Содержание
-
Лекция 2.
Устная история как научное и социальное явление современности.
-
План
Устная история в контексте новых подходов в изучении истории. Устная история как научное и социальное явление современности. Социальные функции устной истории. Устная история и музей. Устная история в учебном и воспитательном процессе в школе.
-
Литература
Гуревич А.Я. Апории современной исторической науки: мнимые и подлинные // Одиссей. Человек в истории. 1997. М., 1998. Кринко Е.Ф. Устная история, ее проблемы и возможности // Вопросы теории и методологии истории. Сб. научных трудов. Вып. 3. Майкоп, 2001. С. 37-48 Павленко М.А., Якимова Е.В. О некоторых проблемах устной истории // Проблемы устной истории в СССР (тезисы научной конференции) 28–29 ноября 1989 г. в г. Кирове. Киров. 1990. С. 32–36. Селунская Н.Б. Проблемы методологии истории. М., 2003. Орлов И.Б. Устная история: генезис и перспективы развития // Отечественная история. 2006. № 2. С. 136-148. Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв. М., 2012. Репина Л.П., Зверева МВ.В., Парамонова М.Ю. история исторической науки. М., 2013. Томсон П. Голос прошлого. Устная история. М., 2003. 368 с. Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М, 2000. Урсу Д.П. Методологические проблемы устной истории // Источниковедение отечественной истории. М., 1989. С.3-33. Хубова Д.Н. Устная история. «Verba volant...?». М.,1997. Шнирельман В.А. Постмодернизм и исторические мифы в современной России.// Вестник Омского университета, 1998, Вып. 1, С. 66
-
Сайты
Отдел устной истории Научной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова Фонд развития гуманитарных исследований "Устная история" URL : oralhistory.ru/about/about Мониторинг исторической политики: о проекте //http://www.urokiistorii.ru/historypolitics
-
о классификации исторических источников
вещественные, этнографические, устные, лингвистические, письменные, изобразительные, аудиовизуальные и другие источники.
-
Устные источники в классической историографии
Передаваемые из поколения в поколение мифы и эпические сказания, легенды и предания предшествовали письменной истории, выступая самой ранней формой исторического сознания общества.
-
с появлением письменности устные источники оставались важными свидетельствами прошлого. В V в. до н.э. «отец истории» Геродот активно расспрашивал очевидцев описываемых им событий греко-персидских войн
-
Фукидид использовал устные источники при написании «Истории Пелопонесской войны», считающейся вершиной античной историографии. «изыскания были трудны, потому что очевидцы отдельных фактов передавали об одном и том же не одинаково, но так, как каждый мог передать, руководствуясь симпатией к той или другой из воюющих сторон, или основываясь на своей памяти».
-
В VIII в. англосаксонский монах-летописец Беда Достопочтенный в предисловии к «Церковной истории народа англов» - источнике по истории Англии VII-VIII столетий - полагался на устные предания, особенно доверяя сведениям свидетелей своей родной Нортумбрии. Это доверие к устным свидетельствам разделялось историками до XVIII в. включительно.
-
XVIII в. Вольтер скептически относился к «абсурдным мифам» устной традиции далекого прошлого, Но : для своих трудов собирал не только документальные, но и устные свидетельства.
-
Устные источники в классической историографии. XIX в.
устные источники привлекали в больше литераторов, чем историков. в 1802-1803 гг. одним из приверженцев устной традиции был Вальтер Скотт, составивший сборник «Песни шотландской границы». новая форма написания истории как исторический роман, Для этого - лично собирал большинство необходимых для своих произведений устных свидетельств.
-
устные источники привлекали в больше литераторов, чем историков. в 1802-1803 гг. одним из приверженцев устной традиции был Вальтер Скотт, составивший сборник «Песни шотландской границы». новая форма написания истории как исторический роман, Для этого - лично собирал большинство необходимых для своих произведений устных свидетельств.
-
Во Франции Эмиль Золя собирал материалы для романа «Жерминаль» (1885 г.), общаясь с шахтерами из Монса.
-
Биографические мемуары,
С конца XVII в. быстро развивается как жанр использование устных источников было признанным методом биографических мемуаров. «Краткие жизнеописания» Джона Обри, Более поздним примером того же рода может служить «История и традиции Дарвена и его жителей» - стенографическая запись рассказа старожила, сделанная редактором местной газеты Дж. Г. Шоу и опубликованная в 1889 г.
