Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация на тему "Образование почв и их разнообразие" посвящена изучению темы по географии. Презентация помогает в создании представления о почвообразовательных процессах, знакомит с новыми определениями. Разработка совершенствует зрительное восприятие, память школьников и способствует воспитанию интереса к изучению географии.
дать представление о почвообразовательных процессах, свойствах почвы;
почвенный горизонт.
Слайд 3
Аннотация
Данная презентация поможет изучить тему «Почва».Фотографии, схемы помогут сформировать у учащихся целостное представление об образовании почв и их строении.
Слайд 4
План урока:
Почва и ее состав.
Почвообразующие факторы.
Механический состав почвы.
Структура почвы.
Строение почвы.
Слайд 5
Что такое почва?
Если бы поверхность нашей Земли не была бы покрыта почвой, человек не смог бы на ней существовать. Без почвы не было бы растительности, и человек и другие животные не смогли бы добыть себе пищу.
Почва особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой(органической) и мертвой (неорганической) природы.
Почва состоит из твердой, жидкой, газообразной частей и живых организмов.
Слайд 6
Твердая часть почвы - это минеральные и гумусовые вещества
минеральная основа (50–60 % от общего объёма);
органическое вещество (до 10 %)
Слайд 7
Жидкая часть почвы - вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями
вода (25–35 %)
Слайд 8
Газообразная часть(почвенный воздух) заполняют поры и пустоты в почве
Гумус — это органическая масса, получаемая из растений и останков животных.
Слайд 16
Механический состав почвы.
Почвы
глинистые
суглинистые
песчаные
супесчаное
Слайд 17
Песчаные почвы — легкие и легко оподзоленные. Они состоят из множества песчаных частичек с небольшим количеством примеси глины. В таких почвах вода быстро просачивается. Они бедны питательными веществами
Слайд 18
Супесчаные почвы содержат много песка. Эта земля более рыхлая, чем глинистая, поэтому ее легче обрабатывать. Она раньше оттаивает весной, проблем с воздушным питанием коней не возникает.
Слайд 19
Суглинистые почвы в состоянии накапливать воду и элементы питания. В зависимости от содержания песка бывают рыхлые, тучные и тяжелые.
Слайд 20
Глинистые почвы имеют тяжелую и плотную структуру. Они сырые и водонепроницаемые. В них корни с трудом находят себе дорогу и неглубоко проникают. При засухе почва становится твердой. Глинистая почва плодородна, но необходимо постоянно следить за ее структурой.
Слайд 21
Структура почвы.
Структурные
Хорошо разрыхлены корнями растений и животными - землероями имеют комковатую структуру в порах таких почв имеется в достатке вода, воздух, поэтому они плодородны по механическому составу глинистые и суглинистые кислотность нейтральная
Слайд 22
Бесструктурные
недостаточно разрыхлены
состоят из мелких пылевых частиц
впитывают воду, образуя вязкую массу, которая препятствует проникновению влаги и воздуха
поэтому они не плодородны
кислотность: песчаные почвы кислые (для занятия земледелием необходимо проводить известкование);
супесчаные почвы щелочные (для занятия земледелием необходимо проводить гипсование).
Слайд 23
Свойства почвы.
плодородие - способность, почвы обеспечивать растения питательными веществами.
структура.
Слайд 24
Строение почвенного профиля
Аo лесная подстилка (луговой войлок)
А1 горизонт накопления гумуса
А2 горизонт вымывания
В горизонт вмывания
С материнская порода
Слайд 25
Вопросы для повторения.
1.Что такое почва?
2. Назвать почвообразующие факторы?
3. Какие различают почвы по механическому составу?
4.Чем отличаются друг от друга песчаные и супесчаные почвы?
5. Чем отличаются друг от друга глинистые и суглинистые почвы?
6. Какими свойствами обладает почва?
7. Что такое плодородие почвы?
8. Что такое гумус?
Слайд 26
Используемые материалы
Слайд 27
Посмотреть все слайды
Конспект
Разработка урока по географии 8 класс.
учителя Булыгиной Л.Н.
МОУ № 94 Самарской области, г.Тольятти (слайд 1)
Тема: Образование почв и их разнообразие.
Цели и задачи:
1. Образовательная: сформировать понятие «почва». Дать представление о почвообразовательных процессах, свойствах почвы, почвенный горизонт.
2.Воспитывающая: способствовать формированию у учащихся представлений об ответственном отношении человека к окружающей нас природе.
3.Развивающаяся: развивать мировоззрение о постоянном изменении почвенного покрова с течением времени.
