Содержание
-
Практическая работа №1Правила техники безопасности в кабинете химии. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием
ГБОУ средняя школа №450 Курортный район г. Санкт-Петербург Ахрамович Н.М. 8 класс
-
Цель: Подробно ознакомить учащихся с правилами техники безопасности в кабинете химии. Рассмотреть лабораторное оборудование, изучить его назначение, приемы обращения с ним. Оборудование:лабораторный штатив, спиртовка, держатель, пробирка, круглодонная и коническая колбы, спички.
-
Правила техники безопасности в кабинете химии.
Помни, каждый ученик, Знай, любая кроха:Безопасность – хорошо,А халатность – плохо Работа по инструкции (карточки)
-
Знакомство с лабораторным оборудованием
-
Заполните таблицу:
-
а) Устройство лабораторного штатива
Штатив служит для крепления деталей химических установок при выполнении опытов. Он состоит из массивной чугунной подставки, в которую ввинчен стержень. На стержне при помощи муфт укрепляют лапки и кольца
-
Почему подставка штатива изготавливается массивной? Kаковоназначение муфты, лапки и кольца?
Муфты с укрепленными в них лапкой и кольцами можно перемещать вдоль стержня и закреплять в нужном положении, для чего необходимо ослабить крепление муфты к стержню и, подняв ее на необходимую высоту, закрепить
-
Почему стержни лапок и колец располагают сверху муфты? Почему закрепленная в лапке пробирка должна сравнительно свободно проворачиваться?
-
Пробирку обычно зажимают около отверстия. Винт лапки сверху. На кольце устанавливают фарфоровую чашку
-
б) Приёмы работы со спиртовкой.Строение спиртовки.
-
Правила работы со спиртовкой:
Зажигать только спичкой, запрещается зажигать другой спиртовкой. Перед тем, как зажечь, нужно расправить фитиль, а диск должен плотно прилегать к горлышку. Нельзя переносить спиртовку во время работы в зажжённом виде с одного стола на другой. Тушить только колпачком – не дуть!
-
Почему нельзя зажигать одну спиртовку от другой? K каким последствиям это может привести? С помощью чего гасят спиртовку?
-
в) Строение пламени
-
В какой части пламени произошло наиболее сильное обугливание лучинки? Вкакую зону пламени необходимо помещать нагреваемый предмет для быстрейшего его нагревания?
-
Первая помощь при ожогах:
Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.
-
Большинство опытов проводят в стеклянной посуде: пробирках, химических стаканах, колбах. Во время опыта в них приходится перемешивать содержимое. В пробирке, как правило, смешивают малые количества веществ (не более 2 мл). Высота столбика жидкости при смешивании растворов в пробирке не должна превышать 2 см. Перемешивание растворов в пробирке производят быстрым энергичным постукиванием по ее нижнему концу. В колбе содержимое перемешивают круговыми движениями, а в стакане – стеклянной палочкой с резиновым наконечником
-
Инструкция по технике безопасности:
Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края. Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см. Предметное стекло вначале прогревают полностью, а затем вносят в зону тёмного конуса горящей свечи.
-
Первая помощь при порезах:
а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда); б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени; в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом; г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.
-
Посуда
Почему для изготовления химической посуды наиболее часто используется стекло? Почему запрещается встряхивать пробирку с веществом, закрывая отверстие пальцем? K каким последствиям это может привести?
-
Пробирка химическая используется для проведения большинства простейших опытов и как деталь собираемых приборов. Химический стакан с носиком служит для хранения жидких и твердых веществ, а также для проведения простейших химических операций (растворение, нагревание). Колба коническая используется для хранения жидких и твердых веществ, а также для проведения различных химических операций. Колба плоскодонная служит для проведения химических операций, а также для хранения жидких и твердых веществ.
-
Мерная посуда: цилиндр, стакан — используют для измерения объема жидкостей. Колба круглодоннаяслужит для проведения разнообразных химических операций при нагревании.
-
Воронка конусообразная служит для переливания жидкостей и фильтрования. Стеклянная палочка предназначена для размешивания веществ в химической посуде. Для предохранения посуды от случайного растрескивания при размешивании веществ на конец стеклянной палочки надевают кусочек резиновой трубки Ложка фарфоровая (1), шпатель (2) служат для взятия твердых и сыпучих веществ. Ложка-дозатор(3) предназначена для взятия определенной порции вещества.
-
Чашка фарфоровая применяется для выпаривания жидкостей. Тигель фарфоровый предназначен для нагревания и прокаливания твердых веществ при высокой температуре. Треугольник фарфоровый используется для размещения в нем тигля. Треугольник помещают на кольцо штатива.
-
Ступка с пестиком служат для размельчения и растирания твердых веществ. Штатив для пробирок, служит для размещения в нем пробирок. Зажим пробирочный служит для закрепления пробирки, если вещество в пробирке требуется нагреть в пламени.
-
Зажим пружинный используют для зажимания резиновых трубок при монтаже различных приборов. Промывалка служит для промывания осадков дистиллированной водой, для смывания осадков с фильтров и стенок сосудов. Ее используют также для хранения небольших количеств дистиллированной воды. Воронка делительная предназначена для разделения несмешивающихся жидкостей, имеющих разную плотность.
-
Склянка с пипеткой служит для хранения растворов реактивов при работе с малыми количествами веществ. Пластина для капельного анализа (керамическая или стеклянная) используется при выполнении опытов с очень малыми количествами веществ в объеме 1-2 капель. Прокладка керамическая огнезащитная используется при нагревании веществ в стеклянной посуде. Прокладку размещают на кольце металлического штатива.
-
Для переливания жидкостей из одной посуды в другую применяют воронки. Воронки используют и для фильтрования. В этом случае в воронку вкладывают бумажный фильтр (кружок фильтровальной бумаги), который вырезают по размеру воронки.
-
Сначала фильтр надо сложить и обрезать, вложить в воронку и смочить водой. Затем по палочке налить фильтруемую жидкость. Через фильтр проходит прозрачный фильтрат, а на фильтре задерживается осадок. Для последующей работы может понадобиться и то, и другое. Почему при фильтровании жидкость наливают на фильтр по палочке, направляя ее на стенки фильтра? Почему нельзя просто вылить жидкость на центр фильтра?
-
При выпаривании используют фарфоровые чашки. Выпаривание применяют в том случае, когда нужно выделить растворенное вещество из раствора. В фарфоровую чашку наливают раствор – не более 1/3 ее объема. Устанавливают чашу на кольце штатива и греют на открытом пламени при постоянном помешивании
-
Заполните таблицу:
-
Лмтература и интернетресурсы:
О.С. Габриелян, Химия, 8 класс, иэд. «Дрофа», Москва, 2010 год. А.А. Журин, Лабораторные опыты и практические работы по химии, учебное пособие, изд. «Аквариум», Москва, 1997 год. WWW.lib.ru всемирная сеть интернет. О.С. Габриелян, А.В.Яшукова..Химия 8-9 классы. Методическое пособие – М.Дрофа.2004г. Химия (8 – 11 класс) Виртуальная лаборатория. Учебное электронное издание, МарГТУ, 2004 О.С. Габриелян Химический эксперимент в школе. 8 класс. . Методическое пособие – М.Дрофа.2005г. http://forum.izcity.com/index.php?topic=788.0 http://www.sev-chem.narod.ru/foto/chemposuda.htm http://altaoptica.ru/cgi-bin/show.pl?price=him&id=27209 http://newstyle-y.ru/school/ucheb/himija/ wiki.pippkro.ru
-
Спасибо за активную работу на уроке!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.