Содержание
-
ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ
1.ОВР.Классификация ОВР. 2.Метод электронного баланса. 3.Метод полуреакций.
-
Цели и задачи:
Закрепить умения учащихся применять понятие «степень окисления» на практике. Обобщать и дополнять знания учащихся об опорных понятиях теории ОВР. Совершенствовать умение учащихся применять эти понятия к объяснению фактов.
-
Познакомить учащихся с сущностью метода полуреакций. Сформировать умение выражать сущность окислительно-восстановительных реакций, протекающих в растворах, ионно-электронным методом.
-
Окислитель и восстановитель
Окислителемназывают реагент, который принимает электроны в ходе окислительно-восстановительной реакции. Восстановителемназывают реагент, который отдает электроны в ходе окислительно-восстановительной реакции.
-
ПРОЦЕСС ОКИСЛЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ
Окислениемназывают процесс отдачи электронов атомом, молекулой или ионом, который сопровождается повышением степени окисления. Восстановлениемназывают процесс присоединения электронов атомом, молекулой или ионом, который сопровождается понижением степени окисления.
-
-
Правила определения функции соединения в окислительно-восстановительных реакциях.
1. Если элемент проявляет в соединении высшую степень окисления, то это соединение может быть окислителем. 2. Если элемент проявляет в соединении низшую степени окисления,то это соединение может быть восстановителем. 3. Если элемент проявляет в соединении промежуточную степень окисления,то это соединение может быть как воcстановителем, так и окислителем.
-
Химические реакии
-
Химические реакции
По изменению степени окисления атомов элементов Окислительно-восстановительные Без изменения степени окисления атомов элементов К ним относятся все реакции ионного обмена, а также многие реакции соединения
-
ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ
Окислительно-восстановительными называют реакции, которые сопровождаются изменением степеней окисления химических элементов, входящих в состав реагентов.
-
Классификация ОВР
ОВР реакции межмолекулярного окисления-восстановления реакции внутримолекулярного окисления-восстановления, реакции диспропорционирования, дисмутации или самоокисления-самовосстановления
-
Межмолекулярные реакции:
Частицы- доноры электронов (восстановители) – и частицы- акцепторы электронов (окислители) – находятся в разных веществах. К этому типу относится большинство ОВР.
-
Внутримолекулярные реакции
Донор электронов - восстановитель- и акцептор электронов – окислитель – находятся в одном и том же веществе.
-
Реакции дисмутации, или диспропорционирования, или самоокисления-самовосстановления
Атомы одного и того же элемента в веществе выполняют одновременно функции и доноров электронов (восстановителей) и акцепторов электронов (окислителей). Эти реакции возможны для веществ, содержащих атомы химических элементов в промежуточной степени окисления.
-
Составление окислительно-восстановительных реакций
Для составления окислительно-восстановительных реакций используют: 1) метод электронного баланса 2)Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом полуреакций, или ионно-электронным методом
-
Составление окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса
Метод основан на сравнении степеней окисления атомов в исходных веществах и продуктах реакции и на балансировании числа электронов, смещаемых от восстановителя к окислителю. Метод применяют для составления уравнений реакций, протекающих в любых фазах. В этом универсальность и удобство метода. Недостаток метода — при выражении сущности реакций, протекающих в растворах, не отражается существование реальных частиц.
-
Алгоритмическое предписание для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса
1.Составить схему реакции. 2. Определить степени окисления элементов в реагентах и продуктах реакции. 3. Определить, является реакция окислительно-восстановительной или она протекает без изменения степеней окисления элементов. В первом случае выполнить все последующие операции. 4. Подчеркнуть элементы, степени, окисления которых изменяются.
-
5. Определить, какой элемент окисляется (его степень окисления повышается) и какой элемент восстанавливается (его степень окисленияпонижается) в процессе реакции. 6. В левой части схемы обозначить с помощью стрелок процесс окисления (смещения электронов от атома элемента) и процесс восстановления (смещения электронов к атому элемента) 7. Определить восстановитель (атом элемента, от которого смещаются электроны) и окислитель (атом элемента, к которому смещаются электроны).
-
8. Сбалансировать число электронов между окислителем и восстановителем. 9. Определить коэффициенты для окислителя и восстановителя, продуктов окисления и восстановления. 10. Записать коэффициент перед формулой вещества, определяющего среду раствора. 11. Проверить уравнение реакции.
-
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом полуреакций, или ионно-электронным методом
Метод основан на составлении ионно-электронных уравнений для процессов окисления и восстановления с учетом реально существующих частиц и последующим суммированием их в общее уравнение. Метод применяется для выражения сущности окислительно-восстановительных реакций, протекающих только в растворах. Достоинства метода. 1. В электронно-ионных уравнениях полуреакций записываются ионы, реально существующие в водном растворе, а не условные частицы. (Например, ионы а не атом азота со степенью окисления +3 и атом серы со степенью окисления +4.) 2. Понятие «степень окисления» не используется. 3. При использовании этого метода не нужно знать все вещества: они определяются при выводе уравнения реакции. 4. Видна роль среды как активного участника всего процесса.
-
Основные этапы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций ионно-электронным методом
(на примере взаимодействия цинка с концентрированной азотной кислотой) 1. Записываем ионную схему процесса, которая включает только восстановитель и продукт его окисления, и окислитель и продукт его восстановления:
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.