-
Устные источники в классической историографии. XIX в.
Еще одним феноменом стало значительное распространение в XIX в. разнообразных автобиографий английских рабочих. Аналогично шел процесс во Франции, В Германии в 1904 г. социалист Пауль Гере выпустил серию автобиографий простых людей.
-
полевые исследованияXIX в.
опросы были делом независимых филантропов и газет. во Франции, напуганной революционными событиями 1848 г., был предпринят первый опрос рабочих, данные собирались через хорошо организованный аппарат на местах. В Германии материалы для социальных опросов, начатых в 1870-х гг., также всегда рассылались местным чиновникам, священнослужителям, учителям или землевладельцам.
-
полевые исследованияXIX в
В Англии был принят метод прямого сбора данных. Например, проводившиеся парламентом и королевскими комиссиями социальные исследования («Синие книги») также осуществлялись путем интервьюирования. В конце 1830-х гг. в ряде городов Британии уже существовали Статистические общества, которые проводили местные исследования условий жизни рабочих, впервые применив метод сплошного опроса.
-
полевые исследованияXIX в.
В 1840-е годы возникла альтернативная модель, представленная исследованиями, проводимыми газетами. опрос «Морнинг кроникл» после эпидемии холеры 1849 г., когда вместо сплошного опроса Генри Мэйхью применил метод «стратегической выборки». В 1860-х гг. Х.Х. Банкрофт начал широкомасштабный сбор материалов для изучения истории недавней колонизации тихоокеанского побережья Калифорнии, для чего была мобилизована целая армия репортеров для бесед с людьми
-
Историки и опросы
в трудах Маколея ( «Истории Англии» (1845-1855 гг.), наряду с материалами тогдашних обследований, стихами и романами, дневниками и опубликованными воспоминаниями, в качестве источников используется и устная традиция. Жюль Мишле «История Французской революции» (1847-1853 гг.) широко использовал устную традицию для уравновешивания официальных документов. Сибом Раунтри, в исследовании «Бедность» (1901 г.), опирался на прямые интервью, хотя материал и был оформлен в духе традиционной статистики, без цитирования. в более позднем труде «Безработица» (1911 г.) он, наряду с таблицами, уже весьма эффективно использовал прямые цитаты из записей интервьюеров. Беатриса Вебб в монографии «Кооперативное движение в Британии» (1891 г.) и позднее, работая с мужем Сиднеем Веббом над «Историей тред-юнионизма» (1894 г.) систематически собирала не только документальные, но и устные свидетельства. Они разработали метод периодических полевых исследований, арендуя в этих целях на несколько недель жилье в каком-либо провинциальном городке
-
Отношение к устной традиции во второй половине XIX в.
Ведущая тенденция - профессионализации истории Роль документальной традиции возрастает немецкий историк Леопольд фон Ранке стал наиболее значимым представителем новой немецкой исторической науки, в основе которой лежала строгая критика источников. Под влиянием немецкой исторической школы сорбонские исследователи К.-В. Ланглуа и Шарль Сейнобо начали свой классический учебник «Введение в изучение истории» (1898 г.) с категорического утверждения, что «нет документов – нет истории». Таким образом, развитие научной критики источников, а затем утверждение позитивизма привели к установлению в историографии своеобразного «культа факта»,опиравшегосяна представления о безусловной достоверности письменного документа.
-
XX в.
Но ко второй половине ХХ в. идеальный момент для документального метода уже прошел. Английский философ, археолог и историк Древней Британии Робин Джордж Коллингвуд в своей «Идее истории» (1946 г.) - роль устных свидетельств. Один из основателей школы «Анналов» Марк Блок, сочетавший архивные поиски с изучением формы полей, географических названий и фольклора, много беседовал с крестьянами французской глубинки. Тем не менее, устную историю можно считать сравнительно молодым явлением в историографии.
-
Как современная технология сбора исторических источников и самостоятельное научное направление «oral history» сложилась после Второй мировой войны. Еще в 1938 г. профессор Колумбийского университета, специалист по истории Гражданской войны в США Алан Невинс призвал своих коллег создать организацию, «которая систематически собирала бы и записывала устные рассказы, а также мемуары видных американцев об их участии в общественной, политической, экономической и культурной жизни страны за последние шестьдесят лет».
