Содержание
-
«Побеждай зло добром…»
По рассказу А.Платонова «Юшка»
-
Цель урока:
Знакомство с творчеством писателя Комментированное чтение и анализ произведения Развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса, воспитание чувства милосердия, гуманизма
-
Эпиграф урока:
«Спешите делать добро, пока не стало поздно» (Ф. П. Гааз)
-
"Жизнь сразу превратила меня из ребёнка во взрослого человека, лишая юности",- признавался А. Платонов. Андрей Платонович Платонов (1899 - 1951)
-
Начало пути
Родился в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских 1сентября (20 августа)1899 года в Воронеже. Учился в церковно-приходской школе, затем в городской. С 14 лет начинает овладение рабочими профессиями (слесаря, литейщика, помощника машиниста паровоза) — нужно было поддерживать семью. Первая проба пера — юношеские стихи, вошедшие в его поэтический сборник «Голубая глубина» (1922). В 1918-1921 годах активно занимается журналистикой, совмещая ее с работой на железной дороге и учебой в Воронежском политехническом институте.
-
Рабочий-интеллигент
В 1922-1926 годах Платонов работает мелиоратором в Воронежской губернии и на строительстве электростанции. В 1927 году Платонов оставляет службу и перебирается с семьей в Москву: писатель в Платонове победил инженера. Вскоре появляется повесть «Епифанские шлюзы», давшая название сборнику рассказов (1927). С семьёй
-
Героика ветхости
Сотканные из парадоксов угловатые герои, язык, сюжеты Платонова с трудом обретали признание современников. 1929 год, год «великого перелома», принесший ужесточения в области литературной политики, сделал атмосферу вокруг Платонова еще более отчужденной. После публикации очерка «Че-Че-О» и особенно рассказа «Усомнившийся Макар» (1929) писателя перестают печатать — не помогает даже обращение к Горькому. В 1928 Платонов завершает работу над романом «Чевенгур», однако целиком он увидел свет лишь в 1972 в Париже. С друзьями А. Платонов
-
Тридцатые годы
В тридцатые годы с наибольшей силой проявляется талант Платонова. В 1930 он создает один из своих главных шедевров — повесть «Котлован» (впервые опубликована в СССР в 1987) Однако социальная атмосфера накалялась. На публикацию «бедняцкой хроники» «Впрок» (1931) — иронического описания коллективизации — следует резкая реакция Сталина, и Платонова перестают печатать. В середине 1930-х Платонов — писатель, пишущий главным образом в стол. В 1937 Платонову удается опубликовать сборник рассказов «Река Потудань», который подвергся уничижительной критике, Платонов снова в опале, его положение отягощается еще одним событием — в 1938 по сфабрикованному делу был арестован единственный сын Платонова, пятнадцатилетний подросток. А. Платонов. Художник Н. Ромадин
-
Война и послевоенное творчество
В годы войны Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». В последние годы жизни на писателя обрушивается новая волна нападок, он вынужден искать обходных путей — пишет вариации русских и башкирских народных сказок, работает над сатирической пьесой «Ноев ковчег» (не закончена). Однако приспособиться к послевоенному террору Платонову было не дано: он вскоре умер (5 января 1951 года) от туберкулеза, которым заразился от сына, выпущенного из лагеря. Фото 1951 г.
-
Платонов о себе
«И вот исполняется моя долгая, упорная детская мечта: самому стать таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир для меня и для всех людей; и из всех людей я знаю каждого, и с каждым спаяно моё сердце.» «Я - человек, я живу на прекрасной живой земле». Памятник в Воронеже «Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник».
-
Чтение и анализ рассказа «Юшка»
-
Словарная работа
Сострадание Сочувствие Милосердие Гуманизм Блаженный Сокровенный Кроткий Смирный Объясните значение слов. Есть ли среди них синонимы? ?
-
Молодцы! Хорошо поработали!
-
Прочитайте начало рассказа (от слов: «Давно, в старинное время…» до слов: «…вон и Юшка уж спать пошёл»). Каким человеком предстаётперед нами Юшка в начале произведения? Где жил и работал Юшка?
-
Прочитайте эпизод «Юшка и дети» Как дети относились к Юшке? Как Юшка реагировал на жестокость детей? Почему Юшка верит, что дети его любят?
-
Вы очень наблюдательны! Хорошо!
-
Прочитайте эпизод «Юшка и односельчане» Как взрослые относились к герою рассказа? Как автор объясняет, почему взрослые обижали его? Почему Юшка безропотно переносит издевательства сельчан? Почему он их жалеет?
-
Как вы понимаете слова героя: «Они меня без понятия любят… Сердце в людях бывает слепое»? Как герою удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру? Что помогалоЮшке жить?
-
Прочитайте отрывок от слов: «Уйдя далеко…» до слов: «…шёл весело дальше, как здоровый человек»
Как вы можете прокомментировать эти слова?
-
прекрасно рассуждаете!
-
Анализ эпизода «Весёлый прохожий»
Хотел ли весёлый прохожий смерти Юшки? Можем ли мы сделать вывод, что иногда душевная чёрствость может стоить человеку жизни? Почему людям без Юшки стало грустно жить? Кто из героев рассказа умел по-настоящему любить людей? В чём проявлялась его любовь? Случайно ли приехавшую девушку называют «дочерью доброго Юшки»? Почему к Юшке приложимы слова блаженный, сострадание, милосердие?
-
Молодцы!
-
Тест
Назовите имя главного героя (не прозвище) ------------------ Ефим
-
Сколько лет главному герою? ------------------------------------- 40 лет
-
Где работал Юшка? ------------------------------- в кузнице
-
Узнай героя:
«…глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы». --------------------------------------- «…большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами…» ---------------------------------------- Юшка воспитанница Юшки
-
Продолжи фразу:
«…Сердце в людях бывает _____________.» «…Я жить родителями поставлен…я тоже всему _________________________.» «К телу умершего пришли проститься с ним ______________________...» слепое свету нужен все люди
-
Умницы!
-
Работа с эпиграфом урока
Как вы думаете, подходят ли слова доктора Гааза для эпиграфа к нашему уроку? Почему? Какие произведения отечественной литературы также проникнуты идеями милосердия? "Спешите делать добро, пока не стало поздно" Ф. П. Гааз
-
Выразительное чтение стихотворения А. Яшина «Спешите делать добрые дела…»
-
Перекликается ли это стихотворение с рассказом Платонова? Какие чувства вызвал у вас рассказ А. Платонова «Юшка»? Над чем писатель заставил задуматься? Кому из вас хочется в конце урока сказать герою произведения: «Прости нас, Юшка»?
-
Спасибо! У вас добрые сердца!
-
Домашнее задание:
Напишите письменный ответ на вопрос: «Нужно ли нам сочувствие и сострадание?»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.