Содержание
-
Тема урока
Почва - среда жизни организмов. Состав почвы.
-
Цели урока:
- продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли;
- выявить основные свойства почвы; способы защиты почвы от разрушения;
- в процессе опытов установить состав почвы;
- развивать мышление, наблюдательность, любознательность.
-
Почва – среда жизни организмов.
-
Бьют меня ногами,Режут грудь ножами.Каждый хочет растоптать.А я с подарками опять.
Земля
Загадка
-
Земля
- Почва
- Поверхность
- Суша
- Земной шар
-
Что такое почва?
- Почва - это верхний плодородный слой земли
- Основное свойство почвы - плодородие.
-
Почва
-
В ледяных просторах Арктики и Антарктиды, на ледяных вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах нет этого слоя. Там только горные породы.
-
-
-
-
-
-
Почва - это плодородный слой земли
-
-
-
-
Типы почв
- Черноземные
- Подзолистые
-
Практическая работа
Опыт 1
Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидите? Какой вывод можно сделать?
Опыт 2
Возьмите промокательную бумагу и насыпьте на нее немного почвы. Прижмите ее плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидите? Что доказывает этот опыт?
-
Опыт 3Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? Что доказывает этот опыт?
Опыт 4
Прокаленную почву, в которой сгорел весь перегной насыпьте в стакан с водой, размешайте. Рассмотрите внимательно осадок на дне стакана. Что вы видите?
- В почве есть ПЕРЕГНОЙ.
- В почве есть ГЛИНА и ПЕСОК.
-
Опыт 5
Возьмите несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Несколько капель этой воды поместите на стекло. Подержите стекло над водой.
Что вы видите?
Сделайте вывод.
В почве есть СОЛИ и МИКРОБЫ
-
Состав почвы
-
Что растения получают из почвы?
- Питание растений
- Вода с растворенными солями
- Углекислый газ
- Кислород
- Крахмал
-
Как образуется почва?
Подумайте, как давно появились первые участки почвы?
Почвы Земли начали образовываться тогда, когда первые растительные организмы вышли из океана на сушу и поселились в рыхлых горных породах. Отмирающие корни и стебли растений обогащали поверхностные слои почвы перегноем. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы.
-
Кто участвует в образовании почвы
- Растения
- Животные, черви, личинки и т.д
- Лишайники
- Микроорганизмы
-
Круговорот веществ
-
Отчего почва разрушается?
Неразумная деятельность человека:
- строительство;
- уничтожение парков и скверов;
- непродуманный выпас скота;
- вырубка леса;
- Почву размывает вода;
- Выдувает сильный ветер;
-
Способы защиты почв от разрушения.
- Для накопления влаги в почве применяется снегозадержание;
- Нельзя сводить леса, лишать на больших пространствах землю естественного растительного покрова;
- Как заграждение от ветра в засушливых районах надо сажать полезащитные полосы. Эти насаждения также будут задерживать влагу и насыщать ею воздух;
- Сохраняет почву от разрушения посев многолетних трав;
- Вспашка поперек склонов: вода при этом не сбегает, а впитывается в почву.
-
Проблемный вопрос
Слой толщиной в 1 см образуется за 100 лет. На сколько увеличится толщина слоя почвы за человеческую жизнь (75 лет)?
-
Подумай!
Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть
- в лесу за 500000 лет
- на лугу за 3225 лет
- там, где нет растений –всего за 15 лет
- О чем говорят эти расчеты ученых?
-
Это интересно!
1см почвы за 250 – 300 лет
20см за 5 – 6 тысяч лет
-
Домашнее задание
Объясните выражение:
«Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».
§27, с.119 вопросы
-
Автор презентации:
Довгаль Лариса Васильевна,
учитель географии
МОУ СОШ №1
г. Азова Ростовской области
-
Используемая литература:
В. М. Пакулова, Н. В. Иванова Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.