Содержание
-
Методические рекомендации по выполнению задания № 24 ОГЭ по химии. (Химический эксперимент)
Ломакина Галина Алексеевна г. Курск - 2024 г. г
-
«Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции» М.В. Ломоносов
-
Кодификатор
Код проверяемого требования - 12 Обобщенная формулировка: приобретение опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов.
-
Кодификатор
Базовые исследовательские действия Проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно следственных связей и зависимостей объектов между собой Оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента) Самостоятельно формулировать обобщения и выводы Прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов Познавательные УУД
-
Регулятивные УУД Самоорганизация , самоконтроль. Самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей. Вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей. Давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения.
-
Спецификация
-
Спецификация
Результаты оценивания выполнения задания 24 вносятся в отдельную ведомость и не доводятся до сведения участника ОГЭ в день экзамена. 1. К выполнению задания 24 участник может приступать после выполнения задания 23 и не ранее чем через 30 минут после начала экзамена. 2. После выполнения задания 24 экзаменуемый имеет право продолжать выполнение других заданий экзаменационной работы до окончания экзамена. 3.Для выполнения задания подготовлен индивидуальный комплект химических реактивов и оборудования.
-
Этапы подготовки учеников:
1.Знакомство с вариантами химического оборудования для проведения опытов. 2. Отрабатывание навыков отбора веществ с разным агрегатным состоянием. 3. Отрабатывание навыков смешивания веществ с разным агрегатным состоянием. 4.Отрабатывание навыков смешивания веществ , при взаимодействии которых образуются газы. 5. Формирование навыков по определению запаха веществ.
-
1. Психологическая подготовка 2. Внешний вид, соответствующий технике безопасности при проведении эксперимента. 3. Составление плана действий при проведении эксперимента. 4. Готовность к изменению плана работы, если теория не совпадает с практикой.
-
Инструкция по технике безопасности:
1. Во время работы необходимо соблюдать чистоту, тишину и порядок. 2. Категорически запрещается в лаборатории принимать пищу, пить воду и пробовать вещества на вкус. 3. Нельзя приступать к работе, пока не пройден инструктаж по технике безопасности. 4. При проведении работы можно пользоваться только теми склянками, банками и т.п., на которых имеются чёткие надписи на этикетках. 5. Склянки с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой –поддерживать снизу за дно. 6. При переливании реактивов не наклоняйтесь над сосудами во избежание попадания капель жидкостей на кожу, глаза или одежду. 7. Для переноса жидкости из одной ёмкости в другую рекомендуется использовать склянки с пипеткой. 8. Сосуды с реактивами после использования необходимо закрывать пробками и ставить на соответствующие места. 9. Смешивая растворы, необходимо стремиться, чтобы общий объём смеси не превышал 1/2 объёма пробирки (не более 3–4 мл). 10. Запрещается брать твёрдые вещества руками: используйте для этого шпатель/ложечку для отбора сухих веществ. 11. Для определения запаха вещества следует осторожно, не наклоняясь над сосудом и не вдыхая глубоко, лёгким движением руки направлять на себя выделяющийся газ (пары вещества). 12. Перемешивая содержимое пробирки, запрещается закрывать её отверстие пальцем руки: используйте для этого пробку или перемешайте, слегка постукивая пальцем по нижней части пробирки. 13. В случае разлива жидкости или рассыпания твёрдого вещества сообщите об этом эксперту, оценивающему выполнение лабораторных работ, или организатору в аудитории. 14. В случае ухудшения самочувствия сообщите об этом эксперту, оценивающему выполнение лабораторных работ, или организатору в аудитории.
-
Критерии
-
Алгоритм выполнения заданияА
1.Подготовка четкого плана действия на черновике. 2. Подготовка к проведению эксперимента (зайти в аудиторию, надеть халат) 3. Подготовка рабочего места (проверить наличие реактивов) 4. Проведение операций по отбору веществ. 5. Проведение операций по смешиванию веществ. 6. Уточнение результатов эксперимента.
-
Пример 1.
Дан раствор хлорида алюминия, а также набор следующих реактивов: медь, серная кислота, растворы гидроксида натрия, карбоната натрия и нитрата серебра. Проведите химические реакции между хлоридом алюминия и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Проверьте, правильно ли указаны в ответе на задание 23 признаки протекания реакций. При необходимости дополните ответ или скорректируйте его.
