Содержание
-
Муниципальное дошкольное учреждение №1 «Сказка» г. Мегиона
Система формирования эстетических чувств у детей дошкольного возраста в процессе обучения изобразительному искусству
-
Эстетическое отношение к миру входит в категорию главных ценностей, формированию и развитию которого должен быть посвящён весь учебно-воспитательный процесс в детском дошкольном учреждении, в том числе и в системе обучения изобразительному искусству
-
Нравственно-эстетический аспект: А.П.Валицкий, Выготский Л.С., Е.С.Громов, Э.В.Ильенков, Д.Б.Кабалевский, Ю.М.Лотман, А.А.Мелик-Пашаев, С.Л.Рубинштейн и др.Детское художественное творчество: А.И.Васильев, Л.А.Венгер, Л.В.Запорожец, Т.Н.Доронова, Е.И.Игнатьев, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, В.С. Мухина, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова, Г.Г.Григорьева и др.
-
Объект исследования:процесс формирования эстетических чувств у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования:методы формирования эстетических чувств у детей дошкольного возраста в процессе обучения изобразительному искусству.
-
Цель исследования:
разработать систему методов, обеспечивающих формирование эстетических чувств у детей дошкольного возраста в процессе обучения изобразительному искусству.
-
Гипотеза: формирование эстетических чувств у старших дошкольников на занятиях изобразительным искусством будет проходить более эффективно, если в процессе обучения использовать методическую систему, включающую в себя:- модель совместной продуктивной деятельности воспитателя, руководителя изобразительной деятельностью, детей, родителей;-цели, задачи и содержание развития эстетических чувств;- группу методов, приёмов и дидактических средств, обеспечивающих развитие эстетических чувств к объекту наблюдения и изображения, к процессу изобразительной деятельности и её результату.
-
Задачи исследования:
1. Изучить педагогические и психологические взгляды на эстетическое воспитание, опыт по эстетическому развитию дошкольников в процессе приобщения их к изобразительному искусству . 2. Определить сущность, структуру и специфику развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности. 3. Разработать шкалы оценочных критериев по определению уровня эстетических чувств у детей дошкольного возраста. 4. Разработать и экспериментально проверить содержание, формы и методы развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью
-
Методологическая основа исследования:- теория развития личности в деятельности (П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);- теория эстетического развития дошкольников (Е. Д. Кошелева, Н. Васильева, Н.А.Ветлугина, Е. П. Ильин, С. Н. Николаева, М. С. Лисина, Е.А.Флерина и др.);-методика эстетического воспитания в процессе их приобщения к изобразительному искусству (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Л.В.Пантелеева, Т.А.Копцева и др.).
-
«Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях»
Н.А.Ветлугина
-
Методы формирования эстетических чувств
метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса; метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения; метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям; метод побуждения к сопереживанию, к эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное, к отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.
-
Обобщённые способы действия:
способы ориентировки в звуковых, зрительных ощущениях; способы приобщения детей к идейно-эмоциональному содержанию произведений путем соучастия и сопереживания; способы целостного и аналитического подхода к художественным явлениям; способы ориентировки в самостоятельных действиях при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве.
-
Констатирующий эксперимент
Цель: оценка эффективности проделанной работы.
-
Задачи
определение исходного уровня эстетических чувств у детей; раскрытие основных принципов развития эстетических чувств как неотъемлемой части развития художественно-творческих способностей, морально-нравственных качеств на занятиях изобразительным искусством; выявление характера эстетических чувств
-
-
Результаты анкетирования родителей и детей
-
Уровни развития эстетических чувств в старшем дошкольном возрасте
-
Цель формирующего этапа эксперимента
разработка системы методов, обеспечивающих формирование эстетических чувств у детей дошкольного возраста в процессе обучения изобразительному искусству
-
Задачи:
1) Развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности; 2) Учить ребёнка самостоятельно определять замысел в рисунке и сохранять его на протяжении всей работы: развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины; 3) Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий по рисованию.
-
Основные виды занятий
- Рисование с натуры (рисунок, живопись); - Рисование на темы и иллюстрирование (композиция); - Декоративная работа; - Батик с элементами дизайна; - Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
-
- Рисование с натуры (рисунок, живопись); - Рисование на темы и иллюстрирование (композиция); - Декоративная работа; - Батик с элементами дизайна; - Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
-
И. Левитан. Золотая осень
-
В Поленов. На лодке.
-
Аспекты решения проблемы
-методическое сопровождение руководителя изобразительной деятельности родителей и детей; -новая яркая информация о предметах и явлениях окружающего мира и искусства; -положительная мотивация каждого изобразительного задания как выполнение «доброго дела», оказание помощи, проявление доброй воли, нравственной отзывчивости, чувства сопереживания и т.п.; -установка на формирование благоприятного психологического климата; -дифференцированный подход при обучении ребёнка изобразительному искусству в зависимости от подготовленности; -организация условий для самостоятельной деятельности; -эмоционально-эстетический анализ произведений искусства.
-
Контрольный эксперимент
Цель: оценка эффективности проделанной работы.
-
Результаты анкетирования родителей и детей
-
Отношение родителей экспериментальной группы к изобразительному искусству
-
Отношение родителей контрольной группы к изобразительному искусству
-
Анализ результатов контрольного эксперимента
-
Уровень развития эстетических чувств на контрольном этапе (в%).
-
Динамика показателей (в%).
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.