Содержание
-
Основы философии
Тема 14, часть 1Кант Трансцендентальная эстетика и трансцендентальная аналитика МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙКафедра философии pptcloud.ru
-
Иммануил Кант(1724-1804)
Род. 22 апреля 1724 г. в Кёнигсберге Учёба в Кёнигбергском университете (1740-1746) «Докритический период»: приват-доцент в Кёнигбергском университете (1755-1770) «Критический период»:профессор логики иметафизики вКёнигбергскомуниверситете (1770-1801) Ум. 12 февраля 1804 г. в Кёнигсберге Кёнигсберг
-
Иммануил Кант (1724-1804)
Всеобщая естественная история и теория неба (1755) Критика чистого разума(1781/1787) Пролегомены ко всякой будущей метафизике… (1783) Основы метафизики нравственности (1785) Критика практического разума (1788) Основные сочинения
-
Иммануил КантТрансцендентальная эстетика и аналитика
Возможность априорных синтетических суждений Трансцендентальная эстетика Априорные синтетические суждения в математике Синтетическая работа созерцания Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания Трансцендентальная аналитика Трансцендентальное единство апперцепции Дедукция чистых рассудочных понятий (категорий) Схематизм чистых рассудочных понятий Синтетические основоположения чистого рассудка Трансцендентальный идеализм Субъективный идеализм Беркли и трансцендентальный идеализм Канта Нативизм рационалистов и априоризм Канта Агностицизм Юма и критический идеализм Канта
-
Возможность априорных синтетических суждений Аналитические и синтетические суждения
Аналитическоесуждение –суждение, в которомсодержаниелогического сказуемого(предиката)заключенов содержаниилогического подлежащего(субъекта). Синтетическоесуждение –суждение, в которомсодержаниелогического сказуемого(предиката)не заключенов содержаниилогического подлежащего(субъекта).
-
Отношениемеждусодержаниемсубъекта и предикатааналитического суждения Отношениемеждусодержаниемсубъекта и предикатасинтетического суждения S S P P
-
Все телапротяжённы. Некоторые телаимеют тяжесть. Столица –место пребыванияправительства. Канберра – столицаАвстралии. Примерыаналитических суждений Примерысинтетических суждений Целое большесвоей части. «Лунная соната»состоит из трёх частей.
-
Общий принципаналитическихсуждений –закон противоречия. Синтетические суждениянуждаютсяв ином принципе,нежелизакон противоречия. Противоречивоотрицать за субъектомпризнак, который мыслитсяв самом понятии субъекта. Нет никакого противоречияв том, что за субъектомотрицается признак,не принадлежащийпонятию субъекта.
-
Возможность априорных синтетических сужденийАприорные и апостериорные суждения
Априорноесуждение –суждение,истинность которогоустанавливаетсянезависимо от опыта. (Ср. «истины разума»у Лейбница). Апостериорноесуждение –суждение,истинность которогоудостоверенаопытом. (Ср. «истины факта»у Лейбница).
-
Возможность априорных синтетических суждений Априорные и апостериорные суждения
Ассерторические(суждения действительности) Аподиктические(безусловные, необходимые) Модальность Частныеили единичные Общие(универсальные) Количество Апостериорные(опытные)суждения Априорные(доопытные)суждения
-
Науки опираются на опыт, но они не могут основыватьсяисключительно на опыте, поскольку их законыимеют формуобщихаподиктических суждений.
-
Возможность априорных синтетических суждений
Апостериорные Априорные Ассерторические Аподиктические Частные или единичные Общие Синтетические Аналитические Аподиктические Общие Ассертор. Частные Аподикт.? Общие? Всеаналитическиесужденияаприорны. Апостериорныесуждениясинтетичны. Возможны лиаприорныесинтетическиесуждения? ?
-
Трансцендентальная эстетикаАприорные синтетические суждения в математике
7 + 5 12 = 7 + 5 12 3x4 = 12 7 + 5 x 4 3
-
Прямая кратчайшаялиния междудвумя точками. есть Форма величина. не есть
-
Трансцендентальная эстетикаСинтетическая работа созерцания
Но почему мы видим одиндвижущийся автомобиль,а не несколько похожихнеподвижных автомобилейв разных местах? И почему мы видимавтомобиль движущимсяв определённом направлении,а не скачущим взад-вперёд? Не будь у нас памяти, мы не моглибы воспринимать изменяющиесяво времени объекты.
