Содержание
-
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
-
Актуальность темы
В последние годы в России чтение стало терять статус национальной культурной традиции, что повлекло за собой снижение уровня грамотности в подростковой и молодежной среде.
-
Школьник с неохотой проводит время за чтением книг, предпочитая проводить досуг перед экраном телевизора или компьютера. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии.
-
Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом.
-
Так возникла необходимость формирования читательской компетентности ученика как гармоничной личности, которую должна воспитать школа.
-
Карамзин Николай Михайлович (1766-1826)
«Чтение и письмо открывают человеку новый мир, особенно в наше время, при нынешних успехах разума». Н.М.Карамзин
-
PISA
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся Тестирование проходит 1 раз в 3 года Участвуют подростки до 15 лет
-
МОНИТОРИНГ PISA
Грамотность Чтение Математическая грамотность Естественнонаучная и компьютерная грамотность
-
Страны с высоким уровнем образования (2015 год)
ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ Китай Корея Сингапур Япония
-
ЕВРОПА Финляндия Эстония Швейцария Польша Нидерланды
-
Результаты исследований PISAУровни читательской грамотности Россия из 70 стран заняла 43 место!
-
Национальная программа поддержки и развития чтения
«…Страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением… На данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры».
-
Метапредметныерезультаты освоения ФГОС ООО
«… овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров»
-
ОГЭ русский язык – задания 6, 8, 15.3ЕГЭ- задание 25
-
Всероссийские проверочные работы
-
Задания ВПР по работе с текстом
-
Цель опыта
создание условий для формирования навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как средства развития метапредметных результатов обучения.
-
Задачи:
изучить различные стратегии смыслового чтения; разработать систему приемов для развития навыков смыслового чтения; способствовать повышению мотивации обучения через создание ситуации успеха.
-
Новизна опыта
применение совокупности элементов известных методик; апробация инновационных форм работы.
-
Что такое смысловое чтение? Смысл – с-мысль, т.е. с мыслью. Мысль заложена внутри слова, текста, задания.
-
Смысловое чтение
вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
-
является метапредметным результатом освоения Основной образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием
-
Стратегия смыслового чтения
Стратегия — это план-программа совместной деятельности, в которой учащийся много работает самостоятельно под руководством учителя В целом насчитывается около ста стратегий чтения и, согласно статистике, около 30-40 применяется в школе.
-
Этапы работы с текстом и стратегии деятельности
Работа с любым текстом предполагает три этапа: до чтения текста ( предтекстовая деятельность) во время чтения текста (текстовая деятельность) после чтения текста (послетекстовая деятельность
-
Стратегии предтекстовой деятельности
Мозговой штурм. Батарея вопросов: вопросы для припоминания. Учить видеть слово. Анализ заголовка текста до начала чтения. Работа с эпиграфом.
-
Стратегия «Мозговой штурм»
Предтекстоваядеятельность
-
Стратегии текстовой деятельности
Чтение вслух (попеременное чтение). Чтение про себя с вопросами. Чтение с остановками. Чтение про себя с пометками. Диалог с текстом Прогнозирование. Выделение главных мыслей текстов, объяснение смысла текстов. Ответы на вопросы по тексту. Самостоятельная постановка вопросов к тексту
-
Стратегия «Чтение с пометками»
Текстовая деятельность
-
Текстовая деятельность
ЗИС-5 — советский грузовой автомобиль, грузовик 1930-40-х годов, один из основных транспортных автомобилей Красной Армии во время Великой Отечественной войны.
-
С 22 июня 1941 года (день внезапного нападения гитлеровцев) советская армия терпела многочисленные потери и отступала. 19 ноября 1942 года в ходе операции «Уран» после мощной артиллерийской подготовки проведено окружение немецко-румынских войск в Сталинграде, капитулировавших 2 февраля 1943 года. С этого периода начинается наступление советских войск.
-
«…а сам крылатки посылал редко…» (письмо с фронта)
-
Дать прикурить - перен. то же, что задать жару; заставить двигаться, суетиться; проучить ◆ Ты дай им там прикурить, // Товарищ старший сержант, // Я верю в душу твою, // Солдат Николай Расторгуев, «Солдат»
-
Стратегии послетекстовой деятельности
Составление плана. Самостоятельное составление схем, рисунков, таблиц, опорных схем по текстам- «Двойной дневник». Пересказ. Конспект
-
Стратегия «Двойной дневник»
Послетекстовая деятельность
-
Вывод:
Использование данных стратегий на разных этапах работы с текстом способствует формированию у учащихся навыков смыслового чтения.
-
Устное собеседование – допуск к ОГЭ
С этого года степень сформированности навыков смыслового чтения у учащихся 9-х классов проверяется на итоговом устном собеседовании
-
Задания Собеседования составлены согласно Концепции преподавания отдельных предметов в Российской Федерации (2016г)
-
Цель Собеседования - проверить коммуникативную компетенцию обучающихся основной школы (все школьные предметы), которая формируется на базе лингвистической и языковой компетенции (русский язык).
-
Устное собеседование как допуск к ОГЭ
Образовательное учреждение несёт ответственность за развитие у обучающихся коммуникативной компетенции
-
Учить детей говорить: читать вслух, пересказывать текст, строить монологическое высказывание, вести диалог должен каждый учитель на каждом своём уроке. Каждый учитель должен требовать и соблюдать сам нормы грамотной эталонной речи. Это обязанность не только учителя русского языка и литературы.
-
Все учителя-предметники (не только учитель русского языка) ответственны за то, как ребёнок поведёт себя на Устном собеседовании, будет ли он допущен к сдаче ОГЭ.
-
Смысловое чтение – метапредметный результат
Смысловое чтение как метапредметный результат освоения Основной образовательной программы основного общего образования реализуется на всех уроках по всем предметам в 1-9 классах, и потому необходимо обучение стратегиям смыслового чтения
-
«Рецепт» семейного чтения.
Предлагает санкт-петербургский психолог А.П. Кашкаров, автор замечательных книг «Детское чтение. Пособие для отцов» (2010), «Чтение в средней школе. Как вырастить читающего человека» (2013)
-
«Рецепт» семейного чтения:
20 граммов общения, 30 граммов терпения, 70 щепоток внимания и 100 ложек желания.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.