-
Весной 1948 г. по его инициативе был создан Кабинет устной истории для записи мемуаров людей, сыгравших значительную роль в жизни Америки. Уже к 1971 г. сотрудники Кабинета собрали две с половиной тысячи записей бесед с различными лицами общим объемом почти в 350 тысяч страниц. Но Невинс, первым введший в научный оборот термин «устная история», понимал под ней сбор и использование воспоминаний участников исторических событий. Впоследствии термину придали расширительную трактовку, обозначая им как различные виды устных свидетельств о прошлом, так и исследования, написанные на их основе. Появление устной истории было обусловлено рядом факторов:
-
Причины возникновения устной истории
во-первых, развитием звукозаписывающей аппаратуры (по образному выражению Д.П. Урсу, устная история – «дочь современной научно-технической революции»). Первый звукозаписывающий прибор (фонограф) был изобретен в 1877 г., а система записи на стальную проволоку – в самый канун ХХ столетия. К началу 1930-х гг. значительно усовершенствованный аппарат уже годился для использования на радио, а через десятилетие появилась магнитофонная лента и бобинные магнитофоны. В начале 1960-х гг. были разработаны и кассетные магнитофоны; (Урсу Д.П. Методологические проблемы устной истории // Источниковедение отечественной истории, 1989. М., 1989. С. 16).
-
во-вторых, методологические поиски в зарубежной историографии, Устная история представлялась приверженцам как одно из перспективных направлений исторической науки, позволявшее ей остаться, по словам П.В. Накета, «наукой о Человеке во времени»
-
устная история получила широкое распространение в западной историографии, а с начала 1990‑х годов – и в российской. Сегодня в рамках данного направления издается целый ряд журналов и, прежде всего, английские «Орал хистори» и «Журнал Устно-исторического общества» и американский «Орал хистори ревью». Свои журналы по устной истории имеют также ассоциации в Канаде, Австралии и Бразилии. С 1997 г. на трех языках выпускает свой журнал «Уордс энд сайленсиз» («Слова и молчание») Международная устно-историческая ассоциация.
-
Отношение к термину «устная история»
употребление термина «устная история» вызывает обоснованную критику за неточность и двусмысленность. Д.П. Урсу считает, что термин «устная история» нельзя признать удачным, поскольку сама грань между устной речью и записанным словом достаточно условна: «Куда, например, отнести устные показания участников тех или иных событий, дошедшие до современности только в записи?». В то же время исследователь признает, что «пока трудно найти более удачное слово, чтобы обозначить тот массив разнообразных источников, где информация облечена в словесно-речевую форму, мало или вовсе не фиксируется письменностью»
-
Ряд зарубежных авторов – Д. Арон-Шнаппер (Франция), Д. Шварцштайн (Аргентина), М. Виланова (Испания) – считают более предпочтительными понятие «устные источники» или выражение «история в устных источниках». Российские историки также предлагают использовать традиционное для отечественной науки понятие «устные источники» или, по крайней мере, сводят к его значению смысл понятия «устная история», расходясь в определениях последнего.
-
С.О. Шмидта устная история -«записанные на магнитную пленку свидетельства участников и очевидцев событий». При этом под устной историей понимается не любая устная речь, а зафиксированные специалистами свидетельства с целью получения и сохранения исторической информации (Археографический ежегодник за 1989 год. М., 1990. С. 314.)
-
А.Я. Гуревич устная история как «запись того, чему свидетелями были те или иные лица, не обязательно профессиональные историки, но, прежде всего, рядовые участники исторического процесса, на памяти которых происходили события не только их личной или групповой жизни, но и большой истории». ( Гуревич А.Я. Апории современной исторической науки: мнимые и подлинные // Одиссей. Человек в истории. 1997. М., 1998. С. 234.)
-
отдельные отечественные авторы подменяют термин «устная история» понятиями «устные свидетельства», «фоноисточники» или «устные исторические традиции».