Оборудование: физическая карта России, и карта Почвы России, атлас, учебник, проектор.
Тип урока: изучение нового материала
Используемые технологии: диалогово - коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности.
Объяснение нового материала начинаю с постановки проблемного вопроса перед классом:
Что такое почва? (слайд 5)
Если бы поверхность нашей Земли не была бы покрыта почвой, человек не смог бы на ней существовать. Без почвы не было бы растительности, и человек и другие животные не смогли бы добыть себе пищу.
Почва особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой(органической) и мертвой (неорганической) природы.
Почва состоит из твердой, жидкой, газообразной частей и живых организмов.
Твердая часть-это минеральные и гумусовые вещества ( слайд6) :
минеральная основа (50–60 % от общего объёма);
органическое вещество (до 10 %)
Жидкая - вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями (слайд 7) :
вода (25–35 %).
Газообразная часть(почвенный воздух) заполняют поры и пустоты в почве (слайд 8):
Как образовалась почва? Сообщение ученика( за ранее даю опережающее задание ученику «Как образовалась почва?»)
На основе прослушанного сообщения выделяем следующие почвообразующие факторы:
1. « выветривание»: разрушения скальных пород. Ледники приносят массы горных пород, разрушая скалы и горы. В сочетании с химическими элементами вода растворяет и вымывает некоторые виды горных пород. Смена температур способствует разрушению гор. От нагревания и охлаждения на поверхности скал образуются трещины. Туда попадает вода, которая при замерзании еще больше разрушает горы.(слайд 10, 11)
2.появление первых растений – лишайники – пионеры. (слайд 12)
3.деятельность растений. (слайд 13)
В трещины в горных породах попадают семена деревьев, они дают побеги и своими корнями также содействуют разрушению горных пород.
Но это только начало образования почвы. Для образования настоящей почвы в песок или в мельчайшие частички скальных пород необходимо добавить «гумус».
4. деятельность живых организмов. (слайд 14)
В результате деятельности бактерий остатки почти всех растений и животных превращаются в почву. Бактерии разлагают их и повышают плодородие почвы. Земляные черви и другие насекомые также обогащают почву. Образуется гумус.
Гумус — это органическая масса, получаемая из растений и останков животных.(слайд 15)
5. рельеф местности
Механический состав почвы.
Механический состав почвы оказывает влияние на содержание почве влаги и почвенного воздуха, условия роста растений.(слайд 16)
Почвы
глинистые суглинистые песчаные супесчаные
тяжелые легкие
Песчаные почвы — легкие и легко оподзоленные. Они состоят из множества песчаных частичек с небольшим количеством примеси глины. В таких почвах вода быстро просачивается. Песчаные почвы содержат мало элементов питания, быстро нагреваются и остывают. Преимущество их — легкая обработка. Растениям на таких почвах не хватает воды и элементов питания, которые быстро вымываются.(слайд 17)
Супесчаныепочвы содержат много песка. Эта земля более рыхлая, чем глинистая, поэтому ее легче обрабатывать. Она раньше оттаивает весной, проблем с воздушным питанием коней не возникает.(слайд 18)
Однако такой тип почвы подразумевает более частые поливы и подкормки – вода и быстрее испаряется и просачивается в более нижние слои, при этом влага уносит часть необходимых растениям питательных веществ (особенно соединений азота).
Суглинистые почвы в состоянии накапливать воду и элементы питания. В зависимости от содержания песка бывают рыхлые, тучные и тяжелые.(слайд 19)
Глинистые почвы имеют тяжелую и плотную структуру. Они сырые и водонепроницаемые. В них корни с трудом находят себе дорогу и неглубоко проникают. При засухе почва становится твердой. Глинистая почва плодородна, но необходимо постоянно следить за ее структурой.(слайд 20)
Структура почвы.
Гумус и глинистые частицы склеивают почву в мелкие комочки, такая способность почвы получила название структурная. (слайд 21, 22)
Почвы
Структурные
Бесструктурные
Хорошо разрыхлены корнями растений и животными - землероями
имеют комковатую структуру
в порах таких почв имеется в достатке вода, воздух, поэтому они плодородны
по механическому составу глинистые и суглинистые
кислотность нейтральная
Недостаточно разрыхлены
состоят из мелких пылевых частиц
впитывают воду, образуя вязкую массу, которая препятствует проникновению влаги и воздуха
поэтому они не плодородны
по механическому составу супесчаные и песчаные
кислотность: песчаные почвы кислые (для занятия земледелием необходимо проводить известкование);
супесчаные почвы щелочные (для занятия земледелием необходимо проводить гипсование);
Основные свойства почвы: (слайд 23)
плодородие - способность, почвы обеспечивать растения питательными веществами.
