Содержание
-
«Повышение уровня мотивации учащихся на уроках химии через различные способы деятельности»
Учитель химии МБОУ ООШ №30 Головко Вера Геннадьевна
-
«Все наши замыслы, все поиски построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» (В.А.Сухомлинский).
-
Мотивация – это совокупность форм, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
-
Наблюдая за учебной деятельностью учащихся старших классов , можно сделала вывод, что к данному предмету у ребят низкая мотивация. Причин здесь много: во – первых, химия - наука комплексная, тут знания должны быть в системе, и если какое-то звено выпадает, дальнейшее восприятие материала уже сложно наверстать. Многие, столкнувшись с этими трудностями, просто-напросто пасуют. И тогда возникает негативное отношение к предмету. И с этим проявлением я сталкиваюсь часто. Вторая причина, это выбор предметов для сдачи экзамена. Выбрав тот или иной предмет для экзамена, к химии относятся предвзято – часто слышишь возгласы ребят «Нам химия не нужна, мы сдаем другие экзамены». Как в таких условиях повысить мотивацию?
-
На мой взгляд это использование дифференцированного подхода на уроках. Так при изучении нового материала более простые операции – нахождение информации в таблицах, учебнике, и объяснение ее, записывание уравнений химических реакций и их чтение – выполняют школьники с низким уровнем мотивации, для которых привлекательна легкость выполнения действий. Ребятам со средним уровнем мотивации, которые умеют находить и использовать нужный алгоритм действий, предлагается анализировать, сравнивать, систематизировать информацию (конечно, же, с поддержкой учителя). Возможность объяснить факт, результат эксперимента, то есть сделать выводы, найти причинно-следственные связи, дается учащимся с высоким уровнем мотивации, для которых преобладающим видом деятельности является поиск решений, требующих изменения комбинаций известных алгоритмов.
-
Повышение мотивации учащихся к изучаемому предмету происходит вследствие : - посильности заданий для каждого учащегося; - возможности обсуждений заданий и высказывания собственного мнения; - внедрение диалоговой формы работы при выполнении задания; - одновременно слухового и зрительного восприятия материала; - привлечение личного опыта учащихся при работе над заданиями.
-
Прием «Удивляй»
Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.Урок по теме «Галогены». Учащимся сразу же приходиться удивиться: оказывается, что светло – желтый газ фтор, обладает громадной разрушительной силой. В его атмосфере дерево, ткань, резина немедленно вспыхивают и сгорают. Он разъедает стекло и металлы, заставляет гореть воду, взрывается при соприкосновении со снегом; небезразличен этот газ и к живой ткани: съедает кожу и ногти, разрушает легкие, делает глаза незрячими. Немало ученых заплатили здоровьем и жизнью за попытку получить его в свободном виде. Но, несмотря на все это, фтор все больше и больше применяется в жизни человека.
-
Прием «Отсроченная отгадка»
Урок в 9 классе по теме «Аммиак».а) связь с другими предметамиНачиная изучение новой темы, можно обратиться к истории.История произошла во время I мировой войны. Английский крейсер вел преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, раздражающий горло и легкие. Крейсер был вынужден дать задний ход. Уже после обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля. Как вы думаете, что это был за газ? Почему были от его действия такие последствия? Идёт обсуждение.
-
б) Кроссворд Пример: урок в 9 классе «Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм».Можно начать урок с кроссворда, учащиеся должны отгадывать слова, в результате чего получат ключевое слово, которое является и темой урока. Кроссворд “Разминка” по повторению свойств углерода и его соединений. Ключевым словом является название оксида углерода (II) (Угарный газ).1. Кислота, которая легко разлагается на оксид углерода (IV) и воду. (Угольная).2. Агрегатное состояние углекислого газа. (Газообразное).3. Поглощение газообразных или растворенных веществ поверхностью твердого вещества. (Адсорбция).4. Явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ. (Аллотропия).5.Вещество, имеет линейное строение, обладает особым свойством – совместимостью с тканями человеческого организма. (Карбин).6.Сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, металла и углерода. (Карбиды).7.Химический элемент Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева под порядковым номером №14. (Кремний).8. Важнейшее аллотропное видоизменение углерода. (Графит).10. Общее название солей угольной кислоты. (Карбонаты).11. Твердое, прозрачное, бесцветное аллотропное видоизменение углерода. (Алмаз).
