Презентация на тему "Мастер-класс "Особенности организации работы инструкторов по физической культуре с детьми с нарушениями зрения и слуха в условиях ДОУ""

Презентация: Мастер-класс "Особенности организации работы инструкторов по физической культуре с детьми с нарушениями зрения и слуха в условиях ДОУ"
Включить эффекты
1 из 14
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Мастер-класс "Особенности организации работы инструкторов по физической культуре с детьми с нарушениями зрения и слуха в условиях ДОУ"" по физкультуре. Презентация состоит из 14 слайдов. Материал добавлен в 2025 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.1 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    14
  • Слова
    физкультура
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Мастер-класс "Особенности организации работы инструкторов по физической культуре с детьми с нарушениями зрения и слуха в условиях ДОУ"
    Слайд 1

    Особенности организации работы инструкторов по физической культуре с детьми с нарушениями зрения и слуха в условиях ДОУ

    Учитель-дефектолог Ахмедьянова Н.М.

  • Слайд 2

    Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения

    Основные особенности психофизического развития детей с нарушениями зрения: Темп деятельности - замедлен,ребенок осторожен. Работоспособность - относительно сохранная. Произвольный компонент деятельности - сформирован достаточно,если отсутствуют признаки неврологического неблагополучия и сочетанных нарушений, при раннем начале абилитационных и коррекционно-развивающих мероприятий. Обучаемость ребенка с выраженными нарушениями зрения - в целом не нарушена, но значительно специфична ввиду особенностей развития психических функций и познавательной деятельности. Познавательная деятельность - почти не наблюдается прямой зависимости между степенью нарушения зрения и уровнем развития познавательной деятельности. Процесс восприятия - в целом замедлен,формируются обедненные, часто деформированные и неустойчивые образы объектов, нарушается цельность восприятия, часто отсутствуют второстепенные, но неотъемлемые детали предметов. Образное мышление - затруднено формирование (беден чувственный опыт), отсюда как расширение, так и сужение объема понятий, недостаточная обоснованность суждений, вербализм представлений, формальность умозаключений. Большую роль в развитии ребенка играют осязание, слух и проприоцептивные ощущения (ощущение своего тела), даже обоняние.

  • Слайд 3

    Особенности развития речи:

    своеобразие и трудности развития моторного компонента речи;  недостаточная выразительность речи; бедность лексического запаса и трудности освоения обобщающего значения слов; трудности чувственного отражения, малая познавательная активность к окружающей действительности осложняют развитие познавательной функции речи – расширение представлений об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях; характерен формализм речи, так как происходит накопление большого количества слов, не связанных с конкретным содержанием и смыслами (непонимание чувственной ткани слова  его смысловой стороны); очень часто отмечается излишняя компенсаторная многоречивость, т. е. своеобразный вербализм; уровень спонтанной речи, особенно с позиций содержания, отличается фрагментарностью, походящей порой на разноплановость, непоследовательность мышления;  в речи имеют место проблемы отражения динамики событий, отмечаются трудности выделения главного и соблюдения логической связности речи;  недостаточное использование мимики и пантомимики при общении.

  • Слайд 4

    В коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения необходимо:

    использовать специальные техники, методики и приемы обучения, разработанные специально для детей с нарушениями зрения, направленные на формировании познавательной, коммуникативной и учебной мотивации; учитывать особенности зрения при рассадке детей в пространстве группы детского сада и позволять ребенку подбирать позу, удобную для максимального использования зрения при работе; использовать адекватный дидактический материал (рельефный, контурный, яркий, с использованием предметности в подборе дидактического материала); сочетать описания предмета с активным его исследованием, сопровождающимся активными действиями ребенка; обеспечивать дозированный режим зрительных нагрузок и специальный режим освещения; формировать практические умения и способы познавательной деятельности как способом подражания, так и посредством прямого обучения; умело использовать словесные методы обучения и воспитания слабовидящих дошкольников; развивать умения и навыки взаимодействия со сверстниками в разных видах деятельности; во взаимодействие с ребенком вначале вступать лишь одному незнакомому взрослому.

