Содержание
-
Чистые вещества и смеси
Цели урока: * изучить понятия «чистое вещество» и «смесь», однородные и неоднородные смеси, рассмотреть способы разделения смесей, научиться разделять смеси на компоненты; * выполнять опыты, наблюдать, оформлять наблюдения в виде таблиц, схем * оказывать помощь при работе в парах. pptcloud.ru
-
П л а н у р о к а
1. Чистые вещества и смеси. Отличительные особенности. 2. Однородные и неоднородные смеси. 3. Способы разделения смесей.
-
Что такое вещество? Что такое физическое тело? * Вспомните все знания о веществе, полученные ранее. * Назовите тела и вещества из которых они состоят.
-
Вещество – это то, из чего состоят окружающие нас физические тела.
Тело – гвоздь. Вещество - железо.
-
Тело - ? Вещество - ?
-
Вы знаете, что вещества бывают простыми и сложными. Какие вещества называются простыми, а какие – сложными? Какие физические свойства имеют вещества?
-
Чистые вещества и смеси.
Постоянные физические свойства имеют только чистые вещества. Только чистая дистиллированная вода имеет tпл = 0 °С, tкип = 100 °С, не имеет вкуса.
-
Морская вода – смесь.
Морская вода замерзает при более низкой, а закипает при более высокой температуре, вкус у нее горько-соленый. Вода Черного моря замерзает при более низкой, а закипает при более высокой температуре, чем вода Балтийского моря. Почему? Дело в том, что в морской воде содержатся другие вещества, например растворенные соли, т.е. она представляет собой смесь различных веществ, состав которой меняется в широких пределах, свойства же смеси не являются постоянными.
-
Определение понятия «смесь» было дано в XVII в. английским ученым Робертом Бойлем: «Смесь – целостная система, состоящая из разнородных компонентов».
-
Опыт 1.
Используя инструкцию к опыту, изучите существенные физические свойства порошков железа и серы, приготовьте смесь этих порошков и определите, сохраняют ли эти вещества свои свойства в смеси.
-
Инструкция для учащихся к опыту«Приготовление и изучение смеси железа и серы»
1. Насыпьте на лист бумаги отдельными кучками порошки серы и железа, рассмотрите их цвет. 2. Возьмите небольшую часть каждого вещества и проведите следующие операции: а) испытайте магнитом; б) опустите в стакан с водой. 3. Смешайте стеклянной палочкой оба порошка на бумаге, рассмотрите цвет смеси. 4. Проведите со смесью те же операции, что и с чистыми веществами
-
Вопросы к опыту.
Опишите агрегатное состояние и цвет серы. Каковы агрегатное состояние и цвет железа в виде порошка? Как эти вещества относятся: а) к магниту; б) к воде? Что можно сказать о соотношении железа и серы в смеси? Сохраняются ли свойства железа и серы в смеси? Как можно разделить смесь серы и железа?
-
Опыт 2. Реакция взаимодействия серы и железа.
Ваша задача внимательно наблюдать этот опыт и определить, сохраняют ли свои свойства железо и сера в полученном в результате реакции сульфиде железа(II) и можно ли выделить из него железо и серу физическими методами.
-
Вопросы к демонстрации
Внимательно посмотрите на полученное вещество – сульфид железа(II). Видны ли в нем отдельно серый порошок железа и желтый — серы? Затем испытываю полученное вещество магнитом. Разделяются ли железо и сера? Помещаю сульфид железа(II) в воду. Что вы наблюдаете при этом? Сохраняют ли сера и железо свои свойства, входя в состав сульфида железа(II)? Можно ли разделить сульфид железа(II) физическими методами на простые вещества? Происходит ли изменение энергии при образовании химического вещества?
-
Сравнительная характеристика смеси и чистого вещества
-
Проверь себя
-
Выполните упражнение: определите, где на рисунке изображено простое вещество, сложное вещество или смесь.
-
Однородные и неоднородные смеси
Выясним, отличаются ли смеси по внешнему виду друг от друга? речной песок + вода растительное масло + вода поваренная соль + вода разменная монета: алюминий + медь
-
В первом образце - видны частицы твердого вещества, Во втором – капельки жидкости, такие смеси называются неоднородными В третьем - компоненты не различимы, они являются однородными смесями.
-
Схема классификации смесей
-
В природе вещества существуют в виде смесей. Для лабораторных исследований, промышленных производств, для нужд фармакологии и медицины нужны чистые
-
Способы разделения смесей
-
-
Давайте поможем героине русской народной сказки «Василиса Прекрасная». Баба-Яга приказала Василисе отделить рожь от чернушки и мак от земли. Героине сказки помогли голуби. Как мы можем разделить крупы ? ………через сито, если крупинки имеют разные размеры Или ………. с водой, если частицы имеют разную плотность.
-
1. Разделить смесь речного песка и поваренной соли можно: а) с помощью магнита; б) нагревая смесь; в) добавив воду и профильтровав раствор; г) механически разделяя частицы. 2. Отличить сахарный песок от поваренной соли можно: а) по цвету; б) по запаху; в) по агрегатному состоянию; г) по вкусу. 3. Является телом: а) железо; б) медь; в) кристалл аметиста; г) кварц. . 4.Разделить смесь можно, потому что свойства веществ в смеси: а) не сохраняются; б) одинаковы; в) различны и сохраняются; г) не допускают ее разделения. 5.Способ разделения смеси на рисунке а) дистилляция б) фильтрование в) отстаивание г) выпаривание
-
Домашнее задание:
Параграф 23, упражнение 1,2,4
-
Спасибо за урок!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.