Содержание
-
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом ». С. Михалков «Воспитание у дошкольников любви к родному краю через приобщение к народным промыслам Нижегородской области» Воспитатель МБДОУ «Детский сад №430» Панова Наталья Юрьевна г. Нижний – Новгород 2018 г
-
Нормативные документы Программа «Патриотическое воспитание граждан РФ», «Национальная доктрина образования», «Концепция непрерывного воспитания граждан РФ (дошкольное и начальное звено)», Образовательная инициатива «Наша новая школа», ФГОС ДО: нацеливает на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование первичных представлений о себе, о малой родине и Отечестве.
-
Теоретическое обоснование значимости опыта работы по приобщению к народной культуре Д.С. Лихачёв: «Культура – это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определённое пространство, из просто населения – народом, нацией» Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн отмечают: в старшем дошкольном возрасте идёт процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов, а каких – это во многом зависит от нас, взрослых. А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
-
Значение народного декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников Народное искусство России: раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы, является частью его истории. В Нижегородском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность. Знакомство с декоративно-прикладным искусством Нижегородского края способствует развитию у дошкольников не только художественного творчества, но и нравственно-патриотических чувств.
-
Цели и задачи работы Цель: формировать основы духовно-нравственного воспитания детей через приобщение их к декоративно-прикладному искусству родного края, ознакомление с народными промыслами Нижегородской области. Задачи: Способствовать воспитанию любви к родному краю и гордости за своих соотечественников через знакомство детей с истоками искусства мастеров, краткой историей традиционных Нижегородских промыслов; Способствовать развитию интереса к наследию прошлого, путем ознакомления с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства Нижегородской области; Углубить знания о декоративной росписи родного края (городецкая, семеновская, полхов-майданская, хохломская). Познакомить с характерными элементами, колоритом, типичным для этих узоров.
-
Создание условий в группе Создан мини-центр художественно-эстетического воспитания: Предметы декоративно-прикладного искусства, в т.ч. Нижегородского края Плакаты с образцами росписи Тематические альбомы Детские раскраски Дидактические игры Презентации для детей («Путешествие в Городец», «Городецкие узоры», «Золотая хохлома», «Народные промыслы России») Видеофильм «Художественные промыслы. Тайны Нижегородских мастеров»
-
Методы и приемы работы
-
Требования образовательной программы в старшей группе: Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов; Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов, учить использовать для украшения оживки. Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей... Этапы работы по знакомству с промыслами Нижегородской области Перспективный план работы
-
Знакомство с городецкой росписью Формы и методы работы: Виртуальные экскурсии, Просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций, «Путешествие по Городцу» Организация выставки изделий городецких мастеров, Использование художественного слова (сказки, стихотворения, рассказы о Городце). Основная задача первого этапа работы - способствовать формированию у детей интереса к традициям родного края, воспитанию чувства гордости за талантливый русский народ, восхищения красотой изделий народных умельцев.
-
II этап работы – практический Основные задачи: Способствовать развитию у дошкольников умения самостоятельно переносить свои впечатления в разные виды художественной деятельности: в лепку, аппликацию, рисование. Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть. Самостоятельно составлять композицию узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях городецкой росписи. Темы занятий: «Городецкая доска в подарок маме», «Украсим сарафан для матрешки, «Городецкая мебель для кукольного уголка», «Тарелка для праздничного пирога»
-
-
Организация совместной деятельности воспитателя с детьми Ситуативные беседы с детьми Рассматривание иллюстраций, альбомов Просмотр презентаций Дидактические игры «Собери узор по образцу», «Русские узоры», «Угадай, какая роспись», «Разрезные картинки» Раскраски по мотивам городецкой росписи Творческие задания: «Веселые городецкие узоры», «Цветущий сад», «Сказочные птицы», «Волшебный конь»
-
Индивидуальная работа с детьми Проведение дидактических игр: «Обведи элемент» (цель - обучить технике рисования элементов городецкой росписи); «Обведи и раскрась» (цель - развивать мелкую моторику пальцев рук, закрепить с детьми цветовую гамму, которую используют в городецкой росписи; Пальчиковая гимнастика Индивидуальные упражнения в изображении элементов росписи
-
Формы взаимодействия с родителями Анкетирование родителей Открытые показы воспитательно - образовательного процесса (день открытых дверей «Веселая мастерская»», присутствие родителей на занятии по рисованию «Городецкие узоры»); Проведение совместных мероприятий (привлечение родителей к изготовлению поделок для тематических выставок «Весёлый Городец», «Ой, да мы матрёшки!»); Наглядные формы работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей), Организация совместных тематических выставок работ, выставка дидактических игр по знакомству с народными промыслами; Совместные экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества.
-
Достигнутые результаты: Дети познакомились с некоторыми народными промыслами, их особенностями и средствами художественной выразительности Дети стали больше обращать внимание на красоту окружающих предметов, правильно их называть и узнавать материал, из которого сделано изделие. Некоторые воспитанники стали проявлять самостоятельность в подборе изобразительных материалов, в продумывании содержания работы, Дети стали активнее и свободнее отражать свои впечатления от общения с предметами декоративно – прикладного искусства в свободной продуктивной деятельности. У детей наблюдается интерес к занятиям по ознакомлению с произведениями народного творчества, что позволит обогатить представления о Родине, о ее культуре, будет способствовать воспитанию патриотических чувств. Ожидаемый результат работы (к концу учебного года): Дети проявляют интерес к истории родного края, к традиционным народным промыслам Нижегородской области. Дети узнают и называют знакомые виды народно-прикладного искусства Составляют узоры с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях в свободной деятельности
-
Используемая литература: Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре ГрибовскаяА. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006. «Дошкольное воспитание». - №8.- 1981. Ермолаева Н.В. «Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство». Парциальная программа. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011; Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.