структура.
Строение почвы. (слайд 24)
Аo горизонт лесная подстилка (луговой войлок) самая верхняя часть почвенного профиля — лесная подстилка или степной войлок, представляющая собой опад растений на различных стадиях разложения — от свежего до полностью разложившегося.
А1 горизонт накопления гумуса, наиболее темноокрашенный в почвенном профиле, в котором происходит накопление органического вещества в форме гумуса, тесно связанного с минеральной частью почвы. Цвет этого горизонта варьируется от черного, бурого, коричневого до светло-серого, что обусловлено составом и количеством гумуса. Мощность гумусового горизонта колеблется от нескольких сантиметров до 1,5 м и более.
А2 горизонт вымывания – это осветленный горизонт, из которого вынесена часть органических и минеральных соединений, а иногда и все, что может раствориться. По цвету напоминает золу.
В горизонт вмывания в него попадает, то что теряет верхняя часть почвы. Здесь накапливается много мельчайших частиц (ила, глины). В разных климатических условиях на разных горных породах этом горизонте могут накапливаться разные минералы, например, оксиды железа и алюминия, что придает почве красно-бурый цвет. Мощность от 1 см. до 1, 5 м.
С горизонт материнская (почвообразующая) горная порода, из которой сформировалась данная почва, не затронутая специфическими процессами почвообразования (аккумуляцией гумуса, элювиированием и т. д.). , в этом горизонте нет гумуса.
III Повторение.(слайд 25)
1.Что такое почва?
2. Назвать почвообразующие факторы?
3. Какие различают почвы по механическому составу?
4.Чем отличаются друг от друга песчаные и супесчаные почвы?
5. Чем отличаются друг от друга глинистые и суглинистые почвы?
6. Какими свойствами обладает почва?
7. Что такое плодородие почвы?
8. Что такое гумус?
IV. Выставление оценок.
V Д.з.
Разработка урока по географии 8 класс.
учителя Булыгиной Л.Н.
МОУ № 94 Самарской области, г.Тольятти (слайд 1)
Тема: Образование почв и их разнообразие.
Цели и задачи:
1. Образовательная: сформировать понятие «почва». Дать представление о почвообразовательных процессах, свойствах почвы, почвенный горизонт.
2.Воспитывающая: способствовать формированию у учащихся представлений об ответственном отношении человека к окружающей нас природе.
3.Развивающаяся: развивать мировоззрение о постоянном изменении почвенного покрова с течением времени.
Оборудование: физическая карта России, и карта Почвы России, атлас, учебник, проектор.
Тип урока: изучение нового материала
Используемые технологии: диалогово - коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности.
Объяснение нового материала начинаю с постановки проблемного вопроса перед классом:
Что такое почва? (слайд 5)
Если бы поверхность нашей Земли не была бы покрыта почвой, человек не смог бы на ней существовать. Без почвы не было бы растительности, и человек и другие животные не смогли бы добыть себе пищу.
Почва особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой(органической) и мертвой (неорганической) природы.
Почва состоит из твердой, жидкой, газообразной частей и живых организмов.
Твердая часть-это минеральные и гумусовые вещества ( слайд6) :
минеральная основа (50–60 % от общего объёма);
органическое вещество (до 10 %)
Жидкая - вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями (слайд 7) :
вода (25–35 %).
Газообразная часть(почвенный воздух) заполняют поры и пустоты в почве (слайд 8):
Как образовалась почва? Сообщение ученика( за ранее даю опережающее задание ученику «Как образовалась почва?»)
На основе прослушанного сообщения выделяем следующие почвообразующие факторы:
1. « выветривание»: разрушения скальных пород. Ледники приносят массы горных пород, разрушая скалы и горы. В сочетании с химическими элементами вода растворяет и вымывает некоторые виды горных пород. Смена температур способствует разрушению гор. От нагревания и охлаждения на поверхности скал образуются трещины. Туда попадает вода, которая при замерзании еще больше разрушает горы.(слайд 10, 11)
2.появление первых растений – лишайники – пионеры. (слайд 12)
3.деятельность растений. (слайд 13)
В трещины в горных породах попадают семена деревьев, они дают побеги и своими корнями также содействуют разрушению горных пород.
Но это только начало образования почвы. Для образования настоящей почвы в песок или в мельчайшие частички скальных пород необходимо добавить «гумус».
