Содержание
-
Тема: Изменение методики тестового контроля знаний учащихся в условиях перехода на ФГОС.
Исполнитель : Л.Л. Подмарева учитель географии, МОУ «Средняя школа №32 г.Саранск» 2014-2015 учебный год.
-
Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить». Роджер Левин
-
Помочь ученику в овладении соответствующими умениями и навыками, полная реализация его возможностей – ключевая задача школьного образования.
Это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и нацеленность на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям,развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
-
Одной главных особенностей стандарта является нацеленность на результат.
В современных условиях школьного образования необходимо научить учащихся оптимальной совокупности навыков учебной работы, которые обеспечивают формирование у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс. А это значит учащихся необходимо научить: • основам организации собственной учебной деятельности; • способам поиска, переработки и представления информации; • приемам и методам умственного труда; • основам коммуникативных умений.
-
Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение обучающимися конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета. УУД — это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
-
Учебные действия
Умения работать с географическими картами и моделями Земли; Умения ориентироваться на местности; Умения давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов (процессов); Умения выявлять географические особенности размещения объектов, явлений, процессов. Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные Предметные, географические умения Универсальные учебные действия
-
В стандарте выделены три группы результатов: личностные, метапредметные, предметные.
Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Метапредметные результаты – новое понятие (суть - общеучебные умения), означающее способы деятельности, усвоенные обучающимися.
-
осознание роли и места географической науки в системе научных дисциплин; освоение системы комплексных социально-ориентированных знаний о Земле как планете людей; осознание главных особенностей и проблем взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития; овладение основами картографической грамотности; формирование умения вести наблюдения за объектами; формирование умения применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; Предметные результаты:
-
Таким образом, в условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов - научить учащихся учиться, т.е. необходимо научить: основам организации собственной учебной деятельности; способам поиска, переработки и представления информации; приемам и методам умственного труда; основам коммуникативных умений.
-
Результаты образования – это ключевое понятие с точки зрения требований ФГОС. В новых условиях особое значение приобретает их контроль и оценка: виды, содержание, а главное – цели и задачи. В педагогической теории и практике различают входной, текущий, тематический и итоговый контроль.
-
Виды контрольных работ
Теоретические Комплексные Практические
-
Особые требования предъявляются к качеству тестов, которые должны отвечать целям и задачам каждого вида контроля.
Алгоритм действий: Сформулировать цель, которую преследует данный вид проверки. Определить конкретные предметные и метапредметные знания и умения, усвоение которых проверяет данная работа. Прописать задания, проверяющие данные предметные знания и умения. Проверка метапредметных умений должна осуществляться на предметном материале.
-
Например:1.Вопросы на установление соответствия, выявления причинно- следственных связей:
1.Установите соответствие между особенностью географического положения России и ее следствием: Особенность Протяженность с запада на восток более чем на 9000 км Протяженность с севера на юг примерно на 4000 км Большая часть территории расположена в умеренных широтах Следствие А) Территория России расположена в четырех климатических поясах: от арктического до субтропического Б) Разница в поясном времени на территории России достигает 8 ч. В) Континентальность климата возрастает на восток Проверяемые умения: Предметные: владение понятийным аппаратом.Умение выделять существенные признаки географических понятий. Метапредметные: умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать, классифицировать.Анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта. Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.
-
2. Вопросы на определение географического объекта по заданному описанию
Задание: По описанию определите два региона России, находящихся в европейской части страны и впишите их названия. 1. Одной из отраслей специализации этого экономического района является гидроэнергетика. АПК также имеет важное значение. Машиностроение представлено выпуском автомобилей, троллейбусов, самолетов. На юге района открыто крупное газоконденсатное месторождение. …………………………………………. 2. Этот экономический район занимает первое место в стране по численности населения. Имеет мощную научную базу. Отрасль специализации – точное и наукоемкое машиностроение, химическая и текстильная промышленность. Беден природными ресурсами. Проверяемые умения: Предметные:умение по отличительным признакам определять географические объекты. Метапредметные: умение анализировать и выделять главное.