-
Е.Ф. Кринко полагает целесообразным использовать термин «устная история» именно в более точном смысле, подразумевая под этим особый вид исследований, с присущими ему не только источниками, но предметом и методами изучения (Кринко Е.Ф. Устная история, ее проблемы и возможности // Вопросы теории и методологии истории. Сб. научных трудов. Вып. 3. Майкоп, 2001. С. 37-48).
-
Проблема классификации устных источников
Обычно специалисты выделяют два пласта в содержащейся в устных источниках информации. Первый – архаичный, уходящий корнями в глубокое прошлое, представляет собой живую историческую традицию и своеобразную форму передачи социального опыта. второй пласт - меморатный – представлен воспоминаниями очевидцев и участников событий, прежде всего, недавнего прошлого. Нередко виды устных источников выделяются по их жанру: воспоминания, устные рассказы, легенды, народные частушки, песни и другие. Своеобразную классификацию устных исторических источников предложил бельгийский ученый, профессор Висконсинского университета Ян Вансина, разделивший их на три группы: передаваемая из поколения в поколение устная традиция, показания очевидцев и слухи.
-
по жанру: воспоминания, устные рассказы, легенды, народные частушки, песни и другие.
-
бельгийский ученый, профессор Висконсинского университета Ян Вансина, три группы: передаваемая из поколения в поколение устная традиция, показания очевидцев и слухи.
-
Периодизация развития устной истории на Западе
американский исследователь Д. Дунавэй из университета Нью-Мехико, первый этап, с 1950-х годов, исследователи, прежде всего, собирали материалы для создания биографий видных общественных и государственных деятелей. Сбор устных свидетельств наиболее широко осуществлялся в США, но проводился и в других странах. Так, во Франции члены департаментов исторических комитетов по изучению второй мировой войны записывали сведения о руководителях движения Сопротивления, а в Мексике сотрудники фоноархивов Национального института антропологии собирали воспоминания руководителей мексиканской революции.
-
Второй этап, начавшийся в конце 1960-х гг., попытки создания альтернативной истории, «истории народов без истории», т.е. истории народов, не имевших письменности. Хотя считалось, что только устные источники позволят узнать «правду» о жизни народа, они обычно дополнялись письменными документами.
-
начало третьего этапа: в середине 1970-х гг. Переход от индивидуальных исследований к коллективным проектам происходит институционализация устной истории: создаются Международный комитет устной истории и национальные ассоциации исследователей, собираются архивы устных источников, широко проводятся конференции и симпозиумы, издаются специальные журналы. Вопросы устной истории рассматривались и на международных конгрессах историков, символизируя сближение позиций ее представителей со сторонниками традиционной историографии.
-
четвертый этап начался в 1990-е гг., появление нового поколения историков, Развитие технических средств и расширение круга изучаемых проблем, включая историю тоталитарных режимов. наиболее приоритетными темы : повседневная жизнь человека, феномен миграций, особенности этнической истории народов, взаимоотношение полов и возрастов
-
Устная история в России
Как понятие «устная история» является историографическим импортом из США, но оно прижилось и в России, где к устным источникам (былинам, песням и другим фольклорным произведениям) не раз обращались многие историки и писатели, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов и А.С. Пушкин (например, «История Пугачевского бунта»)
-
XIX в. интерес отечественных историков к устным источникам постепенно угас, Первые серьезные шаги в деле организации записей устных свидетельств были сделаны в начале ХХ века в связи с развитием краеведческого движения. устная история как метод сбора исторической информации использовался эсерами, а еще ранее - народниками при составлении земельных программ.
-
После Октября 1917 г. запись устных источников получила государственную поддержку, прежде всего с учетом тех возможностей, которые предоставляли новые средства воздействия на массовое сознание. Так, по инициативе В.И. Ленина был создан отдел граммофонной пропаганды, записывавший речи советских руководителей на грампластинки. В 1918 г. возник Институт живой речи, в котором профессор С.И. Бернштейн возглавил Кабинет изучения художественной речи. За десять лет работы фонетической лаборатории она записала более шестисот выступлений поэтов и писателей (А. Ахматовой, В. Брюсова, О. Мандельштама, Б. Пильняка) с собственными произведениями и организовала ряд экспедиций для сбора рассказов северных сказительниц.
