Содержание
-
«Здоровье сберегающие технологии в профилактике проблемы «эмоционального выгорания» педагогов в детском саду».
Подготовила: Пярлайтине Елена Николаевна ГБДОУ №85 Фрунзенского района СПб.
-
«Синдром эмоционального выгорания» - состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее как результат хронического стресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий системы «человек-человек». Термин «эмоциональное выгорание» впервые, в 1974 году, представлен американским психологом Х.Фреденбергом.
-
Проблема «эмоционального выгорания» в образовательном учреждении имеет социальные последствия, выражающиеся в том, что эмоциональное состояние воспитателя передается другим людям.Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, приводят к блокировке умственной деятельности и ослаблению волевого потенциала ребенка, повышают невротизацию и формируют различные формы эмоционального перенапряжения.
-
Основные симптомы синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов являются: 1)ухудшение отношений с коллегами и родственниками; 2)нарастающий негативизм по отношению к другим (коллегам, детям….); 3) утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи, вины; 4) повышенная раздражительность (дома и на работе); 5) упорное желание переменить род занятия; 6) то и дело возникающая рассеянность; 7) нарушение сна; 8)обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям; 9)повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении рабочего дня.
-
-
Перед педагогом-психологом в дошкольном учреждении, при разработке комплекса мероприятий, направленных на профилактику и преодоление «эмоционального выгорания» в педагогическом коллективе стоит ряд целей и задач. Это: - Формирование компетентности в области теории и практики профилактики и преодоления «эмоционального выгорания» и профессиональной усталости.- Снятие негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния.- Ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения возможных последствий психического перенапряжения, оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности.- Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний.- Открытие творческого потенциала, повышение работоспособности и укрепление позитивного отношения к профессии.
-
Под здоровье сберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
-
Дыхательные техники эффективно влияют на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
-
Мышечная релаксация дает возможность снять напряжение, что очень важно, так как одна из особенностей нашего состояния в стрессовой ситуации — это напряжение всех мышц.
-
Аутогенная тренировка является одним из вариантов самовнушения. С ее помощью человек может оказывать существенное влияние на психические и вегетативные процессы в организме.
-
Арт-терапевтические методы создают условия для самопознания, саморазвития, творческого самовыражения педагогов, посредством рисунка, коллажа, лепки и т.д..
-
Сказкотерапия способствует интеграции личности, развитию творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствует способы взаимодействия с окружающим миром.
-
Технология музыкального воздействия обладает сильным психологическим воздействием. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния. Способствует снятию напряжения.
-
Итоги: Таким образом, применение в работе педагога-психолога здоровье сберегающих технологий в условиях ДОУ повышает результативность профилактических мероприятий, формирует у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление своего физического и психического здоровья. Список использованной литературы: Бабич О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов. Кемерово, Кузбасс, 2003г. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. -М., Наука, 1996 г. Крылова Н.И. Здоровье сберегающее пространство в ДОУ. – СПб., Издательство «Учитель» 2008год. Колошина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге. - СПб., Речь, 2010г. Леви В.Л. «Искусство быть собой.-М;1977г. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования//Психологический журнал, 2001 год, т.22, № 1 Саенко Ю.В. «Регуляция эмоций: тренинг управления чувствами и настроениями» - СПб., Речь, 2011г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.