  • Слайд 5

    Особенности физического развития детей с нарушением зренияДети с нарушением зрения отстают в развитии движений, и отклонения в физическом развитии у них встречается в 3–4 раза чаще, чем у здоровых сверстников.

    Отмечаются различные нарушения осанки (наличие сведенных вперед и свисающих плеч, крыловидные лопатки, сколиотической установки, сутуловатости, асимметричной установки плечевого пояса, осложненной кривошеей). Деформации нижних конечностей, выражающиеся в искривлениях стоп, наличие плоскостопия. Наблюдается снижение двигательной активности из-за недостаточности зрительного контроля и анализа за движением. В ходьбе характерна волнообразность движения:то водну сторону, то в другую (обусловлено сложностями ориентировки в пространстве). В беге у детей наблюдается излишнее напряжение ног ирук, широкая постановка стоп, нарушение согласованности в движениях, низкий наклон головы, отсутствие равномерности, темпа, прямолинейности. В выполнении прыжков детьми допускаются ошибки во всех фазах. Характерны нарушения координации и равновесия, что обусловлено недостаточностью развития зрительно-двигательных взаимосвязей.

  • Слайд 6

    Основные виды деятельности и задачи физического воспитания детей с нарушениями зрения

    Виды детской деятельности занятия физической культурой (по медицинским показаниям адаптивной); физкультурно-оздоровительные занятия в течение дня: утренняя гимнастика, двигательные разминки (динамические паузы) между статическими видами деятельности, подвижные игры на координацию и равновесие, воздушные ванны и дыхательная гимнастика после дневного сна, подвижные игры и физические упражнения на прогулке; занятия ритмикой; подвижные игры; упражнения на праксис рук, массаж кистей и пальцев; упражнения в ходьбе; слушание рассказов, детских литературных произведений об основных движениях, о занятиях физическими упражнениями. Задачи образовательной деятельности создание условий для повышения двигательной активности ребенка, укрепления здоровья, охраны и повышения функциональной деятельности сохранных анализаторов; развитие различных видов двигательных умений, ходьбы как естественного способа передвижения в пространстве; освоение основ безопасного поведения.

  • Слайд 7

    Условия коррекционно-педагогической работы по физическому воспитанию детей с нарушениями зренияуспешность коррекции движений зависит от взаимодействия зрительного и кинестетического контроля в результате применения специальных средств и методов, направленных на преодоление двигательных нарушений, снятие мышечного и эмоционального напряжения у детей с нарушением зрения.

    Соблюдение ортопедического режима,в котором должныбыть отражены его основные правила: – обучение детей правильной рабочей позе; правильно расположить руки, ноги, ровно держать туловище, голову; – при ходьбе соблюдать осанку; – стоять с опорой на обе ноги; - контролировать себя (например, нельзя сидеть на коленях на полу, долго стоять с опорой на одну ногу) Уделять особое внимание офтальмологическому аспекту при развитии и коррекции неполноценного зрения детей в условиях учебно-воспитательного процесса. Целенаправленное формирование у детей с нарушением зрения приемов и способов восприятия движений. В организации зрительного восприятия у детей с нарушением зренияна занятиях физической культурой и пространственной ориентировкой необходимо: - создать установку на восприятие; - формировать умение наблюдать; - предъявлять оптимальный объем информации на одномзанятии; - учитывать индивидуальные возможности детей(остротазрения, характер патологии) при восприятии предметов и действий в физическом воспитании; - регулировать в процессе восприятия словесную и наглядную информацию об объектах и действиях; - обеспечивать страховку при выполнении упражнений,так как боязнь снижает точность восприятия, его полноту; -готовить место для занятий и для выбора оборудования; Учет всех офтальмо-гигиенических и педагогических требований с целью повышения функциональной активности зрения, зрительно-двигательной ориентации рекомендуется проводить в специальном зале