-
В 1920-х гг. устные свидетельства собирали многие организации, а не только краеведы. Активно записывались воспоминания участников революционного движения, устные материалы широко использовались при составлении истории фабрик и заводов. В частности, история Московского инструментального завода с 1916 по 1920 гг. была целиком написана на основе устных воспоминаний рабочих. Для проверки воспоминаний применялись методы перекрестного опроса рабочих и коллективной проверки достоверности полученной информации на общих собраниях
-
с конца 1920-х годов индивидуальные трактовки событий стали неприемлемыми, краеведческие общества оказались разгромлены, а многие их члены репрессированы. Был ликвидирован и Кабинет изучения художественной речи, а его коллекция распалась. Однако в 1932 г. по инициативе С.И. Бернштейна возник Центральный государственный архив звукозаписей, в котором за прошедшие годы собрана большая коллекция фонодокументов. К устным источникам иногда еще продолжали прибегать, но при этом их использовали лишь в качестве иллюстраций к общей схеме официальной историографии. Тем самым, по словам С.О. Шмидта, «утрачивалась основная ценность информации именно устной истории, более открытой, по сравнению с другими (письменными) источниками»
-
в годы Великой Отечественной войны возродилась практика сбора устных свидетельств. Сотрудники специальной Комиссии по истории войны выезжали на фронт, посещали госпитали, приглашали к себе участников войны, записывая их рассказы. Всего Комиссия собрала несколько десятков тысяч записей, около 4 тысяч из которых в настоящее время содержится в фонде Научного архива Института российской истории РАН
-
Однако после войны активный сбор устных источников в прекратился: регулярно записывались лишь воспоминания видных деятелей государства и культуры. запись иных устных свидетельств о прошлом оставалась делом отдельных энтузиастов. Так, с 1967 г. на кафедре научной информации МГУ была создана группа фонодокументации под руководством В.Д. Дувакина, опросившая более трехсот человек. Она имела двойную задачу: во-первых, сбор сведений о видных деятелях культуры первой половины ХХ века, во-вторых, создание и изучение фонодокументов мемуарного характера как нового вида исторических источников. Однако в целом в 1960-1970-е годы исследования в области устной истории были сведены к собиранию и публикации воспоминаний ветеранов войны и очевидцев событий военной поры
-
Оживление работы в области устной истории началось с середины 1980-х, когда возник клуб устной истории Московского государственного историко-архивного института. широкое внимание к устным источникам в отечественной историографии оказалось привлечено лишь в конце 1980-х годов, когда крах коммунизма вызвал к жизни целый поток воспоминаний о преступлениях сталинского режима. 27-28 ноября 1989 г. в Кирове прошла первая всесоюзная научная конференция по проблемам устной истории, и возникло Общество устной истории как добровольное общественное объединение при Советской ассоциации молодых историков.
-
В России существенный вклад в развитие устной истории внесла работа общества «Мемориал» с архивом личных документов эпохи сталинизма и репрессий. Во второй половине 1980-х – 1990-е годы в Российском государственном гуманитарном университете (Москва) велось исследование темы голода на Украине в 1930-е гг. Центр устной истории РГГУ совместно с обществом «Мемориал» и Советом по краеведению Российской академии образования с 1999 года проводят ежегодные Всероссийские конкурсы исторических исследовательских работ старшеклассников
-
Центр устной истории в Европейском университете в Санкт-Петербурге -хрестоматия по устной истории, дающая достаточно объемное представление об одном из динамично развивающихся исследовательских направлений созданы биографические архивы в Петербурге и Москве, проводились публичные конкурсы историй жизни, в Институте социологии РАН проведено исследование социальной мобильности россиян через изучение биографий трех поколений. Применение метода выборочных глубинных интервью отдельных представителей типичных жизненных карьер способствовало изучению социологами жизненных стратегий молодого поколения
-
Помимо истории сталинских репрессий и Отечественной войны, расширение интереса к устной истории существенно раздвинуло хронологические рамки современных исторических исследований и способствовало введению в широкий научный оборот устных свидетельств прошлых лет Позднее к этим темам добавились женская история, история диссидентства и проблемы этнической идентичности. В итоге в 1990-е годы устная история превратилась в одно из перспективных направлений современной исторической науки в России. представители этого направления активно сотрудничают с архивистами и музееведами, радио и телевидением ( например, Телицын В.Л. Устные рассказы о Гражданской войне (По изданиям 1920-х – начала 1930-х гг.) // Гражданская война на Северном Урале: мнения, оценки, обобщения. Екатеринбург; Верхотурье, 1993. С. 7-9; Его же. Советская власть глазами повстанцев (Рассказы очевидцев) // Серебряный меридиан. 2001. сентябрь. С. 17-19.)
