Содержание
-
Расчеты по химическим уравнениям
Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат
-
Цели урока:
- познакомить учащихся с основными способами решения задач по химическим уравнениям:
- находить количество, массу и объём продуктов реакции по количеству, массе или объёму исходных веществ,
- продолжить формирование умения составлять уравнения химических реакций.
Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат
- познакомить учащихся с основными способами решения задач по химическим уравнениям:
-
- Какое явление не является признаком химических превращений:
а) появление осадка;
б) выделение газа;
в) изменение объема;
г) появление запаха.
Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат
-
«Куча мала»
- 4Al + 3O2 = 2Al2O3
- MgCO3= MgO + CO2
- 2HgO= 2Hg + O2
- 2Na + S=Na2S
- Zn + Br2 = ZnBr2
- Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
- Fe + CuSO4=FeSO4+Cu
- Укажите цифрами
а) уравнения реакций соединения:…
б) уравнения реакций замещения:….
в) уравнения реакций разложения:…
Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат
-
- Алгоритм решения расчетных задач с использованием уравнений химических реакций.
1. Внимательно прочитайте текст задачи
2. Составьте уравнения химической реакции
3. Выпишите данные из условия задачи с соответствующими
единицами измерения (вместе с неизвестными величинами)
в уравнение над формулами
4. Под формулами веществ запишите соответствующие значения
этих величин, найденные по уравнению реакции.
5. Составляете пропорциональную зависимость и решаете ее
6. Записываете ответ задачи
Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат
-
Задача 1.
- Вычислите массу кислорода, выделившегося в результате разложения
порции воды массой 9 г.
- Дано:
m(Н20) = 9г
m(О2) = ? г
- Решение:
n=
= 0,5 моль
М(Н2О) = 18 г/моль
М(О2) = 32 г/моль
Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат
-
- Над формулой в уравнении реакции запишем найденное значение количества вещества, а под формулами веществ — стехиометрические соотношения, отображаемые химическим уравнением
- 2Н2О = 2Н2 + О2
- 0,5моль
- Х моль
- 2моль
- 1моль
- Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти.
Для этого составляем пропорцию
0,5моль х моль
2 моль 1 моль
=
откуда х = 0,25 моль
Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат
-
- Следовательно, n(O2)=0,25 моль
- Найдем массу вещества, которую требуется вычислить
m(O2)= n(O2)*M(O2)
m(O2) = 0,25 моль • 32 г/моль = 8 г
- Запишем ответ
- Ответ: m(О2) = 8 г
Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат
-
Задача 2
- Вычисление объема вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции
Вычислите объем кислорода (н. у.), выделившегося
в результате разложения порции воды массой 9 г.
- Дано:
m(Н2О)=9г
V(02 )=?л(н.у.)
М(Н2О)=18 г/моль
Vm=22,4л/моль
- Решение:
Найдем количество вещества, масса которого дана в условии задачи
n=
= 0,5 моль
Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат
-
- Запишем уравнение реакции. Расставим коэффициенты
2Н2О = 2Н2 + О2
Над формулой в уравнении реакции запишем найденное значение количества вещества, а под формулами веществ — стехиометрические соотношения, отображаемые химическим уравнением
2Н2О = 2Н2 + О2
0,5моль
Х моль
2моль
1моль
Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат
-
- Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти. Для этого составим пропорцию
0,5моль х моль
2 моль 1 моль
Следовательно, n(O2)=0,25 моль
Найдем объем вещества, который требуется вычислить
V(02)=n(02)•Vm
V(O2)=0,25моль•22,4л/моль=5,6л (н. у.)
- Ответ: 5,6 л
Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат
-
Задачи для самостоятельного решения
1.При восстановлении углем оксидов Fe2O3и SnO2 получили по 20 г Fe и Sn. Сколько граммов каждого оксида было взято?
2.В каком случае образуется больше воды:
а) при восстановлении водородом 10 г оксида меди (I) (Cu2O) или
б) при восстановлении водородом 10 г оксида меди(II) (CuO)?
Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат
-
Решение задачи 1
Дано: Решение:
m(Fe) = 20г n(Fe)= m/M,
n(Fe) = 20г/56г/моль=0,36моль
m(Fe2O3)=? хмоль 0,36моль
2Fe2O3 + C = 4Fe + 3CO2
2моль 4моль
хмоль
2моль
=
0,36моль
2моль
4моль
х=0,18моль
M(Fe2O3)=160г/моль
M(Fe)=56г/моль
m(Fe2O3)= n*M, m(Fe2O3)= 0,18*160=28,6
Ответ: 28,6г
Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат
-
Решение задачи 2
Дано: Решение:
m(Cu2O)=10г
m (CuO)=10г
1. Cu2O + H2 = 2Cu + H2O
m (H2O) 2. n(Cu2O) = m/ M(Cu2O)
n(Cu2O) = 10г/ 144г/моль = 0,07 моль
0,07моль хмоль
3. Cu2O + H2 = 2Cu + H2O
M(Cu2O) = 144г/моль 1моль 1моль
M(CuO) = 80 г/моль 4. 0,07моль хмоль
1моль 1моль
х моль = 0,07моль, n(H2O)=0,07 моль
m (H2O) = n * M(H2O);
m(H2O) = 0,07моль*18г/моль=1,26г
=
Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат
-
CuO + H2 = Cu + H2O
n(CuO) = m/ M(CuO)
n(CuO) = 10г/ 80г/моль = 0,125 моль
0,125моль хмоль
CuO + H2 = Cu + H2O
1моль 1моль
0,125моль хмоль
1моль 1моль
х моль = 0,125моль, n(H2O)=0,125 моль
m (H2O) = n * M(H2O);
m(H2O) = 0,125моль*18г/моль=2,25г
=
Ответ:2,25г
Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат
-
Домашнее задание
- Изучить материал учебника с. 45-47, решить задачу
- Какую массу оксида кальция и какой объём углекислого газа (н.у.) можно получить при разложении карбоната кальция массой 250г?
CaCO3 = CaO + CO2
Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат
-
Литература
1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г.
2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2005г.
3. Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса хииии. 8 - 9 классы.ВАКО, Москва,2006г.
4. ГорковенкоМ.Ю.Поурочные разработки по химии. К учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой и Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. 8 класс.ВАКО, Москва, 2004г.
5. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2003.
6.Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000
Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.