-
3.Задания на умения анализировать графические источники.
По заданным вопросам, объяснить условия образования ветра: а) Какое давление над сушей и над морем днем? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему? в) Как вы ощущаете это движение воздуха? Проверяемые умения: Предметные: Анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта. Метапредметные: Читать и анализировать графические источники.
-
4.Задания на умения выявлять признаки сходства и признаки различия.
Подумайте, по какому признаку (страна проживания, вероисповедание, языковая семья или группа) можно объединить названные народы, и найдите одно исключение из правила: А) Якуты; Б) Чуваши; В) Тувинцы; Г) Алтайцы; Д) Шорцы; Е) Гагаузы; Ж) Тофалары; Проверяемые умения: Предметные:Выделять главное, существенные признаки понятий. Анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта. Метапредметные: Владеть навыками анализа и синтеза учебного материала.
-
5. Вопросы на классификацию понятий по заданным признакам
5.Выберите объекты (явления, понятия): Которые встречаются и в Антарктиде, и в Австралии; Которые не встречаются ни там, ни там, объясните выявленную закономерность: А) Оазисы; Б) Вечная мерзлота; В) Каменный уголь; Г) Области альпийской складчатости; Д) Области мезозойской складчатости; Е) Области палеозойской складчатости; Ж) Пассаты; З) Полярная ночь; И) Мхи; К) Мангры; Л) Пресмыкающиеся; М) Тигры; Н) Государственные границы; Проверяемые умения: Предметные:Классифицировать информацию по заданным признакам. Выделять главное, существенные признаки понятий. Анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта. Метапредметные: Владеть навыками анализа и синтеза учебного материала.Аналитическая деятельность.
-
6. Вопросы на определение географического объекта по представленным признакам. Вопрос на определение образа материка .
Найдите ошибки в сравнительной характеристике материков Австралии и Антарктиды: 1. Оба материка целиком находятся в южном полушарии. 2. Это наименьшее по площади материки. 3. Это наиболее изолированные от других материки. 4. В основе обоих материков лежат древние платформы, но и в Австралии и в Антарктиде есть области альпийской складчатости и действующие вулканы . 5. Это наиболее сухие (по годовым осадкам) материки. Выделите признаки определения. Проверяемые умения: Предметные:Приводить примеры характерных отличий материков как природных комплексов. Метапредметные: Умение анализировать характерные особенности природных объектов и явлений.
-
7. Вопросы на умение анализировать объект по заданному описанию.
По заданному описанию, назовите горную систему: это субширотно вытянутые высокие горы (отдельные вершины поднимаются выше 4 км) с острыми пиками и гребнями, в этой части света самые молодые по возрасту складчатости; западные и северные склоны получают до 1000 мм осадков в год, восточные и южные склоны – менее 200 мм; преобладают горно – коричневые почвы; на влажных склонах хорошо выражена высотная поясность: заросли кустарников и невысоких деревьев (фисташка, мирт, олеандр и др.) вверх сменяются лесами из каменного и пробкового дуба, выше – лесной пояс из кедра с тисом и падубом, заросли можжевельника, в высокогорье – колючие подушковидные кустарники и местами горные луга. Ответ:Атлас Проверяемые умения: Предметные:Уметь определять признаки различных географических объектов по заданному описанию. Метапредметные:Аналитическое чтение — изучение содержания текста с целью его глубокого осмысления, сопровождающееся выделением главные, существенные признаки понятий.
-
В заключение хочется сказать, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками.
-
Список литературы:
http://geo.metodist.ru/ сайт Методической лаборатории географии. Московский институт открытого образования. http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ - сайт Министерства образования Российской Федерации. http://www.fgosvo.ru/ - сайт Координационного совета учебно – методических объединений и научно – методических советов высшей школы. Душина И. В. «Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях». Дрофа, 2007 г. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. Анализ современного урока. – М, 2001. Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В.В.Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 7. Лаврентьев, В.В. Типы, формы и структурные элементы современного урока в адаптивной школе (в условиях внешней дифференциации учебно-воспитательного процесса) / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С. 96 – 109.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.