4. деятельность живых организмов. (слайд 14)
В результате деятельности бактерий остатки почти всех растений и животных превращаются в почву. Бактерии разлагают их и повышают плодородие почвы. Земляные черви и другие насекомые также обогащают почву. Образуется гумус.
Гумус — это органическая масса, получаемая из растений и останков животных.(слайд 15)
5. рельеф местности
Механический состав почвы.
Механический состав почвы оказывает влияние на содержание почве влаги и почвенного воздуха, условия роста растений.(слайд 16)
Почвы
глинистые суглинистые песчаные супесчаные
тяжелые легкие
Песчаные почвы — легкие и легко оподзоленные. Они состоят из множества песчаных частичек с небольшим количеством примеси глины. В таких почвах вода быстро просачивается. Песчаные почвы содержат мало элементов питания, быстро нагреваются и остывают. Преимущество их — легкая обработка. Растениям на таких почвах не хватает воды и элементов питания, которые быстро вымываются.(слайд 17)
Супесчаныепочвы содержат много песка. Эта земля более рыхлая, чем глинистая, поэтому ее легче обрабатывать. Она раньше оттаивает весной, проблем с воздушным питанием коней не возникает.(слайд 18)
Однако такой тип почвы подразумевает более частые поливы и подкормки – вода и быстрее испаряется и просачивается в более нижние слои, при этом влага уносит часть необходимых растениям питательных веществ (особенно соединений азота).
Суглинистые почвы в состоянии накапливать воду и элементы питания. В зависимости от содержания песка бывают рыхлые, тучные и тяжелые.(слайд 19)
Глинистые почвы имеют тяжелую и плотную структуру. Они сырые и водонепроницаемые. В них корни с трудом находят себе дорогу и неглубоко проникают. При засухе почва становится твердой. Глинистая почва плодородна, но необходимо постоянно следить за ее структурой.(слайд 20)
Структура почвы.
Гумус и глинистые частицы склеивают почву в мелкие комочки, такая способность почвы получила название структурная. (слайд 21, 22)
Почвы
Структурные
Бесструктурные
Хорошо разрыхлены корнями растений и животными - землероями
имеют комковатую структуру
в порах таких почв имеется в достатке вода, воздух, поэтому они плодородны
по механическому составу глинистые и суглинистые
кислотность нейтральная
Недостаточно разрыхлены
состоят из мелких пылевых частиц
впитывают воду, образуя вязкую массу, которая препятствует проникновению влаги и воздуха
поэтому они не плодородны
по механическому составу супесчаные и песчаные
кислотность: песчаные почвы кислые (для занятия земледелием необходимо проводить известкование);
супесчаные почвы щелочные (для занятия земледелием необходимо проводить гипсование);
Основные свойства почвы: (слайд 23)
плодородие - способность, почвы обеспечивать растения питательными веществами.
структура.
Строение почвы. (слайд 24)
Аo горизонт лесная подстилка (луговой войлок) самая верхняя часть почвенного профиля — лесная подстилка или степной войлок, представляющая собой опад растений на различных стадиях разложения — от свежего до полностью разложившегося.
А1 горизонт накопления гумуса, наиболее темноокрашенный в почвенном профиле, в котором происходит накопление органического вещества в форме гумуса, тесно связанного с минеральной частью почвы. Цвет этого горизонта варьируется от черного, бурого, коричневого до светло-серого, что обусловлено составом и количеством гумуса. Мощность гумусового горизонта колеблется от нескольких сантиметров до 1,5 м и более.
А2 горизонт вымывания – это осветленный горизонт, из которого вынесена часть органических и минеральных соединений, а иногда и все, что может раствориться. По цвету напоминает золу.
В горизонт вмывания в него попадает, то что теряет верхняя часть почвы. Здесь накапливается много мельчайших частиц (ила, глины). В разных климатических условиях на разных горных породах этом горизонте могут накапливаться разные минералы, например, оксиды железа и алюминия, что придает почве красно-бурый цвет. Мощность от 1 см. до 1, 5 м.
С горизонт материнская (почвообразующая) горная порода, из которой сформировалась данная почва, не затронутая специфическими процессами почвообразования (аккумуляцией гумуса, элювиированием и т. д.). , в этом горизонте нет гумуса.
III Повторение.(слайд 25)
1.Что такое почва?
2. Назвать почвообразующие факторы?
3. Какие различают почвы по механическому составу?
4.Чем отличаются друг от друга песчаные и супесчаные почвы?
5. Чем отличаются друг от друга глинистые и суглинистые почвы?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.