовка ее современного состояния. Теоретической основой данной модели стала философия позитивизма (конец XIX - начало ХХ в).
-
Вторая модель появилась в середине ХХ в. в связи с кризисом позитивизма. Она исходит из идеи прерывности развития научного знания. Время от времени в науке происходят революции, принципиально меняющие парадигму и направление научного знания.
-
Третья модель понимает любое событие в науке как неповторимое в других исторических условиях. Она допускает одновременное существование различных теорий, по-разному объясняющих одни и те же научные факты. Помимо указанных моделей история науки может изучаться через теории отдельных ученых или научных школ, исследующих определенную область научного знания.
-
Уровни и методы научного познания
Метод – (гр. Путь к чему-либо), способ деятельности, совокупность приемов, правил, способов, норм познания и действий.
-
Методология
Система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности Учение об этой системе общая теория метода
-
Структура научного познания
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.