-
Устная история в разных странах мира. США,
1888 г. - Американское фольклорное общество В числе пионерных работ можно отметить книгу Харви Зорбо «Золотой Берег и трущобы» (1929 г.), исследования Клиффорда Шоу «Джекроллер: история малолетнего преступника из первых уст» (1930 г.) и «Братья по преступлению» (1938 г.). В США действовали специальные программы по изучению отдельных предприятий и корпораций, науки и вооруженных сил, искусства и спорта. Значительную роль играли региональные и локальные исследования, изучение расовых и национальных меньшинств, иммигрантов. главный шаг в развитии устной истории был сделан в области политической истории, начиная с 1970-х гг. устно-исторический метод стал активно применяться для изучения истории индейцев, афроамериканцев и фольклора, с 1980-х гг. распространился на историю женщин.
-
Устная история в разных странах мира. Западная Европа
Сначала европейскаяисторическая наука критически относилась к устной традиции, но в последней четверти ХХ века и она обратилась к устной истории. При этом здесь доминировали сюжеты, связанные с социальными катаклизмами и потрясениями – войнами и революциями. Начиная со встреч в Болонье (1976 г.) и Колчестере (1979 г.) раз в два года стали проводиться международные конференции по устной истории, а затем была учреждена Международная устно-историческая ассоциация
-
Устная история в разных странах мира
в Финляндии первые архивы, предназначенные для хранения фольклорных материалов, собранных в ходе полевых исследований, были созданы уже в 1830-х гг. Швеция:в 1870-х гг. студенты Упсальского университета создавали общества по изучению диалектов. В 1914 г. при поддержке шведского парламента был создан Исследовательский институт диалектов и фольклора, который с 1935 г. регулярно использовал в полевых исследованиях звукозаписывающую аппаратуру и стал первой организацией, применившей этот метод для изучения истории. В 1950-х гг. по инициативе историка Эдварда Булля этнологические полевые исследования распространились на население городов и рабочих поселков Норвегии. Важные эксперименты проводились в 1970-х гг. в области «народной» истории: инициатором кампании по созданию истории предприятий самими рабочими стал шведский писатель Свен Линдквист.
-
Устная история в разных странах мира Великобритания
в 1973 г. - Устно-историческое общество. в Шотландии – Школа шотландских исследований Эдинбургского университета, при которой с 1951 г. существует архив литературных материалов и данных по социальной проблематике. Начиная с 1950-х гг. историки во главе с бельгийским ученым Яном Вансиной и британцами Джоном Фэйджем и Роландом Оливером стали параллельно с антропологами собирать устные материалы на местах. Это привело в 1960-х гг. к преобразованию рабочей истории в социальную историю. эффективно использовались воспоминания рабочих, Ричард Хоггарт «Польза грамотности» (1957 г.) стремился интерпретировать формы мышления представителей рабочего класса в устной речи. Эдвард Томпсон «Формирование английского рабочего класса» (1963 г.) эта тенденция получила воплощение в историческом исследовании. Слиянию истории и социологии способствовало создание новых университетов в 1960-х гг. с их междисциплинарными экспериментами и развитием социологии, все больше уделявшей внимание историческому аспекту социального анализа.
-
Устная история в разных странах мира
Потенциал устной истории продемонстрировал успех книги Рональда Блита «Акенфилд: портрет английской деревни» (1969 г.), представляющей собой смесь литературы, истории и социологии и основанный на магнитофонных записях рассказов сельских жителей. Одной из самых значительных работ стала книга Роберта Мура «Шахтеры, проповедники и политика» (1973 г.) – историческое исследование взаимосвязи между религией, экономикой и классовым сознанием, выполненное социологом.