-
Почему мы неизвлекаем из кладовыхпамяти вчерашниеили даже прошлогодниеощущения, соединяя ихв единый образ?
-
Трансцендентальная эстетикаВремя как априорная форма созерцания
3 2 1 Этого не происходит потому, что нашапамять упорядочена во времени. Содержащаяся в нашем разуме«шкала времени» позволяет нампомнить не только содержание, нои последовательность ощущений.
-
Трансцендентальная эстетикаПространство как априорная форма созерцания
Почему воспринятыев разных местахчасти тел соединяютсяосмысленным образом?
-
Потому чтов нашем разуме,содержится не только«шкала времени»,но и определённаямодель пространства.
-
Трансцендентальная эстетикаВремя и пространство как априорные формы чувственного созерцания
Априорная основагеометрии Априорная основа арифметики Изотропно Однонаправленно Трёхмерно Одномерно Бесконечно Бесконечно Формавнешнего созерцания Формавнутреннего созерцания Пространство Время
-
Трансцендентальная эстетикаОбщий вывод
Предмет восприятия не даннашей чувственности, аконструируетсяею из материала ощущений. Данные ощущенийсоединяются в целостный образ(синтезируются)соответственно априорнымформам самой чувственности.
-
Трансцендентальная аналитикаТрансцендентальное единство апперцепции
Апперцепция(лат. ad, к,percepcio, восприятие) –рефлектирующее сознание(в отличие от неосознаваемыхвосприятий – перцепций);самосознание. Трансцендентальное(лат. transcendentalis, выходящийза пределы)– в кантовскойфилософии то, что делаетвозможнымопытное познание(в отличие от трансцендентного –выходящего за пределы опыта). Трансцендентальное единство апперцепции –единство и тождественность самосознаниякак предпосылка познавательного синтеза.
-
И. Кант.«Критика чистого разума». Многообразные представления,данные в некотором созерцании,не были бы все вместемоими представлениями,если бы онине принадлежали все вместеодному самосознанию.
-
И. Кант.«Критика чистого разума». Только в силу того, что я могупостичь многообразное[содержание] представленийв одном сознании,я называю их всемоими представлениями;в противном случаея имел бы столь жепёстрое разнообразное Я,сколько у меня естьсознаваемыхмной представлений.
-
И. Кант.«Критика чистого разума». Не предмет заключает в себе связь,которую можно заимствоватьиз него путём восприятия, толькоблагодарячему она может бытьусмотрена рассудком,а самасвязь есть функция рассудка,и сам рассудок есть не что иное,как способность a priori связыватьи подводить многообразное[содержание]данных представленийпод единство апперцепции.
-
Трансцендентальная аналитикаДедукция чистых рассудочных понятий
Суждения по качеству по отношению по модальности по количеству Общие Частные Единичные Утвердитель-ные Отрицательные Бесконечные Категорические Гипотетические Разделительные Проблематиче-ские Ассерториче-ские Аподиктические
-
Категории качества отношений модальности количества Единство Множествен-ность Целокупность Реальность Отрицание Ограничение Субстанция иакциденция Причина и действие Взаимодействие(общение) Возможность Существование Необходимость
-
Схематизм Категориикачества Категорииотношений Категориимодальности Категорииколичества Временной ряд Число Содержаниевремени Величина(степень) Порядоквремени ПостоянностьПоследовательностьОдновременность Совокупностьвремени Какое-нибудь времяОпределённое времяВсякое время Модус времени Схема категории
-
Трансцендентальная аналитикаОбщая схема
Постулаты эмпирического мышления Аналогииопыта Антиципации восприятия Аксиомы созерцания Группыосновоположенийрассудка ВозможностьСуществованиеНеобходимость СубстанцияПричинаВзаимодействие РеальностьОтрицаниеОграничение ЕдинствоМножественностьЦелокупность Категории Какое-нибудь…Определённое…Всякое время ПостоянностьПоследовательностьОдновременность Величина(степень) Число Схемакатегории Совокупность времени Порядоквремени Содержание времени Временнойряд Модусвремени Находящиесяв отношениик сознанию Находящиесяв отношениидруг к другу Восприятия Созерцания Явления,взятые как По модальности По отношению По качеству Поколичеству Классификациясуждений
