Содержание
-
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Излучинский детский сад комбинированного вида «Сказка»Консультация для педагогов«Декоративно – прикладное искусство как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Подготовила воспитатель Флегонтова С. Ф.
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. Раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Известный педагог В.Н. Шацкая определяла творчество дошкольников как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования творческой личности.
-
Устойчивое сохранение у детей интереса к изобразительной деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, содействует расширению общего умственного кругозора. Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, как показала практика эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно – творческие способности. А наличие художественно – творчески способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе.
-
Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Они вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Они все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
-
Истоки декоративно - прикладного искусства
Декоративное искусство зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения одежды, затем жилья. Искусство создавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. - «украшение»). Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Художественная обработка древесины у многих народов - самый развитый и наиболее древний вид народного декоративного искусства. Исследования археологов раскрыли и неизвестные раньше деревянные скульптурные изображения зверей и птиц Алтая V в., новгородскую утварь IX -- XV вв., украшенную резьбой и росписью.
-
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».
-
Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: В предварительном создании эскизов на бумаге; В продумывании элементов узора; В расположении их на объемах; В создании предметов декоративного характера; Умения найти способ изображения и оформления предмета; В перенесении задуманного декоративного узора на изделие. В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладевания приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза.
-
Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой салфетки. Следовательно, работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т.е. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе. Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
-
На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.
-
При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством региона, в котором вы проживаете, в частности, коренных народов ХМАО – Югры – хантов и манси. Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народов ханты и манси. Также дети учатся умению составлять узоры, отличать эти орнаменты или находить общее от орнаментов других народностей России. Узнают, что орнаментом украшают одежду, обувь и различные хозяйственные мешочки, сумочки. У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.
-
В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая свое изделие, дети отмечают, почему оно нравится, что в нем интересного, почему оно радует их, и наоборот, вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому предмету – это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей. Общественная направленность проявляется в том, что они создают что-то своими руками для других (поделки, игрушки в подарок малышам для игр, мамам, папам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнять рисунок, лепку как можно лучше. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах.
-
На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, фигурку вместе составляет общую композицию. В процессе непосредственно – образовательной деятельности у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому. Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей. Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть.
-
Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому эта деятельность так важна в педагогическом процессе в детском саду. Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
-
Список литературы:
1. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М. «Мозаика- Синтез». - 2005 год 2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология - М.«Просвещение» - 1998г. 3. Казакова Т.Г Развивайте у дошкольников творчество - М. «Просвещение» - 1985г. 4. Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях - Ростов - на - Дону «Феникс» - 2002г. 5.Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей - М. «Просвещение» - 1986г. 6. К. Назарова Городецкие чудеса - Издательство «Малыш»- Ростов-на-Дону - 1977г. 7. Назарова К.Н., Ордынская Т.Н. Русский сувенир - М. Издательство «Реклама» - 1973г. 8. А.П. Усупова. Русское народное творчество детскому саду - М. Издательство «Просвещение» - 1972г. 9. Н.Б Халезова Народная пластика и декоративная лепка в детском саду - М. «Просвещение» - 1984г. 10. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество- М. «Просвещение» - 1985г. 11.Декоративно-прикладное искусство – Википедияru.wikipedia.org/wiki/Декоративно-прикладное_искусство 12. Декоративно-прикладное искусство - Россия, Russiarussia.rin.ru/guide/3/5.html 13.Artly.Ru - Декоративно-прикладное искусство, народные промыслы, живопись.. www.artly.ru 14.Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы и ремёсла. Красота... www.bibliotekar.ru/krasota/index.htm 15. Декоративно-прикладное. Центр Дополнительного Образования детей города Воронежа www.vcdo.ru/dekor.html · 16. Декоративно-прикладное искусство www.erzia-museum.ru/dpi.html 17.Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное… festival.1september.ru/articles/513024/ 18. Декоративно-прикладное искусство www.artgrad.ru/lexicographer.php?id=4 19.Декоративно-прикладное искусство www.velim.ru/2112-1-Dekorativno_prikladnoe_iskusstvo.htm 20.Каргопольская глиняная игрушка art.1september.ru/2006/20/no20_7.htm 21.Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного декоративно-прикладного искусства. – М.: 1996 г.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.