Презентация на тему "Литературные направления" 9 класс

Презентация: Литературные направления
Включить эффекты
1 из 35
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Литературные направления" по литературе. Презентация состоит из 35 слайдов. Для учеников 9 класса. Материал добавлен в 2021 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.45 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    35
  • Аудитория
    9 класс
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Литературные направления
    Слайд 1

    Классицизм (от лат. classcus – образцовый)

  • Слайд 2

    Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII - начала XIX в., одной из важнейших черт которого являлось обращение к образцам и формам античности как к универсальному эталону. Главная задача классицизма – создание значительного монументального искусства, одушевлённого идеей сплочения нации, объединяющейся вокруг трона . Частный интерес подчинён в классицизме государственному, чувства – долгу. В основе эстетики – принцип рационализма и «подражания природе».

  • Слайд 3

    ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА КУЛЬТ РАЗУМА; ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ОРГАНИЗУЕТСЯ КАК ИСКУСТВЕННОЕ, ЛОГИЧЕСКИ ПОСТРОЕННОЕ ЦЕЛОЕ; СТРОГАЯ СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, СХЕМАТИЗМ; ЖИЗНЕННЫЕ ЯВЛЕНИЯ ПРЕОБРАЗУЮТСЯ ТАК, ЧТОБЫ ВЫЯВИТЬ И ЗАПЕЧАТЛЕТЬ ИХ РОДОВЫЕ, СУЩЕСТВЕННЫЕ ЧЕРТЫ И СВОЙСТВА; ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРЫ ОБРИСОВЫВАЮТСЯ ПРЯМОЛИНЕЙНО; ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ ПРОТИВОПОСТАВЛЯЮТСЯ; ИДЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРОЕВ, УТОПИЗМ, АБСОЛЮТИЗАЦИЯ ИДЕЙ; ПОДЧЁРКИВАЕТСЯ ОБЪЕКТИВНОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ; АКТИВНОЕ ОБРАЩЕНИЕ К ОБЩЕСТВЕННОЙ, ГРАЖДАНСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ.

  • Слайд 4

    Строгая иерархия жанров ↓ ↓ Высокие В них осваивается общественная жизнь, история; действуют герои, полководцы, монархи. Трагедия, эпопея, ода. Низкие В них осваивалась повседневная жизнь обычных людей. Комедия, сатира, басня. Смешение высокого и низкого не допускается

  • Слайд 5

    Герои чётко делятся на положительныхи отрицательных, ясно выражена авторская оценка. Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в говорящих фамилиях. В драматургии господствовало требование трёх единств: Единство времени: действие развивается не более суток; Единство места: автор не должен переносить действие из одного места в другое . 3. Единство действия: одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5 – 10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, то есть нет побочных действий, персонажей.

  • Слайд 6

    Требования к классицистической композиции В пьесе, как правило, 4 акта – в третьем кульминация, в четвёртом развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.

  • Слайд 7

    Особенности русского классицизма Сатирическая направленность; Преобладание национально-исторической тематики; Преимущественное развитие жанра оды и поэмы. Периоды русского классицизма: 30 – 50-е гг. XVIII в. Усилия писателей на этом этапе направлены на развитие просвещения и науки, создание литературы и национального языка. 60-е гг. – конец XVIII в. На первый план выдвигаются задачи воспитания человека – гражданина. Произведения гневно обличают личные пороки, препятствующие служению человека на пользу государства. Конец XVIII в. – начало XIX в. Наблюдается спад классицизма. Усиливаются национальные мотивы. Писателей интересует уже не просто тип идеального дворянина, а тип русского идеального дворянина. Таким образом, русский классицизм на всех этапах отличала высокая гражданственность

  • Слайд 8

    Представители Франция Корнель Расин Мольер Вольтер Лафонтен Германия Гёте Шиллер

  • Слайд 9

    Р о с с и я Г.Р. Державин А.Д. Кантемир Я.Б. Княжнин М.В. Ломоносов В.А. Озеров А.П. Сумароков В.К. Тредиаковский Д.И. Фонвизин И.Н. Хемницер М.М. Херасков

  • Слайд 10

    Сентиментализм (от англ. sentimental - чувствительный, от франц. sentiment – чувство)

  • Слайд 11

    Идейная основа– протест против испорченности аристократического общества. Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты). Основное свойство – стремление представить человеческую личность в движении души, мыслях, чувствах, стремлениях. В основе эстетики – «подражание природе» (как и в классицизме); элегические и пасторальные настроения; идеализация патриархального быта. Задача автора – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слёзы умиления у читателя. Основная тематика – любовная.