  • Слайд 8

    Особенности проведения физкультурных занятий для детей с нарушениями зрения

    Особенности занятий Занятия физической культурой являются основной формой организации физического воспитания детей с нарушением зрения. Занятие проводится по общепринятой структуре и состоит из вводной, основной и заключительной частей, каждая из которых имеет конкретные задачи по развитию различных двигательных навыков и умений. Необходимо учитывать положение о том, что на занятиях физической культурой ребенку приходится работать с опорой на зрение. Постоянный зрительный контроль приводит к быстрому утомлению детей на занятиях. Правила организации занятий Физкультурные занятия проводятся в соответствии с требованиями программ и показаний врача-офтальмолога. Необходимо опираться и использовать на занятии сохранные анализаторы: осязание и слух. Строго соблюдать индивидуальный подход в обучении каждого ребенка. Помнить о детях, имеющих противопоказания к занятиям физической культурой Предупреждение травматизма на занятиях по физической культуре

  • Слайд 9

    Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха

    Основные особенности психофизического развития детей с нарушениями слуха: Процесс восприятия - вразвитии всех видовощущений и восприятий у детей с недостатками слуха имеются специфические особенности восприятия Особенности мышления - наблюдаются трудности в становлении всех мыслительных операций (синтеза, анализа, сравнения, обобщения). Внимание - характерно более позднее становление высшей формы внимания – произвольного и опосредствованного, неустойчивость внимания, трудности переключения внимания Память - слабослышащие дети по всем показателям развития образной памяти отстают от нормально слышащих сверстников, реже пользуются приемами опосредствованного запоминания, что отрицательно сказывается на сохранении образов в памяти, в развитии словесной памяти наблюдаются большие сложности. Речевое развитие - дефицит слуховой информации порождает различные отклонения в речевом развитии.

  • Слайд 10

    Особенности развития речи:

    чем меньше снижен слух у ребенка, тем выше уровень его речевого развития; многие слабослышащие дошкольники не понимают обращенной к ним речи и ориентируются в общении на такие факторы, как действия, естественные жесты и эмоции взрослых; дети с легкой и средней степенью тугоухости могли бы понимать окружающих, но нередко их восприятие речи приобретает искаженный характер из-за не различения близких по звучанию слов и фраз; искаженное восприятие речи окружающих, ограниченность словарного запаса, неумение выразить себя – все это нарушает общение с другими детьми и взрослыми, что отрицательно сказывается на познавательном развитии и формировании личности детей.

  • Слайд 11

    Особенности физического развития детей с нарушением слухаСпецифика их физического развития, обусловлена снижением слуха и нарушением деятельности вестибулярного аппарата

    Статические и локомоторные функции отстают в своем развитии. Уже на первом году жизни у детей отмечается отставание в сроках удержания головы, позднее овладение ходьбой. В раннем и младшем дошкольном возрасте дети часто не владеют тем двигательным опытом, который есть к этому времени у слышащих детей: не умеют бегать, прыгать, лазать, производить простейшие движения по подражанию взрослым. Сформированные движения характеризуются нарушением координации, ориентировки в пространстве, боязнью высоты, замедленностью и скованностью движений. При выполнении многих движений, в том числе и бытовых, дети производят излишний шум, неритмичные и замедленные движения, так как у детей нарушен контроль за движениями со стороны слухового анализатора. Нарушения моторики, шаркающая и шаткая походка при ходьбе и полусогнутые ноги при маленькой амплитуде движений рук и небольшом наклоне туловища при беге. Поэтому движения не имеют пластичности и точности. Часто встречаются нарушение осанки, сколиоз, сутуловатость, плоская грудная клетка, крыловидные лопатки, плоскостопие. Ярко выражено отставание в скорости двигательной реакции и одиночного движения. Отставание в развитии двигательной памяти и снижение статического и динамического равновесия В дыхательной системе имеются такие отклонения, как недостаточность жизненной емкости легких, неумение согласовывать дыхание с ритмом устной речи.

