Содержание
-
Независимое расследование по теме: Щелочные металлы
-
Цель урока:
- Дать общую характеристику щелочным металлам.
- Рассмотреть их электронное строение, сравнить физические и химические свойства.
- Узнать о важнейших соединениях металлов и их тривиальных названиях.
- Определить области применения этих соединений.
-
Ребус
-
Щелочные металлы
Эти металлы получили название щелочных, потому что большинство их соединений растворимы в воде. По-славянски «выщелачивать» означает «растворять», это и определило название данной группы металлов
-
История открытия металлов
- В 1807 г. в Англии Г. Деви открыл натрий и калий. «Натрун» - сода, «алкали» - щелочь.
- В 1817г. в Швеции А. Арфведсоном был открыт литий. «Литос» - камень.
- В 1860 – 1861г.г. в Германии Р.Бунзен и Г.Кирхгоф открыли рубидий «темно-красный» и цезий «небесно-голубой».
- В 1939г. во Франции М. Перей открыла радиоактивный элемент франций, который назвала в честь своей страны – Франции.
-
Нахождение в природе
Как очень активные металлы, они встречаются в природе только в виде соединений. Натрий и калий широко распространены в природе в виде солей. Соединения других щелочных металлов встречаются редко.
- Кристаллы хлорида натрия – минерал галит
- Карбонат калия-поташ.
- Лепидолит- один из основных источников редких щелочных металлов, рубидия и цезия
-
Биологическая роль Na и К
- Na+- внутриклеточный ион, содержится в крови и лимфе, создает в клетках осмотическое давление.
- K+ - внеклеточный ион, поддерживает работу сердца и мышц. Большое количество калия содержится в кураге, сое, фасоли, зеленом горошке, черносливе, изюме.
-
Физические свойства
-
-
Характеристика металлов как химических элементов
-
Изменение свойств в группе
В ряду щелочных металлов Fr, Cs, Rb, K, Na, Li:
- Радиус атома увеличивается
- Увеличиваются восстановительные свойства (способность отдавать электроны)
- Уменьшается прочность химической связи металл – металл
- Уменьшается температура плавления, температура кипения
-
Химические свойства
Щелочные металлы активно взаимодействуют почти со всеми неметаллами:
- 2Ме0 + Н20 = 2Ме+1Н-1 (гидрид)
- 2Na + H2 = 2NaH
- 2Ме0 + Cl20 = 2Mе+1Cl-1 (хлорид)
- 2Ме0+ S0 = Mе+12S (сульфид)
С кислородом натрий образует пероксиды:
- 2Ме0+О20=Ме+12О2-1 (пероксид
- 2Na + O2 = Na2O2
-
-
Все щелочные металлы активно реагируют с водой, образуя щелочи и восстанавливая воду до водорода:
- 2Ме0 + 2Н2О = 2Ме+1ОН + Н2
- 2Na +2Н2О = 2NaOH + H2
Скорость взаимодействия щелочного металла с водой увеличивается от лития к цезию опыт
Кусочек металлического натрия реагирует с водой в присутствии фенолфталеина
-
-
Окраска пламени ионами щелочных металлов
-
-
Самые распространенные соединения металлов и их применение
- NaOH – едкий натр, каустическая сода.
- KOH - едкое кали.
- Na2CO310H2O –кристаллическая сода.
- NaHCO3 – пищевая сода.
- K2CO3 -поташ.
- Na2SO410H2O – глауберова соль.
Используют для очистки нефтепродуктов, производства бумаги, мыла, волокон, стекла, удобрений. Применяют в медицине и фармакологии.
-
Применение поваренной соли
- Гидроксид натрия
- Соляная кислота
- Производство мыла
- Пищевая промышленность
-
Контрольный тест
1.К группе щелочных металлов относятся:
- а) Li, Na, K, Cu, Pb, Ag б) Li,Na,K, Rb,Cs,Fr
- в) Li, Be, B, C, N, O г) Li, Na, Be, Mg, K, Ca
2.Строение внешнего энергетического уровня щелочных металлов отражает электроннаяформула:
- а) ns1б) ns 2
- в) ns1np6г) np1
3. Для щелочных металлов характерны свойства:
- а) окислителей
- б) восстановителей и окислителей
- в) окислителей и восстановителей
- г)восстановителей
4. Щелочные металлы взаимодействуют со всеми веществами группы
- а) HCl, H2O, H2, SO3, O2
- б) O2, N2, S, H2O, Cu
- в) O2, H2, S, H2O
- г) KOH, H2, O2, H2O
5. Активность атомов щелочных металлов увеличивается в ряду:
- а) Li, Na, K, Rb, Cs, Fr
- б) Fr, Cs, Rb, K, Na, Li
- в) Na, Li, Rb, K, Fr, Cs
- г) K, Na, Li, Rb, Cs, Fr
-
Ключ к проверке тестов
1б 2а 3г 4в 5а
-
Домашнее задание
Повторить § 39, придумать загадки о металлах, упр. 1-5,11-на «5».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.