-
Пример 1
Дан раствор хлорида алюминия, а также набор следующих реактивов: медь, серная кислота, растворы гидроксида натрия, карбоната натрия и нитрата серебра. Проведите химические реакции между хлоридом алюминия и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Проверьте, правильно ли указаны в ответе на задание 23 признаки протекания реакций. При необходимости дополните ответ или скорректируйте его.
-
Пример 2
Дано железо, а также набор следующих реактивов: оксид меди(II) , растворы гидроксида натрия, сульфата меди(II), соляной кислоты и фосфата калия. Проведите химические реакции между железом и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Проверьте, правильно ли указаны в ответе на задание 23 признаки протекания реакций. При необходимости дополните ответ или скорректируйте его.
-
Дано железо, а также набор следующих реактивов: оксид меди(II) , растворы гидроксида натрия, сульфата меди(II), соляной кислоты и фосфата калия. Проведите химические реакции между железом и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Проверьте, правильно ли указаны в ответе на задание 23 признаки протекания реакций. При необходимости дополните ответ или скорректируйте его.
-
Дано железо, а также набор следующих реактивов: оксид меди(II) , растворы гидроксида натрия, сульфата меди(II), соляной кислоты и фосфата калия. Проведите химические реакции между железом и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Проверьте, правильно ли указаны в ответе на задание 23 признаки протекания реакций. При необходимости дополните ответ или скорректируйте его.
-
Дано железо, а также набор следующих реактивов: оксид меди(II) , растворы гидроксида натрия, сульфата меди(II), соляной кислоты и фосфата калия. Проведите химические реакции между железом и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Проверьте, правильно ли указаны в ответе на задание 23 признаки протекания реакций. При необходимости дополните ответ или скорректируйте его.
-
Пример 3
Дан раствор сульфата магния, а также набор следующих реактивов: цинк, соляная кислота, растворы гидроксида натрия, хлорида бария и нитрата калия. Проведите химические реакции между сульфатоммагния и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правилатехники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Проверьте, правильно ли указаны в ответе на задание 23 признаки протекания реакций. При необходимости дополните ответ или скорректируйте его.
-
Проведите химические реакции между сульфатом магния и выбранными веществами в соответствии составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Проверьте, правильно ли указаны в ответе на задание 23 признаки протекания реакций. При необходимости дополните ответ или скорректируйте его.
-
Пример 4
Дан раствор карбоната натрия, а также набор следующих реактивов: железо, соляная кислота, оксид меди(II), растворы фосфата калия, хлорида бария. Проведите химические реакции между карбонатом натрия и выбранными веществами в соответствии составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Проверьте, правильно ли указаны в ответе на задание 23 признаки протекания реакций. При необходимости дополните ответ или скорректируйте его.
-
Проведите химические реакции между карбонатом натрия и выбранными веществами в соответствии составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Проверьте, правильно ли указаны в ответе на задание 23 признаки протекания реакций. При необходимости дополните ответ или скорректируйте его.
-
Основные ошибки при выполнении задания 24
Задание № 24. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов . Процент выполнения - 93,2% - Реактивы в больших количествах - Определение запаха веществ идет с нарушение Т.Б. - Склянки с реактивами не закрываются - Избыток вещества возвращается в исходную склянку. - Ученик не приступает к выполнению задания. - Не соответствие внешнего вида исследователя правилам Т.Б. - Нарушение Т.Б. при отборе твердых веществ.
-
Методические рекомендации по формированию экспериментальных умений
• в полном объеме выполнять практическую часть курса химии 8 и 9 класса, не заменяя реальный химический эксперимент виртуальным; • обращать особое внимание на отработку навыков соблюдения техники безопасности при выполнении различного рода практических работ по химии; • уделять большее внимание обсуждению основных этапов выполнения химического эксперимента, а также отработке умений фиксировать его результаты; • систематически развивать практические навыки решения экспериментальных задач на уроке и занятиях внеурочной деятельности • улучшать материальную базу школьных химических лабораторий для включения каждого ученика в проведение реального эксперимента; • включать реальный химический эксперимент в индивидуальный образовательный проект, развивая навык постановки цели проекта по результатам описанного эксперимента, исследования; • включать домашний эксперимент в образовательную деятельность с соблюдением техники безопасности;
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.