Содержание
-
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с промыслами Нижегородской области.
Выполнила воспитатель первой категории МБДОУ детский сад №97 Даньшина Д.К.
-
«Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики». Е. Флерина
-
Цель:формировать основы духовно-нравственного воспитания детей через приобщение их к декоративно-прикладному искусству родного края, ознакомление с народными промыслами.
-
1. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интереса к образам народного декоративно-прикладного искусства родного края. 2. Формировать обобщённые представления о декоративно-прикладном искусстве нижегородской области: - умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, полхов-майданской; - освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции; - умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах; - воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии. 3. Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. 4. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа. Задачи
-
Методы
-
Формы работы с родителями
открытые показы воспитательно - образовательного процесса (день открытых дверей «Выставка поделок из глины «Русские матрёшечки», присутствие родителей на занятии по рисованию «Хохломские ложки»); проведение совместных мероприятий (привлечение родителей к изготовлению поделок для тематических выставок «Золотая Хохлома», «Веселый Городец», «Ой, да мы матрёшки!»; сбор изделий народных промыслов к мини-музею «Нижегородская ярмарка»); наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки детских работ, дидактических игр); экскурсии (родители самостоятельно водили своих детей в музей декоративно – прикладного творчества).
-
Используемая литература
-
Беседа с родителями на тему «Полхово-Майданская матрешка» Подготовка к занятию по рисованию «Хохломские ложки»
-
Мини-музей
-
Связь декоративно-прикладного искусства с областями развития Художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка, конструирование, ручной труд, музыка) Познавательное развитие: математика, ознакомление с художественной литературой, социализация Речевое развитие Связь ДПИ с областями образовательной деятельности
-
Виды декоративно-прикладного искусства Нижегородской области
Хохлома Городец
-
Весёлый Городец
Городецкие изделия радуют своей красотой, узорочьем, утверждая удивительную жизненность древнего и вечно молодого искусства
-
Вид орнамента
растительный Значительное место в городецкой росписи занимают цветочные мотивы-пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Мастер городецкой росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей весёлыми гирляндами и букетами.
-
Элементы узора
Особую выразительность Городецкой росписи придает нарядная «оживка», выполненная белой или черной краской. «Самое интересное в этой живописи – её завершение, «оживка». Закончить, поставить точку, много белых точек, штрихов, линий; не для светотеневой моделировки, а просто для красы-басы. Иногда так много и густо наложена эта оживка, что хочется потрогать её руками, как дорогое шитьё жемчугом» (Т.Маврина)
-
Символы Городецкого искусства
Городецкая чудо-птица Городецкого коня мастера всегда изображают в профиль, с поджатой крючком ногой и лебединой изогнутой шеей.
-
Золотая Хохлома
-
Вид орнамента
растительный
-
Узоры хохломской росписи
-
Матрешки
Семёновская Полхов - Майданская
-
Семёновская матрёшка
У Семеновской матрешки весь фартук занимают букеты цветов: алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок (обычно окрашенный в горошек), красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.
-
Полхов-Майданская матрёшка
У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле – вверх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Главный элемент росписи: цветок шиповника- символ любви и материнства. На голове полушалок с цветами. И особенностью является отсутствие у матрешки рук.
-
«Русские матрёшечки»
Эти русские матрешки, Разноцветные одежки, На секреты мастерицы, В старшей прячутся сестрицы. Сколько их там не поймешь, Если младшей не найдешь. Матрешка на окошке В ярком сарафане, И вся семья в матрешке Как в доме деревянном. Очень любят все матрешки Разноцветные одежки: Всегда расписаны на диво Очень ярко и красиво.
-
Почему куклу назвали «Матрёшкой»?
Название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: имя Матрёна произошло от латинского «Matrona», что означает «знатная женщина». Потом слово «матрешка» стало означать разъемное, красочно расписанное деревянное изделие.
-
История появления матрёшки в России.
В конце 19 века в семью Мамонтовых-известных русских промышленников – с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукурума, которая оказалась с «сюрпризом» - она разымалась на две части . Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из 2х половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять.
-
Первая матрешка оказалась круглолицей, пухленькой, озорной девушкой в косынке и народном платье, с петухом в руках. Внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, потом-снова девочка, так мальчики и девочки чередовались и дальше, а самой маленькой и «неделимой» оказалась матрёшечка в виде запеленатого младенца. Всего 8 куколок.
-
Значение матрешек
Коллекция матрешек убеждает в идее о том, что деревянная фигурка была задумана как игрушка, которая способствует освоению ребенком таких понятий, как форма, цвет, размер. Сувенир
-
Примерная структура проведения занятия по декоративно-прикладному искусству Занятие Подбор художественного материала Беседа, диалог Демонстрация Физкультминутка Практическая работа Итог (анализ)
-
-
НАШИ РАБОТЫ
-
-
НАШИ РАБОТЫ
-
Дидактические игры
-
-
Выводы:
1. Дети познакомились с народными промыслами, их особенностями и средствами художественной выразительности по следующие разделам: «Золотая Хохлома», «Весёлый Городец», «Русская матрешка» (Семеновская и Полхов-Майданская). 2. Дети стали осознанно обращать внимание на красоту окружающих предметов, правильно их называть и узнавать материал, из которого сделано изделие. 3. Воспитанники стали проявлять самостоятельность в подборе изобразительных материалов, в продумывании содержания работы, активно проявлять творчество, выдумку. 4. Занятия развили у детей эстетический вкус и эстетическое восприятие действительности. 5. Дети стали активнее и свободнее отражать свои впечатления от общения с предметами декоративно – прикладного искусства в продуктивной деятельности. 6. Произведения народного творчества пробудили в детях яркие представления о Родине, о ее культуре, способствовали воспитанию патриотических чувств.
-
Используемая литература:
Лыкова И.А.Ю Шипунова В.А. Игрушки изначальные: истории происхождения, культурные традиции, педагогический потенциал.-М.: Издательство «»Цветной мир. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 2. –М,: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. Хохломская роспись по дереву. Наглядное пособие.- М.: Мозаика-Синтез, 2002. Городецкая роспись по дереву. Наглядное пособие.-М.: Мозаика-Синтез, 2002. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» (для занятий с детьми 2-7 лет), изд-во «Мозаика-Синтез», Москва, 2006 г. Соломенникова О.А. «Радость творчества» (ознакомление детей с народным искусством, для занятий с детьми 5 – 7 лет), изд-во «Мозаика-Синтез», Москва, 2006 г. Скоролупова О.А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» (цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста), изд-во «Скрипторий», Москва, 2003 г. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» (старшая, подготовительная группа, программа, конспекты), Владос, 175 стр., 2008 г. Декоративно-прикладное искусство www.velim.ru/2112-1-Dekorativno_prikladnoe_iskusstvo.htm
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.