Содержание
-
Табличное решение логических задач
-
Повторение Таблица – универсальное средство представления информации. Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк. Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима. Условно все множество таблиц можно разделить на простые и сложные. ТАБЛИЦЫ Простые Сложные
-
Простые таблицы Типы таблиц Сложные таблицы ОС ООО ООН ОСО
-
Определить тип таблицы: Озёра Таблица типа ОС (объекты-свойства)
-
Определить тип таблицы: Таблица типа ООН (объекты-объекты– несколько) Климат
-
Определить тип таблицы: Таблица типа ООО (объекты-объекты-один) Табель успеваемости
-
Определить тип таблицы: Результаты областной олимпиады по химии Таблица типа ОСО «объекты – свойства - объекты»
-
Производство металла Таблица типа ООН (объекты-объекты– несколько) Определить тип таблицы:
-
Определить тип таблицы: Таблица типа ОС (объекты-свойства) Площадь и население государств
-
Определить тип таблицы: Таблица типа ОСО «объекты – свойства - объекты» Расписание движения поездов по железнодорожной станции г. Пермь
-
Определить тип таблицы: Таблица типа ООО (объекты-объекты-один) Результаты контрольной работы учеников 10 класса
-
12 Объекты двух классов находятся в отношении взаимно однозначного соответствия, если: в этих классах одинаковое количество объектов; каждый объект первого класса связан заданным свойством только с одним объектом второго класса. В соответствующей таблице типа ООО в каждой строке и каждой графе будет находиться только одна 1, фиксирующая наличие связи между объектами. Это свойство можно использовать при решении логических задач.
-
Пример 1. Однажды Артеке за круглым столом оказался пятеро ребят из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Перми и Томска: Юра, Толя, Леша, Коля и Витя. Москвич сидел между Томичем и Витей, петербуржец – между Юрой и Толей, а напротив него сидели пермяк и Алеша. Коля никогда не был в Санкт-Петербурге, а Юра не был в Москве и Томске, Томич с Толей регулярно переписываются. Определить в каком городе живет каждый из ребят?
-
Анализ этого текста позволяет выделить два класса объектов: «мальчик» и «город». Нужно установить взаимно однозначное соответствие (выявить пары) между объектами этих классов. Наличие свойства у пары объектов «мальчик живет в городе» будем обозначать 1, а его отсутствие — 0. Отметим в таблице свойства пар, следующие из условия задачи: 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0 0 1 0 0 1
-
Маша, Оля, Лена и Валя — замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет. В задаче рассматриваются объекты классов «девочка» (объекты с именами «Маша», «Оля», «Лена» и «Валя»), «музыкальный инструмент» («рояль», «скрипка», «виолончель», «арфа») и «иностранный язык» («французский», «немецкий», «английский», «итальянский»). Пример 2.
-
Пары образуются из объектов классов «девочка» — «музыкальный инструмент», «девочка» — «иностранный язык», «музыкальный инструмент» — «иностранный язык», причем между объектами этих классов существует взаимно однозначное соответствие: Девочка Музыкальный инструмент Иностранный язык
-
В условии задачи явно указано наличие (отсутствие) связи между некоторыми объектами рассматриваемых классов. Можно построить две отдельные таблицы типа ООО для пар «девочка — музыкальный инструмент» и «девочка — иностранный язык». Более удобно соединить их в одну таблицу. Наличие свойства у пары объектов «девочка играет на музыкальном инструменте» («девочка владеет иностранным языком») будем обозначать 1, а его отсутствие — 0. В рассматриваемом примере удобно вначале заполнить верхнюю часть таблицы на основании той информации, что между множеством девочек и множеством музыкальных инструментов существует взаимно однозначное соответствие.
-
1 Итак, Maша играет на рояле; Оля играет на виолончели; Лена не играет на арфе. 1 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 1
-
Теперь, учитывая связи, зафиксированные в первой части таблицы, приступим к заполнению ее второй части: Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Виолончелистка не говорит по-итальянски. 1 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0 1
-
Пример 3. В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе. Известно, что: Смит самый высокий; играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте; играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу; когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их; Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое. На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?
-
Пример 4. Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего — регби. Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги. Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен. Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.
-
Домашнее задание
§2.6 (стр. 70 - 75) № 2, 3 (с.74) в тетради.
-
Спасибо за урок!
-
Источники Информатика и ИКТ : учебник для 6 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 208 с. http://images.yandex.ru (картинки)
-
Презентацию подготовила Поспелова Г.В. Желаю всем приятного просмотра!!! Учитель информатики МОУ «СОШ № 20» г. Новомосковск Тульская область, 2011 г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.