Содержание
-
Литературное краеведение - средство патриотического воспитания и развития читательской самостоятельности младших школьников Выступление на педагогическом форуме 2015г Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может осуществиться рост духовной культуры всего общества. Д.С. Лихачев
-
Что такое литературное краеведение Литературное краеведение - «та же история литературы, но отличающаяся особым подбором материала, особым аспектом его рассмотрения». Это направление открывает учащимся прекрасное в окружающем их мире, в людях и природе родного края, пробуждает у них чувство любви к "малой родине". Литературное краеведение дает изучающим материал, которого они не найдут в произведениях, изучаемых по программе, способствует развитию мыслительной активности, вызывает устойчивый интерес к художественному слову.
-
Цель и основная задача литературного краеведения в начальной школе Цель Расширение читательского кругозора младших школьников, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Основная задача Обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, вооружать умением учиться.
-
Принципы работы по литературному краеведению 1. Возможность самостоятельного движения в изучаемой области. 2. Существенное повышение мотивации и интереса к учению. 3. Возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний, 4. Прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.
-
Планируемые результаты 1. Интерес к истории отечественной детской литературы через призму жизни и творчества писателей, чьи имена носят улицы Самары. 2. Умение запрашивать, собирать и представлять информацию о жизни писателя, читать и анализировать его произведения, написанные специально для детей или вошедшие в круг детского чтения. 3. Творчески осваивать индивидуальные, групповые и коллективные способы читательской деятельности на уроках, во внеурочное время, опираясь на фонды школьной, районной и областной детских библиотек. 4. Устанавливать и прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями.
-
Средства диагностики
-
Ведущий метод обучения Ведущим является метод обучения, при котором школьники не получают знания в готовом виде, а добывают их в процессе совместной учебно-познавательной деятельности со сверстниками и взрослыми (учителями, родителями, библиотекарями).
-
Структура программы внеурочной деятельности «Литературное краеведение, 1-4 классы»
Раздел 1. «Самарских улиц имена» Раздел 2. « За страницами наших учебников» Раздел 3. « Литературная гостиная» Раздел 4. «Наше творчество»
-
Разделы программы литературного краеведения в начальной школе Первый раздел программы «Самарских улиц имена» 1класс - ул. Пушкина, ул. Маяковского, ул. Льва Толстого. 2 класс – ул. Некрасовская, ул. Самарская, ул. Садовая, ул. Полевая. 3 класс – ул. Аксаковская, ул. А. Толстого, ул. М.Горького. 4 класс – ул. Неверова, ул. Ивана Булкина, ул. Молодогвардейская, ул. Зои Космодемьянской.
-
Второй раздел программы «За страницами наших учебников» 1 класс – Стихи и сказки А. С. Пушкина. «Азбука» Л. Н. Толстого. В. В. Маяковский – детям. 2 класс – Стихи Н. А. Некрасова для детей. Книги-альбомы о крае Самарском. Н. Надеждина «Путешествие в страну Легумию». К.Д.Ушинский «Как рубашка в поле выросла». 3 класс – С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». М. Горький «Сказки для детей». А. Н. Толстой «Сорочьи сказки», «Детство Никиты». 4 класс – А. С. Неверов «Ташкент – город хлебный», «Строки, опалённые войной» , Стихи Ивана Булкина, Л. Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре».
-
Третий раздел программы «Литературная гостиная» 1 – 2 классы – Что такое детская книга. Художники-иллюстраторы наших любимых книг. Поэт и художник В. В. Маяковский . 3 – 4 классы – Поэты Самарского края, их произведения и книги для детей. Встречи с писателями – земляками.
-
Четвёртый раздел программы «Наше творчество» 1 класс – Мы – художники-иллюстраторы. 2 класс – Литературный праздник «Книжкины именины» 3 класс – Наш литературный альманах 4 класс – Литературные и читательские конференции
-
Формы и методы работы в рамках литературного краеведения в начальной школе. 1. Работа с картой города. 2. Прогулка по улице. 3. Выставка книг автора. 4. Конкурс выразительного чтения. 5. Конкурс иллюстраций. 6. Работа с толковыми словарями. 7. Работа с предисловиями и послесловиями. 8. Составление рассказа об авторе. 9. Сочинение, отзыв о прочитанном произведении. 10. Литературные встречи и литературные конференции.
-
Книжное лето Наша школа летнего чтения
-
Выводы Данная программа обеспечивает: разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья); рост творческого потенциала, познавательных мотивов младших школьников обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
-
Литература
1. Липатова А.М. Самарских улиц имена.- Самара: ОАО «Изд-во «Самарский Дом печати», 2008. 2. О Волге наше слово. Куйбышев. Книжное издательство, 1987. 3.Подвиг во имя Родины. Составил Гулин Г.А. Куйбышев, Книжное издательство. 5 выпусков, книга 11, 1968г., книга 111.1975. Интернет – источники 1.http://www.smibs.ru/kraevedenie/literaturnaya-karta-samary 2. http://eco-det.ucoz.ru/socped/literaturnoe_kraevedenie.rtf
-
Благодарю за внимание! Недоспасова Лариса Михайловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 6 г. о. Самара
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.