Содержание
-
Урок №4 Тема: Эпизод как путь к художественному целому романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (анализ сцены охоты как введение в художественный мир произведения) Л.Н.Толстой Война и мир
-
Что подразумевается под выражением «художественный мир» романа?
-
«художественный мир» романа «Война и мир» время герои Пространство (место)
-
«Мысль народная» - идея романа Мир отдельной личности, по-своему замкнутый и необъяснимый; Мир семьи («мысль семейная»); Мир отдельного сословия (дворянство, крестьянство); Мир нации; Мир всех людей, живущих на земле; Мир природы в ее самостоятельном развитии. СФЕРЫБЫТИЯ:
-
«Только потому так серьезно описана охота, что она одинаково важна…» (Л.Н.Толстой) Эпиграф к уроку
-
Проблематика романа Вопросы жизни и смерти правды и лжи радости и страдания личности и общества свободы и необходимости счастья и несчастья войны и мира Жизнь, по представлению Толстого, - не хороша и не дурна. АНТИТЕЗА Как проблематика романа отразилась в сцене охоты?
-
«Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей.» Князь Андрей Болконский о бессмысленной войне 1805года Что имел в виду князь Болконский, сравнивая войну с «забавой праздных и легкомысленных людей»?
-
Предыдущие и последующие события романа ВОЙНА 1805г. Аустерлицкое сражение Отечественная война 1812г. Охота в имении Ростовых «Всем народом навалиться хотят…» Партизанская война Бородинское сражение
-
Структура эпизода «охота» Описание утра – часть4,гл.3 Разговор Николая Ростова с Данилой Наташа заявляет брату о своем решении ехать на охоту Охота Ростовых в поле – ч.4, гл.4 Старый граф на охоте. Встреча с дядюшкой. Николай в ожидании зверя– ч.4, гл.5 Молитва Ростова. Травля зверя. Встреча Николая с соседом Илагиным. 1 2 3 4 5 6 7 1
-
Охота в имении Ростовых
-
Почему Л.Н.Толстой описывает сцену охоты именно в имении Ростовых?
-
Способ выражения авторской позиции 2 Пейзаж. (Человек и природа) Внутренний монолог (молитва Ростова). Характеристика героя с помощью художественной детали. Поведение героев во время охоты. Прямая авторская характеристика героя. Художественно-выразительные средства (олицетворение; сравнение; аллегория; ирония и т.д.),позволяющие проникнуть в идейный замысел романа. Речевая характеристика героев. «…у Толстого каждое слово несет предельную смысловую нагрузку. У него простая, могучая, порой внутренняя музыка, расположение слов в фразе, пунктуация, звукопись – все поставлено на службу мысли.» В.П.Катаев Стиль писателя
-
«…утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю». Осенний пейзаж «…событие должно было совершиться только потому, что оно должно было совершиться.» (Л.Н.Толстой)
-
Петя Ростов Система образов в эпизоде 3 Данило- ловчий, крестьянин Ростовых Помещик Илагин- сосед Ростовых Дядюшка Михаил Никанорыч Старый граф Илья Андреевич Ростов Николай Ростов- молодой барин Наташа Ростова По Толстому, близость человека к природе очень часто оказывается положительным критерием личности.
-
Какие художественные средства использует автор, для того чтобы лучше понять характер Данилы? «Несмотря на то, что Данило был невелик ростом, видеть его в комнате производило впечатление подобное тому, как когда видишь лошадь или медведя на полу между мебелью и условиями людской жизни. Данило сам это чувствовал и, как обычно, стоял у самой двери, стараясь говорить тише, не двигаться, чтобы не поломать как-нибудь господских покоев, и стараясь поскорее все высказать и выйти на простор, из-под потолка под небо» Данило Крепостной
-
«…из-за угла вышел…ловчий Данило, по-украински в скобу обстриженный, седой, морщинистый охотник, с гнутым арапником в руке и с тем выражением самостоятельности и презрения ко всему в мире, которое бывает только у охотников.» Как вы понимаете фразу «с тем выражением самостоятельности и презренияко всему в мире, которое бывает только у охотников»? Какова роль Данилы в сцене охоты? Почему он так «самостоятелен»? Данило - охотник
-
Данило и Николай Ростов «Он снял свою черкесскую шапку перед барином и презрительно посмотрел на него. Презрение это не было оскорбительно для барина: Николай знал, что этот все презирающий и превыше всего стоящий Данило все-таки был его человек и охотник.» Почему автор выстраивает так отношения между барином и крепостным? В чем здесь замысел Л.Н.Толстого?
