Содержание
-
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Айзятуллова Зульфия Мягзумовна, учитель математики МОУ «Татарско-Тавлинская ООШ»
-
Цель педагогической деятельности:
формирование у учащихся умения применять полученные знания в практической деятельности (они более эффективно фиксируются в памяти учащегося, если получены в процессе решения проблемных ситуаций); - развитие способностей, которые позволяют найти выход из любой ситуации (способность к рефлексии, целеполаганию, планированию, моделированию и активной коммуникации). Знание только тогда знание, когда оно добыто усилием собственноймысли, а не памятью. Л.Н. Толстой
-
Этапы проблемного обучения
I этап - создание проблемной педагогической ситуации, ориентирование учащихся на восприятие ее проявления. II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него. На этом этапе я оказываю дозированную помощь, задаю наводящие вопросы и т.д. III этап - поиск решения проблемы, поиск выхода из тупика противоречия.
-
IV этап - появление идеи решения, переход к решению, разработка его,образование нового знания в сознании учащихся. V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта. VI этап - отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.
-
-
Классификация методов обучения
-
Традиционный урок 1. Проверка д/з учеников учителем. 2. Объявление темы учителем. 3. Объяснение темы учителем. 4. Закрепление знаний учениками. Проблемное обучение 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. 2. Актуализация учениками своих знаний. 3. Поиск решения проблемы учениками. 4. Выражение решения. 5. Применение знаний учениками.
-
-
Основная идея технологии:
Ученик – не объект обучения, пассивно воспринимающий учебную информацию, а активный субъект, самостоятельно владеющий знаниями и решающий познавательные задачи.
-
Методы постановки учебной проблемы
Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Подводящий к теме диалог. Сообщение темы с мотивирующим приемом.
-
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Педагогические действия: 1) создание проблемной ситуации; 2) побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждение к формулированию учебной проблемы; 4) принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
-
Подводящий к теме диалог
Система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. Разные типы вопросов: -репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); -мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение).
-
Плюсы и минусы проблемного обучения
Побуждающий диалог Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы + Развивает творческое мышление. + Максимально близок к жизненным ситуациям. - Ученики могут увести в сторону от темы. - Невозможно рассчитать время на уроке. Подводящий диалог Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем + Развивает логическое мышление. + Просчитывается по времени. + Ведет к нужному результату коротким путем. - В меньшей степени развивает творчество и инициативу.
-
НА ПРОБЛЕМНОМ УРОКЕ ДОСТИГАЕТСЯ ПОДЛИННОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИАЛА УЧЕНИКАМИ, ИБО НЕЛЬЗЯ НЕ ПОНИМАТЬ ТО, ДО ЧЕГО ДОДУМАЛСЯ ЛИЧНО
-
МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
-
Проблемные методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
-
Технология проблемного обучения позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала; - сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения; - использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации; - повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения
-
Рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроке:
1.Подвести к противоречию с уже известным и предложить самим находить способ разрешения. 2. Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы. 3. Создать ситуации включения, используя задания, связанные с их жизненным опытом. 4. Использовать задачи с заведомо допущенными ошибками. 5. Предлагать практические исследовательские задания. 6. Отыскать различные способы решения одной и той же задачи. 7. Излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос. 8.Учиться составлять задачи по статистическим данным своего населённого пункта.
-
Результаты работы
-
СПАСИБОЗАВНИМАНИЕ !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.