Содержание
-
Учимся читать и понимать художественный текст
. А.С.Пушкин «Узник»
-
УЗНИК Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном, Клюёт, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовёт меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я..!»
-
Эпиграф к уроку
Читается трояким образом: первое - читать и не понимать; второе - читать и понимать; третье - читать и понимать даже то, что не написано. Я.Княжнин
-
Учимся понимать поэтический текст
До чтения Стихотворение А.Пушкина называется «Узник». Ваш прогноз. О чём это произведение?
-
По ходу чтения А теперь прочитайте про себя это стихотворение. Что непонятно? Ваш прогноз подтвердился?
-
Словарная работа Наши лингвисты работали с толковым словарём. Узник - человек, который находится в заключении. Темница - помещение, в котором находится заключённый, человек, лишённый свободы. Неволя - 1.отсутствие свободы, плен, рабство. 2.принуждение. Орёл - 1.крупная сильная хищная птица семейства ястребиных с изогнутым клювом, живущая в гористых или степных местностях. 2.переносное: о гордом, смелом, сильном человеке. Молвить – устаревшее: сказать, произнести Вольные - 1.свободные, независимые. 2.устар.- свободолюбивые. 3.не ограниченные какими-нибудь правилами, нормами, законами (всего 11 значений).
-
Пересказ сюжета стихотворения Какова история в стихотворении? Что и с кем происходит?
-
Создание структурной схемы Нарисуйте схему размещения героев стихотворения. Сколько персонажей? Почему? Где они находятся? Докажите текстом. Это ваша установка. Информация для размышления. Какой вывод?
-
Информация для размышления
Охотничьих птиц на открытом воздухе не содержали. Их «выгуливали», но недолго, привязывая (приковывая) на это время за ногу к особым пенькам. Все же остальное время птиц держали поодиночке в темных прохладных помещениях. И делалось это для того, чтобы птица выше поднималась в небо во время охоты. Птичья охота была одной из царских забав. При Алексее Михайловиче, отце Петра I, даже боярам была запрещена соколиная охота. Право на неё имел только сам царь. И охотничьих птиц у него содержалось несколько тысяч! То было время расцвета соколиной забавы, и тогда вряд ли узника могли посадить в темницу к птице или птицу к узнику. А вот уже с Петра птичья охота перестает быть царской монополией. И состарившихся охотничьих птиц по дешевке могли продать кому угодно. Может быть, и смотреть за такой птицей мог по договоренности арестант. В.Букатов
-
Учимся понимать поэтический текст
Наша установка гибкая, поэтому мы меняем точку зрения под влиянием новой информации. Орёл и человек находятся в камере вместе.
-
Диалог с текстом
Первая строфа Почему после первой строчки точка, а не запятая? Во время чтения после первого стиха должна быть длинная пауза. Кто говорит «Сижу…»? Глагол «сижу» в прямом значении (на полу) или в переносном (в тюрьме)? Как вы понимаете значение слова «вскормлённый»? Почему орёл «товарищ» человека? Почему орёл «грустный»?
-
Почему орёл не улетает на свободу во время охоты, а возвращается к хозяину? Такой орёл может быть символом свободы? Почему он машет одним «крылом»? Почему пища «кровавая»? Какие тропы в 1 строфе использовал Пушкин?
-
Вторая строфа Почему орёл «бросает» пищу? Что значат слова «как будто»? Кому принадлежит прямая речь? Почему в конце восклицательный знак? Найдите тропы во 2 строфе.
-
Третья строфа Что значит фраза «пора, брат, пора»? Зачем восклицательный знак? Что «пора»? Может быть, пора кому-то отомстить? Зачем 3 раза в начале строчек повторяется слово «туда»? Почему глагол «гуляем» в форме настоящего времени множественного числа, ведь орёл прикован? Что загадочного в последнем стихе? Зачем нужно многоточие? Зачем восклицательный знак? От чьего имени написано всё стихотворение?
-
Учимся понимать поэтический текст
После чтения Какова тема стихотворения? Какова основная мысль стихотворения? Это произведение о свободе или о предательстве свободы? Почему название «Узник»?
-
Вывод Понять художественный текст трудно, но можно. Установка у хорошего читателя гибкая. Читатель во время чтения вступает в диалог с автором, задаёт вопросы и ищет в тексте ответы. Читатель пользуется толковым словарём и другими справочниками. Художественный текст каждый читатель понимает по-своему.
-
Рефлексия
Закончите предложения На уроке я узнал … На уроке я научился … Я сейчас думаю о … Я сейчас чувствую … Я могу себя похвалить за …
-
Домашнее задание
1.Рисунок (иллюстрация) к стихотворению «Узник». 2.Выразительное чтение наизусть стихотворения «Узник».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.