-
Том 2, часть4, 5глава Николай в ожидании зверя Почему сходны чувства и даже мечты Николая на охоте и в бою? Что сближает в его сознании Аустерлиц, Долохова, карты, войну и охоту?
-
Каково состояние людей на охоте и во время военных действий?
-
«Лабиринт сцеплений» - так называет Толстой свой роман. 1805г 1809г 1812г Идет «охота» За Николаем Ростовым гонятся французы (Шенгра- бенское сражение – т.1,ч.2, гл.19) Николай Ростов со своим эскадро- ном атакуетфранцузов, берет в плен офицера. (Том3, ч.1, гл.15) Николай Ростов охотитсяв своем имении на волка (т.2, ч.4,гл.3-6)
-
Охота–«забава» людей привилеги- рованного класса (с применением оружия) Война-«забава» политикови людей, наделенных властью (их оружие- целая армия) Что объединяет понятия: война и охота? Уничтожить (лишить жизни) Результат: военные трофеи, шкура убитого зверя.
-
«Граф Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его, подернутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубу, сидя на седле, имел вид ребенка, которого собрали гулять» Граф Ростов Какая фраза в описании старого графа содержит авторскую иронию?
-
Данило и старый граф «- Ж…!-крикнул он (Данило), грозясь поднятым арапником на графа. -Про…ли волка-то! ..охотники! - И как бы не удостаивая сконфуженного, испуганного графа дальнейшим разговором, он со всей злобой, приготовленной на графа, ударил по ввалившимся мокрым бокам бурого мерина и понесся за гончими. Граф, как наказанный, стоял, оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к своему положению.» Как меняет охота привычные отношения людей, их иерархию?
-
«Она (Наташа)этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором. И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время.» Наташа Ростова Какими словами автор подчеркивает «единение» Наташи Ростовой с народом?
-
Наташа Ростова В гостях у дядюшки после охоты «…Анисья Федоровна …сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.»
-
Зачем автор использует аллегорию в сцене травли волка собаками? В чем замысел автора?
-
Описание волка «Вдруг вся физиономия волка изменилась; он вздрогнул, увидев еще, вероятно, никогда не виданные им человеческие глаза, устремленные на него, и, слегка поворотив к охотнику голову, остановился – назад или вперед? «Э! все равно, вперед!..» - видно, как будто сказал он сам себе и пустился вперед, уже не оглядываясь, мягким, редким, вольным, но решительным скоком.» Зачем нужно было автору так детально описывать повадки и «мысли» зверя, на которого идет охота?
-
Сцена травли волка собаками «Старый кобель, с своими мотавшимися на ляжках клоками, благодаря происшедшей остановке, перерезывая дорогу волку, был уже в пяти шагах от него. Как будто почувствовав опасность, волк покосился на Карая, еще дальше спрятав полено (хвост) между ног, и наддал скоку. Но тут Николай видел только, что что-тосделалось с Караем,- он мгновенно очутился на волке и с ним вместе повалился кубарем в водомоину, которая была перед ними. Та минута…,когда увидал это Николай, была счастливейшею минутою его жизни…» (т.2, ч.4, гл.5) Почему автору важна сцена борьбы собак с волком? Какие ассоциации возникают, когда читаешь этот эпизод?
-
Травля волка заканчивается «победой» Данилы Бородинское сражение 1812 год Травля зайца заканчивается «победой» пса Ругая Итог сцены «охота» 1809 год «…Данило уже лежит в середине собак, на заду волка, стараясь поймать его за уши. Очевидно было и для охотников, и для собак, и для волка, что теперь все кончено.» «Долго еще они поглядывал- ли на красного Ругая, который с испачканной грязью, горбатой спиной, побрякивая железкой, с спокойным видом победителя шел рысцой за ногами лошади дядюшки.» Соотнесите моменты «победы» в сцене «охоты» с событиями романа. Кто настоящий победитель «сражений»? Народ Русский мужик
-
Чем важна в концепции романа сцена охоты? Концепция- замысел, то или иное понимание чего-нибудь. Рефлексия
-
Спасибо за активную работу ! Материал подготовила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.