-
-
Прием «Отсроченная отгадка»
в) использование задачУрок можно начать с задачи на определение вещества. Заданное вещество и будет темой урока.Пример: Это вещество используют для получения искусственного меда; 26% ее содержится в сахарном тростнике; она является основным источником энергии для питания головного мозга. Про какое вещество идет речь, если известно, что 0,25 моль этого вещества имеет массу 85,5г, а массовая доля Углерода – 0, 421, Водорода – 0,064, Кислорода – 0,547. Определите молекулярную формулу этого вещества. (Ответ:С12Н22О11 – сахароза).
-
Прием: «Знаете ли вы, что?»
Знаете ли вы галоген, недостаток которого вызывает кариес ?(фтор) Знаете ли вы, что имеется элемент, которого нет в природе? (астат) Знаете ли вы ядовитый металл, содержащийся в лампах дневного света? (ртуть) Знаете ли вы, какая кислота называется "маслом"? (концентрированная серная)
-
Прием «Привлекательная цель»
На уроке - обобщения по теме «Кислород» группе дается задание: в следственной камере (колбе) находиться «шпион» (химическое вещество). Используя «документы» (текст) и «следственныематериалы» (результаты опыта) составьте досье на этого «шпиона».
-
Прием устного опроса «Щадящий опрос»
Класс разбивается на две группы по рядам – вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте – ученику второй группы. Затем на этот вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и ставят ему «+» или « - » На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают. Таким образом, задав 10 вопросов, каждый ученик в классе ответит на 5 вопросов, прослушает ответы учителя на все вопросы, выставит оценки.
-
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Фрагмент урока химии в 8 классе по теме: «Физические и химические явления»
-
Подводящий к теме диалог
Фрагмент урока химии в 8 классе по теме: «Молярный объём»
-
Прием «яркое пятно»
Фрагмент урока химии в 8-м классе по теме «Получение кислорода» Учитель: К нам на урок попал исторический документ, в котором зашифрована таинственная история (зачитывает) А история простая… Один учёный как-то раз, Оксид какой-то нагревая, Обнаружил странный газ – Газ без цвета, без названья. Ярче в нём горит свеча, А не вреден ль для дыханья – Не узнаешь у врача. Новый газ из колбы вышел – Никому он не знаком. Этим газом дышат мыши Под стеклянным колпаком. Человек им тоже дышит. Наш учёный быстро пишет: Воздух делится на части (эта мысль весьма нова). Здесь у химика от счастья Закружилась голова. Учитель: Проанализируйте этот документ. О чём он? Верно! Тема нашего урока? Ученики: «История открытия кислорода».
-
Фрагмент урока химии в 9-м классе по теме: «Коррозия металлов и способы защиты от неё» Учитель демонстрирует слайд с изображениями:
-
Учитель: Рассмотрите слайд. О каком явлении пойдёт речь на занятии? (о коррозии металлов). Верно! Каково значение этого явления? (коррозия приносит вред и с ней нужно бороться) Учитель: Какая будет тема урока? («Коррозия металлов и способы защиты от неё»)
-
Прием «источники информации»
учитель раздает газеты (журналы, научно-популярную литературу…), активные ссылки в интернете, где размещена информация, касающаяся темы урока.
-
Прием актуальность
Фрагмент урока химии в 9-м классе по теме «Жёсткость воды и способы её устранения». Учитель: - Замечали ли вы, в какой воде лучше мылится мыло: в дождевой или речной, в речной или морской? - Что происходит с мылом в морской воде? (Мыло оседает в воде в виде хлопьев) - Почему затраты моющих средств для бытовых нужд в морской воде увеличиваются? (из-за жёсткости воды) - Чем обусловлена жёсткость воды и можно ли её устранить? (на эти вопросы учащиеся затрудняются ответить) - Какова же тема сегодняшнего урока? (Жёсткость воды и способы её устранения»)
-
Важную роль имеет химический демонстрационный эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи.
-
-
Таким образом, считаю, что современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.