Содержание
-
-
Какое историческое событие вы видели на экране?
-
Бородинское сражение и стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино».
-
Проблемные вопросы урока.
Как исторические факты помогли вам в понимании сюжета стихотворения и чувств лирического героя, участника событий 1812 года? Что сильнее воздействует на читателя: исторические факты или художественное произведение?
-
Из истории Бородинского сражения.
26 августа 1812 года в половине шестого утра началось крупнейшее сражение Отечественной войны. Русская армия насчитывала 132 тыс. человек и 640 орудий. Наполеон имел 135 тысяч человек и 587 орудий. Цели сторон были разные. Наполеон стремился разгромить русскую армию и захватить Москву. Кутузов планировал подорвать наступательный прорыв противника и обескровить его. Сражение не принесло победы никому. Количество погибших огромно. У французов – 60 тыс., у русских – 44 тыс. Позже Наполеон скажет: «Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».
-
План Бородинского сражения
-
Полководцы .
Михаил Илларионович Кутузов 1745—1813 Петр Иванович Багратион(1765-1812) Николай Николаевич Раевский(1771-1829)
-
Бородинскому сражению было посвящено много поэм и стихотворений.
1812 год восхваляли Крылов И.А., Жуковский В.А., Давыдов Д.В., Глинка Ф.Н., Тютчев Ф.И., Пушкин А. С., Лермонтов М.Ю. и другие. Многие из них были участниками Бородинского сражения. В своих стихах поэты писали о решимости защищать Родину, исполнить свой патриотический долг.
-
М.Ю.Лермонтов (1814 – 1841)
Лермонтов с детства слышал рассказы о героических днях войны 1812 года. Эти рассказы о подвигах русских воинов, о любви к родной земле и Москве волновали мальчика. В 17 лет Лермонтов написал первое стихотворение о знаменитой битве « Поле Бородина». А в 1837 году, когда Россия отмечала 25-ую годовщину славной битвы, он вновь пишет об этом событии.
-
М.Ю.Лермонтов был на Кавказе, когда в журнале «Современник» появилось стихотворение «Бородино». Это был отклик на 25 – летнюю годовщину Бородинского сражения. Прочитаем стихотворение.
-
Объясним некоторые слова
Кивер Высокий круглый военный головной убор из твердой кожи
-
Сеча
сражение, битва. Подвиг солдат генерала Горчакова. Худ. Ю. Цыганков
-
Редут- полевое укрепление. Картечь– артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии. Лафет– станок, на котором укреплялся ствол артиллерийского орудия. Бивак – стоянка войска под открытым небом. Хват– удалой, смелый человек. Басурманы– враги.
-
Драгуны
солдаты кавалерийских частей
-
Уланы
солдаты кавалерийских частей
-
Подвиг солдат Раевского. Худ. Н. Самокиш.
-
Подберите к историческим фактам подходящие по смыслу строки из стихотворения.
«Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали». «И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле». «У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки…» «Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И все на наш редут!
-
«И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй». «Полковник наш рожден был хватом. Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой». «Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.» «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». «Тогда считать мы стали раны, товарищей считать».
-
Подведем итоги сопоставления.
Что общего и в чем различие в описании Бородинского сражения историками и поэтом? Исторические факты и стихотворение дают описание битвы, ее напряженных моментов, больших потерь. Но исторические факты более точные и конкретные. Этого нет у М.Ю.Лермонтова. Его описание боя более поэтичное, емкое; за строчками стихотворения чувствуется боль и переживания автора, а также гордость за русский народ.
-
Ответим на главные вопросы урока.
Как исторические факты помогли вам в понимании сюжета стихотворения и чувств лирического героя, участника событий 1812 года? Что сильнее воздействует на читателя: исторические факты или художественное произведение?
-
Спасибо за работу на уроке!
Домашнее задание: Выучить стихотворение «Бородино» наизусть.
-
Об авторах
Масагутова Галина Михайловна, учитель истории МОУ «СОШ № 6», Ощепкова Светлана Валерьевна, Торсунова Наталья Дмитриевна, учителя литературы МОУ «СОШ № 6».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.