  • Слайд 12

    Основные задачи и формы физического воспитания детей с нарушениями слуха

    Формы детской деятельности Утренняя гимнастика проводится во всех возрастных груп-пах под руководством воспитателя. Необходимо использовать звуковые сигналы (музыкальные инструменты) или музыкальное сопровождение (аудиозаписи) Подвижные игры проводятся на прогулках и в перерывахмежду занятиями. В процессе проведения подвижных игр особое внимание уделить формированию реакции на словесный или звуковой сигнал Физкультминутки Фонетическая ритмика –это система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса) включают в себя упражнения по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа, игры, помогающие обрести раскованность и непринужденность Физкультурное занятие включает три части:вводную,основную и заключительную. Задачи образовательной деятельности создание условий для гармоничного физического развития, укрепления здоровья; закаливание детского организма; развитие потребности в двигательной активности; формирование основных движений и двигательных качеств; развитие и тренировка функции равновесия; формирование правильной осанки; коррекция и профилактика плоскостопия; развитие дыхания, координации движений и ориентирования в пространстве.

  • Слайд 13

    Основные правила организации физического воспитания детей с нарушениями слуха в условиях дошкольной образовательной организации

    На занятиях по физической культуре дети обязательно должны общаться посредством словесной речи, а для адекватного опознания слабослышащими детьми эмоционального состояния другого человека необходимы четкие внешние проявления у педагогов мимики, жестов, пантомимики в процессе общения, понятность и однозначность ситуации. Упражнения в ползании, лазанье, перелезание легко усваиваются и охотно выполняются детьми. Однако лазанье по гимнастической стенке у детей с нарушениями слуха отличается раскоординацией, замедленностью, неуверенностью, боязнью высоты.Поэтому лазанье с опорой только на руки противопоказано детям, так как мышечно-связочный аппарат плечевого пояса недостаточно развит, дыхание при таком виде движений затруднено. У многих глухих и слабослышащих детей имеются нарушения чувства равновесия. Развитию этой функции способствуют специальные упражнения в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании и другие движения. Различные упражнения на формирование осанки в обязательном порядке включаются во все занятия при выполнении различных видов упражнений. Глухие дети нуждаются в строгой организации, поэтому для наибольшей эффективности занятий целесообразно участие в них двух взрослых (на группах компенсирующей направленности). Дети с нарушениями слуха не могут услышать объяснение, поэтому педагог, показывающий упражнение, должен быть хорошо виден.

  • Слайд 14

    Важно также помнить, что детям с нарушениями слуха на всех этапах развития при выполнении физических упражнений необходима помощь взрослого в виде показа, причем детям дается образ движения в целостном виде, без акцентирования внимания на отдельных элементах. Должное внимание уделять воспитанию у детей чувства ритма, умения различать тактильно-вибрационные и доступные звуковые сигналы (постукивание по столу рукой, по полу ногой, шум проезжающего по улице транспорта, сигнал электропоезда, залпы праздничного салюта и т. п.). Следить за тем, чтобы у детей не образовалась шаркающая походка, чтобы они научились без стука закрывать двери, бесшумно передвигать и ставить стулья, гимнастическое оборудование и т. д. На занятиях целенаправленно проводятся упражнения на развитие речевого дыхания, способствующие формированию правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, темпа и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него На занятиях во всех возрастных группах используется звуковое сопровождение: удары в бубен или барабан, которые служат сигналом для начала и окончания движений, их смены, регулирования скорости ходьбы, бега, частоты прыжков. Внимание! Противопоказаниями для занятий спортом длядетей с нарушениями слуха являются те виды спортивной деятельности, которые связаны с высоким уровнем шума, вибрацией, сотрясением, натуживанием при выполнении силовых упражнений, так как они могут спровоцировать прогрессирование тугоухости.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке