Презентация на тему "Рабство в Древнем Риме"

Включить эффекты
1 из 28
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.0
1 оценка

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Рабство в Древнем Риме" по истории. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
    Слайд 1

    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

    Выполнила учитель истории Гимадиева Гульчачак Исмагиловна МОУ «Сатламышевская сош»

  • Слайд 2

  • Слайд 3

    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

    Чтоб Италию на карте Отыскать в короткий срок, Запомни, нужно полуостров Найти, похожий на...

  • Слайд 4

    Конечно, путь туда не близкий, На полуостров ... Довольно труднопроходимы Крутые горы ...

  • Слайд 5

    Там, где Тибр полноводный Течет в зеленые долины, Селились в древности глубокой Трудолюбивые ...

  • Слайд 6

    До сей поры в музее Римском Ей даже памятник хранится. И как же тут не удивиться, Что малышей спасла ...

  • Слайд 7

    Ромул дал названье месту, Это потому, что им Был основан город ...

  • Слайд 8

    Он молод и талантлив был И смельчаком для всех прослыл. И с Римом храбро воевал – Тот карфагенский…

  • Слайд 9

    Установил господство Рим, Много стран он покорил: Стал хозяином всевластным В … в одночасье.

  • Слайд 10

    РАБСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ

  • Слайд 11

    Сегодня на уроке я хочу узнать… выяснить… понять…

  • Слайд 12

    ? ?

  • Слайд 13

    Раб –это человек, лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца. Рабовладелец – это хозяин рабов.

  • Слайд 14

    «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет»

  • Слайд 15

    Захват пленниковв войнах Рабство жителей провинций за неуплату налогов Дети рабовстановились рабами Захват пиратами людейи продажа их в рабство Как люди попадали в рабство? Основные источники рабства

  • Слайд 16

    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

  • Слайд 17

    ТРУД РАБОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

  • Слайд 18

    Марк Порций Катон. Земледелие Марк Порций Катон (234—149 гг. до н. э.) — видный государственный деятель, оратор и историк. В трактате «Земледелие» он дал описание виллы, типичной для центральной Италии.

  • Слайд 19

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  • Слайд 20

    ТРУД РАБОВ В ДОМЕ РАБОВЛАДЕЛЬЦА

  • Слайд 21

    Прочитайте пункт3 § 49 «Рабы в богатом доме», просмотреть иллюстрации к параграфу. Найдите ответы на вопросы: 1) Где еще применяли труд рабов? 2) Чем жизнь «домашних» рабов отличалась от жизни рабов, работающих в каменоломнях, имениях рабовладельцев?

  • Слайд 22

    ГЛАДИАТОРЫ Гладиатор Современная реконструкция

  • Слайд 23

    Представление в цирке Рисунок-реконструкция Гладиаторы должны были участвовать впредставленияхдля свободных римлян, которыеустраивались в больших цирках.

  • Слайд 24

    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

    Колизей. Современный вид

  • Слайд 25

    Фрагмент из художественного фильма «Спартак» Режиссер С. Кубрик. 1960 г. Для просмотра кликните на картинке

  • Слайд 26

  • Слайд 27

    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

    Сегодня на уроке я - узнал(а)… - выяснил(а)… - понял(а)…

  • Слайд 28

    Домашнее задание: Прочитать § 49. Индивидуальные карточки

Посмотреть все слайды

Конспект

Открытый урок по истории.

5 класс.

Учитель истории Гимадиева Гульчачак Исмагиловна

Тема урока: Рабство в Древнем Риме.

Цель урока: Познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.

Задачи урока:

Образовательная: Формирование представления о важнейших особенностях рабовладения в Риме.

Развивающая: Развитие умений работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и участникам.

Воспитательная: способствовать воспитанию чувства сопереживания, развитию интереса к истории.

Ход урока.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое  состояние не покидало вас в течение всего урока.

Надеюсь на очень приятную и интересную работу с вами!

II. Повторение изученного.

На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима. А сейчас давайте перелиста​ем страницы истории этого замечательного государства и вспомним, что мы о нем знаем. Внимательно послушайте стихотворения и закончите их необходимыми словами.

Внимательно прочитай стихи и закончи предложения:

Чтоб Италию на карте

Отыскать в короткий срок,

Запомни, нужно полуостров

Найти, похожий на... (сапог).

Конечно, путь туда не близкий,

На полуостров ... (Аппенинский).

Довольно труднопроходимы

Крутые горы ... (Аппенины).

Там, где Тибр полноводный

Течет в зеленые долины,

Селились в древности глубокой

Трудолюбивые ... (латины).

До сей поры в музее Римском

Ей даже памятник хранится.

И как же тут не удивиться,

Что малышей спасла ... (волчица).

Ромул дал названье месту,

Это потому, что им

Был основан город ... (Рим).

Он молод и талантлив был

И смельчаком для всех прослыл.�И с Римом храбро воевал –�Тот карфагенский… (Ганнибал)

Установил господство Рим,

Много стран он покорил:

Стал хозяином всевластным�В … в одночасье.

III. Переход к изучению новой темы.

Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. И в какой бы уголок мы ни заглянули, везде нам встретятся множество рабов.

Итак, тема урока “Рабство в древнем Риме”.

Подумайте и скажите, какова цель нашего урока.

Сегодня на уроке я хочу узнать …

выяснить…

понять…

Да, действительно, сегодня мы с вами должны познакомиться с жизнью рабов в Древнем Риме.

IV. Изучение новой темы.

План.

Источники рабства.

Труд рабов в сельском хозяйстве.

Труд рабов в доме рабовладельца.

Гладиаторы.

Работа с понятийным аппаратом.

На рубеже 2-1 веков до н.э. рабы создали богатство римского общества. Кто же такие рабы? «Подбери слово»- цепочка синонимов, определений и т.д. к словам раб и рабовладелец. Может быть, вы знаете?

Раб – это человек лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.

Рабовладелец – собственник, хозяин рабов.

1. Однажды на заседании римского Сената один из ораторов закончил свою речь словами: «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет». А откуда же в Риме было столько рабов? Ответ на этот вопрос мы сейчас попытаемся найти. Сейчас вы услышите разговор межу рабами, вам нужно подумать и ответить на вопрос: каковы источники рабства в Древнем Риме? Задание понятно?

Инсценировка (две рабыни и раб) о возникновении и источниках рабства.

В римскую гавань по волнам Среди​земного моря направляется корабль, кото​рый доставит нас на место. На нем плывут люди, между которыми завязалась беседа. Давайте прислушаемся к их разговору.

Раб. Сколько еще плыть? Кто зна​ет, что нас ждет в новой жизни?

1-ая Рабыня: Ничего хорошего. Слышала я о жестокости римлян, о том, как они муча​ют своих рабов, избивают, морят голодом. При этом римляне говорят: «Раб - не чело​век» или «Раб должен работать или спать». Рабы для них — говорящее орудие труда.

2-ая Рабыня. Моя мать была рабыней и за всю свою жизнь не услышала ни одного доброго слова от господина. А по ночам она часто плакала и рассказывала мне о чудном острове в Эгейском море, где все​гда светит солнце и зреет виноград, о сво​боде. Ни мне, ни моим детям не сужде​но познать такое счастье.

Раб. А я вот знаю, что такое сво​бода. Раньше я перевозил грузы по морю, но однажды нас настигли пираты. Они захватили судно, некоторых убили, а я попал в плен.

1-ая Рабыня. На месте моего города римля​не оставили лишь черное безжизненное поле с развалинами. Семнадцать дней про​должался страшный ад: рушились арки и храмы, пылали библиотеки. Всех жителей моего города римляне посадили на корабли.

- Скажите, пожалуйста, каковы были источники рабства в Риме?

Источники рабства в Древнем Риме

пленники дети рабов

пиратство продажа детей в рабство

2. Труд рабов в сельском хозяйстве.

Труд рабов применялся в различных областях жизни римского общества: в сельском хозяйстве, в имении римских землевладельцев, на рудниках и каменоломнях, в домах богатых и знатных римлян, часть рабов становилась гладиаторами.

Работа с историческим документом.�Сейчас я предлагаю вам познакомиться с тем, как использовался труд рабов в сельском хозяйстве. Ребята, возьмите печатные листочки. Каждый про себя внимательно прочитайте текст и вопросы к нему. Найдите ответы в тексте документа. Можно работать с карандашом. Времени на работу даётся 5 минут. Если возникают вопросы, то поднимайте руки.

Марк Порций Катон. Земледелие

Марк Порций Катон (234—149 гг. до н. э.) — видный государственный деятель, оратор и историк. В трактате «Земледелие» он дал описание виллы, типичной для центральной Италии.

Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть долии (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадь​бу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, выре​зать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту...

Содержание рабов

Паек рабам. Тем, кто работает в поле: зимой — по 4 модия (8,75 л) пше​ницы, в летом — по 4,5.

Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвертый месяц они получают по гемине (0,274 л) на день.

Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. По​том заготовь зрелых — таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут : съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по секстарию (0,547 л), модия соли хватит каждому на год.

Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5 фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сна​чала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год...

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.— С. 194-196.

Вопросы к документам.

Где применялся труд рабов? (докажите свое мнение строчками из документа)

Как содержались рабы? (докажите свою мысль строчками из документа)

Физкультминутка:

Любим мы историю, друзья!

Изучаем страны, учим строки,

Но нам без отдыха нельзя!

Так отдохнём мы на уроке:

 

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы не будем уставать!

Руки – вверх, потом – направо…

И начнём считать сначала.

 

Раз, два, три, четыре, пять…

Нам приятно отдыхать!

Руки – вверх, потом – налево…

Отдохнул? Работай смело!

Труд рабов в доме рабовладельца.

А сейчас мы с вами узнаем, как жилось рабам в богатом доме. Для этого вам нужно открыть учебники на с. 227 и прочитать 3 пункт § 49 «Рабы в богатом доме», просмотреть иллюстрации к параграфу.

Беседа по вопросам:

Где еще применяли труд рабов?

Чем жизнь «домашних» рабов отличалась от жизни рабов, работающих в каменоломнях, имениях рабовладельцев? Что общего? ( Любой раб бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться как пожелает, ничего не имели). Каким было отношение рабов к труду и почему?

Гладиаторы.

В Древнем Риме сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться друг с другом на потеху римской публике. В самом Риме и во всех римских городах, провинциях строили амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских боев. На аренах амфитеатров умирали тысячи рабов.

Самый большой амфитеатр был выстроен в Риме в первом веке до н.э.. Он назывался Колизеем и вмещал более 50 тыс. зрителей. В дни представления амфитеатр всегда полон. В первых рядах сидят сенаторы, дамы. Верхние ряды заняты простым гражданами.

Сейчас я предлагаю Вам просмотреть отрывок из фильма «Спартак», в котором представлен поединок двух гладиаторов.

Во время просмотра вам нужно найти ответы на вопросы:

- Как выглядят гладиаторы?

- Каким оружием они сражались?

- Какова была реакция публики?

ПОСЛЕ ПРОСМОТРА!!!

Итак, скажите, пожалуйста, каково ваше впечатление от увиденного?

Как выглядели гладиаторы?

Какое оружие было у гладиаторов?

Гладиаторы сражались парами или же целыми отрядами. Один из них называется «рыбак», у него прочная сеть и острый трезубец. Рыбак сражается полуголым, без шлема и щита. Гладиатор, называемый «рыбой», имеет панцирь и шлем, в руках у него щит и острый меч. Во время боя «рыбак» стремится набросить сеть на «рыбу» и пронзить его трезубцем. Но если гладиатор «рыба» сумеет разрезать мечом сеть, «рыбак» окажется совершенно беззащитным (рис учебника).

За поединком «рыбака» и «рыбы» с замиранием сердца следят тысячи римлян.

как решается судьба поверженного, но еще живого гладиатора: зрители опустили большой палец правой руки вниз и тем самым приговорили его к смерти. Если публика считает, что раненый храбро сражался, она разрешит сохранить ему жизнь. Гладиатора лечили, а затем вновь заставляли сражаться на арене.

Таким образом, мы можем говорить о том, что гладиаторы вынуждены были сражаться друг с другом на потеху римской публике, сами того не желая.

Закрепление изученного.

Итак, ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов, как в Риме. Первая особенность была результатом победоносных войн Рима, вторая – связана с незаинтересованностью рабов в труде и их дешевизной. Принудительный труд подрывал хозяйство Рима и представлял угрозу для самого государства, об этом речь впереди.

1. В каких отраслях хозяйства рабский труд был наиболее распространен?

2. Прав ли был сенатор, говоря о римском обществе как о самом справедливом и совершенном, в котором рабов не следует брать в расчет?

Сегодня на уроке я

- узнал(а)…

- выяснил(а)…

- понял(а)…

- выставление оценок.

- А теперь, покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете этот урок?

Я очень рада плодотворной работе с вами. Большое вам спасибо. И на прощание, давайте подарим друг другу улыбки.

Открытый урок по истории.

5 класс.

Учитель истории Гимадиева Гульчачак Исмагиловна

Тема урока: Рабство в Древнем Риме.

Цель урока: Познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.

Задачи урока:

Образовательная: Формирование представления о важнейших особенностях рабовладения в Риме.

Развивающая: Развитие умений работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и участникам.

Воспитательная: способствовать воспитанию чувства сопереживания, развитию интереса к истории.

Ход урока.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое  состояние не покидало вас в течение всего урока.

Надеюсь на очень приятную и интересную работу с вами!

II. Повторение изученного.

На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима. А сейчас давайте перелиста​ем страницы истории этого замечательного государства и вспомним, что мы о нем знаем. Внимательно послушайте стихотворения и закончите их необходимыми словами.

Внимательно прочитай стихи и закончи предложения:

Чтоб Италию на карте

Отыскать в короткий срок,

Запомни, нужно полуостров

Найти, похожий на... (сапог).

Конечно, путь туда не близкий,

На полуостров ... (Аппенинский).

Довольно труднопроходимы

Крутые горы ... (Аппенины).

Там, где Тибр полноводный

Течет в зеленые долины,

Селились в древности глубокой

Трудолюбивые ... (латины).

До сей поры в музее Римском

Ей даже памятник хранится.

И как же тут не удивиться,

Что малышей спасла ... (волчица).

Ромул дал названье месту,

Это потому, что им

Был основан город ... (Рим).

Он молод и талантлив был

И смельчаком для всех прослыл.�И с Римом храбро воевал –�Тот карфагенский… (Ганнибал)

Установил господство Рим,

Много стран он покорил:

Стал хозяином всевластным�В … в одночасье.

III. Переход к изучению новой темы.

Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. И в какой бы уголок мы ни заглянули, везде нам встретятся множество рабов.

Итак, тема урока “Рабство в древнем Риме”.

Подумайте и скажите, какова цель нашего урока.

Сегодня на уроке я хочу узнать …

выяснить…

понять…

Да, действительно, сегодня мы с вами должны познакомиться с жизнью рабов в Древнем Риме.

IV. Изучение новой темы.

План.

Источники рабства.

Труд рабов в сельском хозяйстве.

Труд рабов в доме рабовладельца.

Гладиаторы.

Работа с понятийным аппаратом.

На рубеже 2-1 веков до н.э. рабы создали богатство римского общества. Кто же такие рабы? «Подбери слово»- цепочка синонимов, определений и т.д. к словам раб и рабовладелец. Может быть, вы знаете?

Раб – это человек лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.

Рабовладелец – собственник, хозяин рабов.

1. Однажды на заседании римского Сената один из ораторов закончил свою речь словами: «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет». А откуда же в Риме было столько рабов? Ответ на этот вопрос мы сейчас попытаемся найти. Сейчас вы услышите разговор межу рабами, вам нужно подумать и ответить на вопрос: каковы источники рабства в Древнем Риме? Задание понятно?

Инсценировка (две рабыни и раб) о возникновении и источниках рабства.

В римскую гавань по волнам Среди​земного моря направляется корабль, кото​рый доставит нас на место. На нем плывут люди, между которыми завязалась беседа. Давайте прислушаемся к их разговору.

Раб. Сколько еще плыть? Кто зна​ет, что нас ждет в новой жизни?

1-ая Рабыня: Ничего хорошего. Слышала я о жестокости римлян, о том, как они муча​ют своих рабов, избивают, морят голодом. При этом римляне говорят: «Раб - не чело​век» или «Раб должен работать или спать». Рабы для них — говорящее орудие труда.

2-ая Рабыня. Моя мать была рабыней и за всю свою жизнь не услышала ни одного доброго слова от господина. А по ночам она часто плакала и рассказывала мне о чудном острове в Эгейском море, где все​гда светит солнце и зреет виноград, о сво​боде. Ни мне, ни моим детям не сужде​но познать такое счастье.

Раб. А я вот знаю, что такое сво​бода. Раньше я перевозил грузы по морю, но однажды нас настигли пираты. Они захватили судно, некоторых убили, а я попал в плен.

1-ая Рабыня. На месте моего города римля​не оставили лишь черное безжизненное поле с развалинами. Семнадцать дней про​должался страшный ад: рушились арки и храмы, пылали библиотеки. Всех жителей моего города римляне посадили на корабли.

- Скажите, пожалуйста, каковы были источники рабства в Риме?

Источники рабства в Древнем Риме

пленники дети рабов

пиратство продажа детей в рабство

2. Труд рабов в сельском хозяйстве.

Труд рабов применялся в различных областях жизни римского общества: в сельском хозяйстве, в имении римских землевладельцев, на рудниках и каменоломнях, в домах богатых и знатных римлян, часть рабов становилась гладиаторами.

Работа с историческим документом.�Сейчас я предлагаю вам познакомиться с тем, как использовался труд рабов в сельском хозяйстве. Ребята, возьмите печатные листочки. Каждый про себя внимательно прочитайте текст и вопросы к нему. Найдите ответы в тексте документа. Можно работать с карандашом. Времени на работу даётся 5 минут. Если возникают вопросы, то поднимайте руки.

Марк Порций Катон. Земледелие

Марк Порций Катон (234—149 гг. до н. э.) — видный государственный деятель, оратор и историк. В трактате «Земледелие» он дал описание виллы, типичной для центральной Италии.

Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть долии (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадь​бу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, выре​зать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту...

Содержание рабов

Паек рабам. Тем, кто работает в поле: зимой — по 4 модия (8,75 л) пше​ницы, в летом — по 4,5.

Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвертый месяц они получают по гемине (0,274 л) на день.

Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. По​том заготовь зрелых — таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут : съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по секстарию (0,547 л), модия соли хватит каждому на год.

Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5 фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сна​чала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год...

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.— С. 194-196.

Вопросы к документам.

Где применялся труд рабов? (докажите свое мнение строчками из документа)

Как содержались рабы? (докажите свою мысль строчками из документа)

Физкультминутка:

Любим мы историю, друзья!

Изучаем страны, учим строки,

Но нам без отдыха нельзя!

Так отдохнём мы на уроке:

 

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы не будем уставать!

Руки – вверх, потом – направо…

И начнём считать сначала.

 

Раз, два, три, четыре, пять…

Нам приятно отдыхать!

Руки – вверх, потом – налево…

Отдохнул? Работай смело!

Труд рабов в доме рабовладельца.

А сейчас мы с вами узнаем, как жилось рабам в богатом доме. Для этого вам нужно открыть учебники на с. 227 и прочитать 3 пункт § 49 «Рабы в богатом доме», просмотреть иллюстрации к параграфу.

Беседа по вопросам:

Где еще применяли труд рабов?

Чем жизнь «домашних» рабов отличалась от жизни рабов, работающих в каменоломнях, имениях рабовладельцев? Что общего? ( Любой раб бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться как пожелает, ничего не имели). Каким было отношение рабов к труду и почему?

Гладиаторы.

В Древнем Риме сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться друг с другом на потеху римской публике. В самом Риме и во всех римских городах, провинциях строили амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских боев. На аренах амфитеатров умирали тысячи рабов.

Самый большой амфитеатр был выстроен в Риме в первом веке до н.э.. Он назывался Колизеем и вмещал более 50 тыс. зрителей. В дни представления амфитеатр всегда полон. В первых рядах сидят сенаторы, дамы. Верхние ряды заняты простым гражданами.

Сейчас я предлагаю Вам просмотреть отрывок из фильма «Спартак», в котором представлен поединок двух гладиаторов.

Во время просмотра вам нужно найти ответы на вопросы:

- Как выглядят гладиаторы?

- Каким оружием они сражались?

- Какова была реакция публики?

ПОСЛЕ ПРОСМОТРА!!!

Итак, скажите, пожалуйста, каково ваше впечатление от увиденного?

Как выглядели гладиаторы?

Какое оружие было у гладиаторов?

Гладиаторы сражались парами или же целыми отрядами. Один из них называется «рыбак», у него прочная сеть и острый трезубец. Рыбак сражается полуголым, без шлема и щита. Гладиатор, называемый «рыбой», имеет панцирь и шлем, в руках у него щит и острый меч. Во время боя «рыбак» стремится набросить сеть на «рыбу» и пронзить его трезубцем. Но если гладиатор «рыба» сумеет разрезать мечом сеть, «рыбак» окажется совершенно беззащитным (рис учебника).

За поединком «рыбака» и «рыбы» с замиранием сердца следят тысячи римлян.

как решается судьба поверженного, но еще живого гладиатора: зрители опустили большой палец правой руки вниз и тем самым приговорили его к смерти. Если публика считает, что раненый храбро сражался, она разрешит сохранить ему жизнь. Гладиатора лечили, а затем вновь заставляли сражаться на арене.

Таким образом, мы можем говорить о том, что гладиаторы вынуждены были сражаться друг с другом на потеху римской публике, сами того не желая.

Закрепление изученного.

Итак, ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов, как в Риме. Первая особенность была результатом победоносных войн Рима, вторая – связана с незаинтересованностью рабов в труде и их дешевизной. Принудительный труд подрывал хозяйство Рима и представлял угрозу для самого государства, об этом речь впереди.

1. В каких отраслях хозяйства рабский труд был наиболее распространен?

2. Прав ли был сенатор, говоря о римском обществе как о самом справедливом и совершенном, в котором рабов не следует брать в расчет?

Сегодня на уроке я

- узнал(а)…

- выяснил(а)…

- понял(а)…

- выставление оценок.

- А теперь, покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете этот урок?

Я очень рада плодотворной работе с вами. Большое вам спасибо. И на прощание, давайте подарим друг другу улыбки.

Скачать конспект

Предложить улучшение Сообщить об ошибке