Содержание
-
Учебная деятельность по формированию читательской грамотности на уроках географии как достижение метапредметных результатов
Перкова Наталья Викторовна Учитель географии г.о. Дегтярск МАОУ СОШ №16
-
Большую роль художественной и научно-популярной литературы на уроках географии объясняется многими причинами:
География как наука, имеющая дело с объектами и явлениями, которые невозможно наблюдать непосредственно на уроке; Создание образов объектов; Характер школьных учебников, в которых материал изложен сжато, конспективно; Широкое использование литературы связано с вопросами современности.
-
Многие выдающиеся писатели, ученые, педагоги указывали на важность использования в преподавании географии художественной литературы:
*Н. В. Гоголь писал о необходимости использования учителем произведений путешественников; *Н. А. Добролюбов – придавал значение яркому занимательному изложению материала; * Д.И. Писарев, Э.Ю. Петри считали, это одно из средств лучшего запоминания учениками фактического материала. Для внеклассного чтения рекомендуются в первую очередь широко известные произведения знаменитых путешественников, исследователей и писателей: В. А. Обручева, В. К. Арсеньева, М. М. Пришвина, Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая, А. Е. Ферсмана и других. Их книги вошли в золотой фонд географической литературы. Большой интерес представляют и произведения зарубежных путешественников: Ф. Нансена, Р. Амундсена, Т. Хейердала и других.
-
Ученики, умеющие и любящие читать, овладевшие приемами работы с книгой, выполняют более сложные задания: самостоятельно изучают материал по учебнику, пишут доклады, рефераты к семинарам, конференциям. Существует несколько приемов самостоятельной работы с печатными источниками:- Конспектирование — краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.- Составление плана текста. Он может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.- Тезирование — краткое изложение основных мыслей прочитанного текста.- Цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).- Аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.-Рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному.- Составление справки — сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.д.- Составление формально-логической модели — словесно-схематического изображения прочитанного.- Составление тематического тезауруса — упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.- Составление матрицы идей — сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.
-
Приемы работы с детьми, которые прививают интерес к чтению:
Использование приемов педагогической техники является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является требованием ФГОС к образовательному результату: метапредметный характер читательской грамотности .
-
Стихотворения
-- «Мороз и солнце День чудесный…» А С Пушкина (антициклон) - Там мыс. Игольный, мыс Альмади, Сухие русла рек там, вади. Там реки быстро протекают И в разные моря впадают Там есть вулкан Килиманджаро, Наделал много он пожара. Е Меньщикова (Африка) Использую сама произведения литературы, также ребята сами находят стихотворения на определенные темы. Например, при изучении темы «Урал опорный край державы» изучаем на анализе стихотворений. Географию можно изучать а классе, в музее, походе, и даже в супермаркете. Класс делим на группы, у каждой группы на столе лежат: энциклопедия, художественные книги по теме урока, описание объектов, описание с иллюстрациями. Обучающие находят ответы на поставленные вопросы. Например: «Растительный мир материков», дать описание экзотических фруктов, растений которые на карточках. Такую работу можно проводить при любой теме. Ребята увлекаются, с интересом читают описание, находят главные моменты. Урок – ярмарка. Это отличный мотивационный и познавательный урок, на которой самостоятельная деятельность – чтения занимает ведущую роль. Уроки – конференции
-
Занимательные задания по географии: письмо с ошибками. Даю заранее приготовленный текст с ошибками. При изучении любой темы обучающиеся должны исправить ошибки.
Франция-страна удивительная. И хотя по площади она невелика(в Европе множество государств гораздо крупнее)-пересечь её за один день никак нельзя. Если, конечно, путешествуешь не на самолёте. В стране много минеральных богатств(особенно топлива), поэтому Францию часто называют «кладовой мира». Она не только имеет всё, необходимое для собственной промышленности, но и помогает «по-соседски» странам, граничащим с нею-Италии, Испании, Португалии, Греции. Когда Франция входила входила в состав Евросоюза, круг стран, получавших от неё помощь топливом и промышленным сырьем, был гораздо шире. Он включал даже бывших партнёров по ЕС Турцию, Россию и Канаду, лежащих за пределами Европы! Климат страны тоже хорош. Правда, сейчас, зимой, как и у нас в Приморье ,сказывается влияние зимнего муссона :холодно, ветрено ,малоснежно. При температуре 20 градусов ниже нуля я старался на улице бывать поменьше . Эти морозные мне и дома надоели! Не забыли, что Франция – это не только суженная Юго-восточная часть континентальной Европы, но и многочисленные острова? Корсика, Сардиниа, Сицилия – самые крупные из них. И хотя они довольно сильно удалены от материковой части страны, всюду кипит жизнь! В основном, конечно, процветает, индустрия туризма.
-
Географические диктанты рассчитаны на сильного ученика. Так как расшифровка субъектов в диктанте дело сложное. , трудоемкое, требующее от школьников не только свободного времени, но и наличие умений читать и оперативно работать с словарем, атласом.
Жили бабка да старик. Он ловит у залива рыбу, рядом на берегу варит у печи, рада, уху и чай баба. И правда, улов иной раз убог: ни рыбки нет. И сеть тащил у залива дедушка усталый. Пустая она, как море – океан. Снова и снова старина бродил и поймал! Чудесная рыба и добрая поймана: мы сказку Пушкина читали. И я у Лукоморья вас уж собирал. В диктанте 66 географических названий. Найдите их. ПРИМЕРЫ ОТВЕТОВ: Жили-н.п.Беларусь Пушкин-н.п.Ленинградская обл. Бабка-река бассейна Камы Ал-река в бассейне Удской губы Лови-река в Хабаровском крае Ку-горы в Казахстане Рыбки-н.п.,Смоленская обл. Икон-река на п-ове Таймыр Дедушка-порог на Подкаменной Тунгуске Море-н.п.Латвия Дастар-гора,Казахстан Океан-н.п.Куйбышевская обл. Ары-н.п. в Якутии
-
Составить пересказ по инструкционной карте. Читая параграф обучающие заполняют карту по опорным словам. Синквейн на уроках помогает закрепить пройденный материал, обобщить знания, сформировать географический образ. Работа над синквейном – это развитие языковой культуры, формирование познавательного интереса. Горы Прекрасные, опасные Восхищают, манят, пугают. Труден путь к вершине. Преодоление
-
География – одна из наиболее продуктивных дисциплин в контексте обозначенной темы. Значит, наряду с планированием работы по достижению предметных результатов, учителю следует продумывать такую систему заданий и вопросов, чтобы средствами учебного предмета обеспечивалось развитие метапредметных результатов. Частью которых являются умения читать, владение всеми видами речевой деятельности.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.