-
Значительные перемены произошли и в сфере местной истории, особенно в 1970-х гг., когда большое распространение получили местные исторические проекты во многих городах Англии. В 1990-е гг. устная история в Британии развивается на основе истории, социологии, социальной географии и культурологии, представлена на телевидении живой традицией документальных фильмов на ее основе строится преподавание истории в младших классах. Национальный архив звукозаписей и Национальное собрание автобиографий в Британской библиотеке
-
Испания: устная история возникла по окончании правления Франко, а ее первопроходцем стал английский историк Рональд Фрейзер. С 1980-х гг. центрами устно-исторических исследований стали Мадрид и Барселона, где с 1989 г. издается журнал «История и фуэнте орал» под редакцией Медрес Вилановы. Франция: работа Мориса Хальбвакса о социальной природе памяти, работа в области устной истории не только поздно началась, но и велась непоследовательно. Изучение местного фольклора развернулось во Франции еще в начале XIX в., систематическое изучение диалектов и образа жизни крестьянства в общенациональном масштабе - в 1870-х гг., в 1937 г. в Париже был создан Музей народного искусства и народных традиций.
-
Интерес к устной истории в обществе вновь пробудила книга Алена Прево (1966 г.) – биографическое повествование о семейной жизни, работе и войне в сельской глубинке, недалеко от Шартра, основанное на магнитофонных записях. Экранизация этой книги, а затем показ по телевидению в 1971 г. документального фильма о коллаборационизме в одном городке в период немецкой оккупации, снятого на основе ретроспективных интервью, существенно ускорили начало устно-исторической работы.
-
В Италии происхождение современной устной истории связано с сетью местных центров по изучению антифашистского партизанского движения в годы войны. В 1970-е гг. возникла мода на устную историю, которая стимулировала дальнейшие исследования: работы социолога Франко Ферраротти о трущобах Рима и изучение Сандро Портелли культуры сталелитейщиков из Терни. в 1980-е гг. возник итальянский журнал «Фонти орали» Сбор документальных свидетельств о фашистской оккупации был главной целью и в Нидерландах, где устная история изучается с 1962 г. на базе тесного сотрудничества между специалистами по современной политической истории, Международным институтом социальной истории и Голландским радио.
-
В Германии«устная история», сутью которой является опрашивание «свидетелей эпохи», развивалась параллельно истории повседневности. Проекты посвящались, прежде всего, периоду национал-социализма и истории ГДР. В центре внимания исследователей находится «жизненный опыт» современников Поздний старт устно-исторического движения в Германииобъясняется последствиями нацизма, который оставил после себя поколение, стыдящееся своего опыта. К 1980-м гг. программа социально-исторических исследований о рабочих Рура заняла промежуточное положение между растущим числом проектов по местной истории и сообществом социологов-биографов, которым удалось выработать интенсивный метод анализа интервью.
-
В странах Восточной Европы в целом магнитофонные записи устно-исторических источников почти не велись. Система народных автобиографических конкурсов в Польше поощрение литературного жанра устных свидетельств на Кубе
-
с 1959 г. общенациональная программа по устной истории ведется в Мексике В 1990-х гг. в Мексике и Бразилии были созданы национальные устно-исторические ассоциации. с конца 1970-х гг. в Австралиидействуетустно-историческая ассоциация, опираясь на сотрудничество специалистов по местной, социальной истории и антропологии коренных народов. В Индиибольшая часть устно-исторической работы ведется силами ученых из Британии, в Китаесбор воспоминаний о революции, Для Израиля после Второй мировой войны любые устные свидетельства стали важнейшей частью борьбы за национальное и культурное выживание.
-
устные источники всегда играли важную роль в развитии африканской историографии. В Африке, где в постколониальную эпоху фокус в изучении истории резко сместился в сторону самих африканских народов, новая научная школа, возникшая на базе более совершенных методов использования устной традиции, оказалась преимущественно англо-американской. Кроме того, она удивительно медленно поворачивалась к социальной тематике – к записи впечатлений простых африканцев. В Южной Африке устная история как научная дисциплина активно разрабатывается с 1980-х гг., реализуя важный метод сбора источников о жизни и репрессиях в условиях апартеида.