-
Трансцендентальная аналитикаОсновоположения чистого рассудка
Группыосновоположений Антиципациивосприятия Аналогииопыта Постулатыэмпирическогомышления Аксиомысозерцания Всё делимо до бесконечности Пустота не существует Закон сохранения субстанции Законпричинной связи Законвзаимодействия Формальнаявозможность Материальнаядействительность Общая необходимость
-
Трансцендентальная аналитикаАналогии опыта
Опыт возможен только посредствомпредставления о необходимой связи восприятий. ГипотетическиесужденияЕсли A,то B РазделительныеSесть Pили QSили Pесть Q КатегорическиесужденияSесть P При всякой сменеявленийсубстанцияпостоянна,и количество еёв природене увеличиваетсяи не уменьшается. Все измененияпроходятпо законусвязи причиныи действия. Все субстанции,поскольку онимогут бытьвоспринятыв пространствекак одновременносуществующие,находятся в полномвзаимодействии.
-
Трансцендентальная аналитикаПостулаты эмпирического мышления вообще
АссерторическиесужденияSесть P АподиктическиесужденияSнеобходимо есть P ПроблематическиесужденияSвозможно есть P То, что согласно сформальнымиусловиями опыта,возможно. То, что связано сматериальнымиусловиями опыта(ощущения),действительно. То, связь чего сдействительнымопределенасогласнообщимусловиям опыта,существуетнеобходимо. Опыт возможен только посредствомпредставления о необходимой связи восприятий.
-
Трансцендентальная аналитикаОбщий вывод
Рассудок не черпаетсвои законы из природы,а предписывает их ей.
-
И. Кант.«Пролегомены». Рассудок естьисточниквсеобщего порядка природы,так какон подводит все явленияпод свои собственные законыи только этим a priori осуществляетопыт (по его форме), в силу чеговсё, что познается на опыте,необходимо подчиненозаконам рассудка.
-
И. Кант.«Пролегомены». Мы имеем дело не с природойвещей самих по себе,которая независимаи от условий нашей чувственности,и от условий рассудка, а с природойкак предметом возможного опыта;и здесь от рассудка, делающеговозможным этот опыт, зависиттакже и то, что чувственновоспринимаемый мирне есть никакой предмет опытаили что он есть природа.
-
Трансцендентальный идеализмБеркли и Кант
Субъективныйидеализм Беркли Трансцендентальныйидеализм Канта Вещи сутькомплексы ощущений,никакого бытиявне сознанияне имеющие. Идеальностьвремени и пространстваозначает не только то, что1) явленияподчиняютсяаприорным формамнашего созерцания,но и то, что2) вещи в себесовершенно не зависятот них.
-
Трансцендентальный идеализмДекарт и Кант
Нативизмрационалистов АприоризмКанта Законы нашего разумасуть в то же времязаконы природы. Законы природы (как упорядоченного опыта)суть априорныезаконы нашего рассудка,но последниеимеют силу лишьв области явленийи не распространяютсяна вещи в себе.
-
Трансцендентальный идеализмЮм и Кант
АгностицизмЮма Критический идеализмКанта Достоверное знаниеневозможно, поэтомунет никакихобщезначимых истин. Вещи в себенепознаваемы,ноявления подчиненыобщезначимым формамнашей чувственностии рассудка,что позволяетпридать нашему знаниюнаучную форму.
-
Трансцендентальный идеализмОбщая схема
Трансцен-дентальная диалектика Метафизика Три идеи:мир, душа, Бог Умо-заключение Разум Трансцен-дентальная аналитика Естество-знание Двенадцать категорий Суждение Рассудок Трансцен-дентальная эстетика Математика Пространство и время Созерцание Чувствен-ность Раздел Наука Априорные формы Способ-ность Уровень синтеза
-
Вопросы?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.