Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы
- Рассмотрите «вектор времени» перед § 23 (с. 146). Какой временной промежуток выделен (закрашен)?
- Откройте хронологическую таблицу на с. 122, выберите даты, которые относятся к VII - VI векам до н.э.
- О каких полисах сегодня пойдет речь на уроке?
Фиксирует на доске тему:
Древнегреческие полисы - Афины и Спарта.
- В древности про Афины и Спарту говорили, что «это две ноги, на которых стоит Эллада», «два коня, запряженные в одну колесницу».
- Как вы думаете, судя по этим изречениям, как жители Афин и Спарты относились друг к другу?
Фиксирует на доске:
l-й факт: Афины и Спарта - дружественные полисы.
- Однако историки утверждают, что Афины и Спарта часто ссорились и воевали друг с другом.
Фиксирует на доске:
2-й факт: Афины и Спарта часто воевали друг против друга.
- Сравните факты. Какое наблюдаем противоречие, какой возникает вопрос?
Фиксирует на доске проблему:
Почему Афины и Спарта часто ссорились?
- Какие у вас будут предположения, версии решения проблемы?
Версия:
Разные порядки.
Актуализация знаний. Планирование деятельности
- Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой проблеме. Предлагает выполнить задания перед
§ 23 (вверху).
Задание «Раздели изученную тобой историю Древней Греции на этапы»,
-Что нам надо узнать, чтобы ответить на главный вопрос урока?
Нам необходимо проанализировать эти два полиса по четырем сферам общества.
Фиксирует на доске:
Сравнить Афины и Спарту:
-Хозяйство;
-Общественное деление;
-Управление;
-Культура
Поиск решения проблемы: (открытие нового знания)
Работа с текстом, заполнение таблицы на стр. 150
Хозяйство Афин и Спарты
Общественное деление
Управление
Культура
- Где находились Афины? (по карте)
-Читаем 1 абзац стр146
-Чем занимались афиняне. Как занятия были связаны с природными особенностями местности?
На доске:
Афины
Хозяйство: земледелие, ремесло, морская торговля
-Найдите на карте стр.123 где находилась Спарта.
-Как была организована хозяйственная деятельность спартанцев? Связано ли это было с природными условиями?
-Прочитайте 1 предложение из 2 пункта на тстр.148
-Что сказано о ремесле и торговле?
На доске:
Спарта.
Хозяйство: земледелие.
-Сравните хозяйственную деятельность Афин и Спарты
2. Общественное деление:
Афины: граждане-труженники, рабы
Спарта: граждане-воины, илоты
-Какой вывод можем сделать при сравнении?
3. Управление.
Для того, чтобы подвести учеников к понятию «демократия», необходимо обсудить законы Солона, которые заложили основы демократического управления в Афинах.
-Мы знаем, что в Афинах шла борьба за власть между демосом и аристократами.
-Кто стал единоличным правителем Афина в 594 г. до н.э.- представитель аристократии или демоса?
-Как аристократ он должен был провести законы, выгодные аристократии.
-Работа с текстом (стр.147-148)
-Что известно о законах Солона?
-Почему Солон отменил долговое рабство?
-Как это могло повлиять на могущество Афинского полиса?
-Можем ли мы сказать, что Солон был патриотом своей страны?
Солон сыграл в конфликте аристократов и демоса роль третейского судьи. Это был первый опыт компромисса в управлении государством
-Как вы понимаете смысл этого слова?
- Что нового внес Солон в формирование армии?
-Почему граждане несли военные обязанности в соответствии со своими доходами?
-Считаете ли вы это справедливым?
-Как вы думаете. Почему Солон принял законы, выгодные демосу?
Солон в своих реформах уравнял в правах и обязанностях всех граждан. Все граждане могли участвовать в Народном собрании, в работе суда. В Афинах появилась демократия, - власть народа.
-Найдите в словаре признаки этого понятия.
- Используя текст на стр. 148, докажите, что в Афинах была установлена демократия
-Запишите кратко в таблице способ управления в Афинах
-Чем отличалось управление Спарты? (стр.149)
-Обозначьте одним словом такой способ управления государством, в котором власть принадлежит аристократам
- Сравните способы управления в Афинах и Спарте
- В Спарте не было крепостных стен. Докажите, что лучшими «стенами» для Спарты были ее граждане
-Какие качества воспитывались у спартанских детей? Можно ли сказать. Что все эти качества являлись положительными?
-Какие порядки, древней Спарты вам кажутся правильными, а какие- нет?
-Сравните порядки Афин и Спарты. В каком городе и почему хотели бы вы жить и почему?
4.Культура.
-Что было свойственно афинянам в культуре?
-Обозначьте одним словом особенности культурного развития афинян
-Что ценили спартанцы?
-Запишите в таблице одним словом.
-Сравните особенности культурного развития афинян и спартанцев. Какой можно сделать вывод?
| -VII - VI века до н.э.
-Могут назвать даты: 650-600 гг. до н.э. - покорение Спартой соседних областей. 594 г. до н.э. - законы Солона Афинах и т.д.
-Главное, чтобы прозвучали даты связанные с полисами, Афинами и Спартой.
Записывают в тетрадь.
- Они должны были дружить.
- Записывают в тетрадь.
-Записывают в тетрадь.
-Записывают в тетрадь.
-Предлагают версии
-Могут сказать, что Афины и Спарта часто ссорились из-за земли, из-за того, кто будет главнее, кто сильнее и т.д. Возможно, скажут, что эти полисы были разные, поэтому между ними возникали противоречия.
Первый этап: появление греков на Балканском п-ве - III тыс. до н.э
Второй этап: образование Критского и Микенского царств - II тыс. до н.э.
Третий этап: «Темные века» - возврат Греции к первобытному прошлому - 1 тыс. до н.э. (XI-IX вв. до н.э.)
Четвертый этап: новое восхождение Греции на ступень цивилизации - образование городов-государств - полисов 1 тыс. до н.э. (VIII вв. до н.э.)
- Нам надо узнать, какие порядки были в Афинах и Спарте, затем сравнить их и выяснить, что могло вызвать противоречия между данными полисами.
-По карте на стр. 123 уточняют, что Афины находились в Аттике
Кратко записывают необходимые факты
Кратко записывают необходимые факты
В Афинах и Спарте по-разному была организована хозяйственная деятельность
Общественное устройство тоже было разное
-Солон, аристократ
-Это было необходимо для того, чтобы прекратить борьбу аристократии и демоса.
- Работают со словарем
-Бедняки могли выбирать правителей, свободно обсуждать их действия, выбирать судей.
-Законы принимались всеми гражданами
-Свобода выбора, свобода слова
В таблицу –«демократия»
-Совет старейшин состоявший из аристократов. Народное собрание – редко, только для того. Чтобы избрать Совет старейшин
-В таблицу- «аристократия»
-Делают вывод, что способы управления- разные.
-Высказывают свое оценочное мнение
-Умение красиво, правильно произносить свои речи
-В тетрадь- «ораторы»
-Краткие и точные высказывания.
-«лаконизм»
-Разное.
|
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.