-
Устная история как микроистория . Особенности
В первую очередь речь идет о качественном методе исследования, для которого типичен демократизирующий подход к истории. В отличие от других методов, таких, как, например, традиционная политическая, экономическая, социальная или военная история, часто работающая с «неустными» источниками, устная история пытается «дать слово» игнорируемым (так называемым «неисторическим») слоям общества. Таким образом, она больше отражает так называемую «малую историю» (микроисторию), индивидуальные воспоминания, историю, создаваемую «снизу» (history from below), ежедневную жизнь и т.д. В таком случае качественным исследованием считается такое исследование, которое сообщение отдельной личности рассматривает как самобытную познавательную единицу и не пытается его содержание обобщить при помощи количественных (статистических) методов в более крупные комплексы.
-
Говорят ли свидетели всегда и во всех обстоятельствах правду?
Важным вопросом является часто подчеркиваемое отношение устной истории к так называемым объективным фактам. В традиционном подходе (не только) исторических наук, историк-исследователь на основании сбора, анализа и сравнения данных, приведенных в различных типах источников (прежде всего письменных, но и вещественных, иконографических и т.д.), с помощью «объективных фактов» пытается восстановить картину прошлого «такой, какой она была на самом деле». Свое окончательное видение он сообщает в виде частного разбора или финальной монографии профессиональной и любительской общественности.
-
Взаимодействие между историком, наукой и общественностью проходит в условиях реального мира, не говоря уже о том, что в подобных же условиях возникают те самые остатки прошлого, которые служат одним из оснований в (вос)становлении истории. Предпочтения в выборе источников, способа их обработки, интерпретации, а позднее презентации и общественной реакции на исследовательские результаты, способствуют возникновению, например, разрозненности в «исторических школах» и подходе к изучению прошлого вообще, которые, однако, постоянно изменяются и развиваются. Именно поэтому в свое время отрицалась работа с устными источниками, казавшимися по сравнению с другими (например, письменными), «слишком субъективными» (то есть не заслуживающими доверия).
-
Говорят ли свидетели всегда и во всех обстоятельствах правду
В любом случае справедливо то, что данные, полученные на основании индивидуальных сообщений, невозможно рассматривать через призму количественных мерок, годных в работе с другими типами источников. Беседы состоят из сочетания пережитого отдельной личностью, обстоятельств повествования, личных мотивов опрашиваемого, отпечатка, накладываемого временем. Поэтому содержащиеся в них данные по сравнению с другими источниками по существу своему субъективны. эта особенность не воспринимается исследователем из области устной истории как недостаток, наоборот, как неотъемлемая часть и качество, из-за которого именно и проводятся беседы со свидетелями. Посредством устной истории историк, таким образом, получает новую информацию, знания и факты, которые обогащают, расширяют или корректируют его существовавшее до сих пор представление об истории. Благодаря пережитому и переданному устами свидетеля, историк получает возможность придать своему описанию истории более индивидуальный характер.
-
Устная история как субъективная оценка истории
Наибольший интерес для устной истории представляет исследование человека как человеческого существа посредством фиксирования, анализа и интерпретации его вербальных и невербальных сообщений, Начиная документальным материалом и статуей крупного политика, продолжая материалами органов госбезопасности и граммофонной пластинкой, заканчивая стенгазетой или спамом в электронной почте. С этой точки зрения для нас стираются четкие границы в часто черно-белом восприятии различия между так называемыми объективными и субъективными источниками. В историографии подобный путь должен проходить между продуманным использованием максимума легально доступных и этически честно добытых и использованных источников, как письменных, так изобразительных, вещественных, устных, аудиовизуальных, или, в конце концов, тех же «виртуальных» из Интернета.
-
В любом случае необходимо отметить, что основной предпосылкой для работы с устной историей является уважение к человеку как к личности со всеми вытекающими последствиями. Речь идет в общих чертах о двух взаимосвязанных плоскостях уважения: плоскость профессиональная и теоретически-методологическая; плоскость этически-юридическая. Именно этот комплексный подход отличает устную историю от остальных, менее профессиональных или абсолютно ненаучных подходов к работе с беседами и устными сведениями вообще. Не соблюдая эти принципы, не только крайне затруднительно достичь серьезных результатов в исследовании, но к тому же исследователь ошибочными действиями рискует своей профессиональной и личной репутацией, не говоря уже о возможном судебном разбирательстве и юридических санкциях.
-
Спасибо!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.