  • Слайд 12

    Черты сентиментализма - УХОД ОТ ПРЯМОЛИНЕЙНОСТИ КЛАССИЦИЗМА В ОБРИСОВКЕ ХАРАКТЕРОВ И ИХ ОЦЕНКЕ; ПОДЧЁРКНУТАЯ СУБЪЕКТИВНОСТЬ ПОДХОДА К МИРУ; КУЛЬТ ЧУВСТВА КУЛЬТ ПРИРОДЫ КУЛЬТ ВРОЖДЁННОЙ НРАВСТВЕННОЙ ЧИСТОТЫ, НЕИСПОРЧЕННОСТИ; УТВЕРЖДАЕТСЯ БОГАТЫЙ ДУХОВНЫЙ МИР ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НИЗШИХ СОСЛОВИЙ. Основные жанры Сентиментальная повесть, путешествие, в лирике – идиллия, или пастораль. Сентименталисты любили также эпистолярный жанр (жанр письма).

  • Слайд 13

    Особенности русского сентиментализма Сильная дидактическая установка; Выраженный просветительский характер; Активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм. Появился в России в 60 – 70 гг. XVIII века.

  • Слайд 14

    Представители Руссо (Франция) Англия Ричардсон Стерн Россия В.А. Жуковский В.В. Капнист Н.М. Карамзин Н.А. Львов М.Н. Муравьёв

  • Слайд 15

    Романтизм Особый вид мировоззрения и художественное направление.

  • Слайд 16

    Возник как своего рода реакция на рационализм и немотивированный (ни на чём не основанный) оптимизм классицизма ( в основе – разочарование в идеях Просвещения). Основные свойства: Доминанта субъективного над объективным; Стремление не воссоздать, а пересоздать действительность; Тяга к выдвижению на первый план исключительного (в характерах и обстоятельствах) В центре художественной системы стоит личность. Романтическая личность – это прежде всего страстная личность. Страсть ↓ ↓ Высокая Низкая любовь во всех зависть, жадность, её проявлениях честолюбие

  • Слайд 17

    Черты романтизма ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ СЛОЖНОЙ, ГЛУБОКОЙ, УТВЕРЖДЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ; ВЗГЛЯД НА ЖИЗНЬ «СКВОЗЬ ПРИЗМУ СЕРДЦА»; ИНТЕРЕС КО ВСЕМУ ЭКЗОТИЧЕСКОМУ, СИЛЬНОМУ, ЯРКОМУ, ВОЗВЫШЕННОМУ; СКЛОННОСТЬ ОТРАЖАТЬ «НОЧНУЮ» СТОРОНУ ДВИЖЕНИЙ ДУШИ, ТЯГА К ИНТУИТИВНОМУ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОМУ; ТЯГОТЕНИЕ К ФАНТАСТИКЕ, УСЛОВНОСТИ ФОРМ, СМЕШЕНИЮ ВЫСОКОГО И НИЗКОГО, КОМИЧЕСКОГО И ТРАГИЧЕСКОГО, ОБЫДЕННОГО И НЕОБЫЧНОГО; МУЧИТЕЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ РАЗЛАДА С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ; ОТКАЗ ОТ ОБЫДЕННОГО; СТРЕМЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ К АБСОЛЮТНОЙ СВОБОДЕ, К ДУХОВНОМУ СОВЕРШЕНСТВУ, К НЕДОСТИЖИМОМУ ИДЕАЛУ В СОЧЕТАНИИ С ПОНИМАНИЕМ НЕСОВЕРШЕНСТВА МИРА.

  • Слайд 18

    Новый тип мировоззрения – эстетический (творческий в своей основе). В основе эстетики – отказ от «подражания природе», провозглашение творческой активности художника и права на преображение реальности. Защита творческой свободы автора. Произведение искусства воспринимается как живой организм, где содержание и форма неразрывно связаны (форма не является оболочкой для содержания). Романтики первыми обращаются к истории. В романтическом произведении подробно воспроизводятся исторические детали, фон , колорит, но характеры даны вне истории. Экзотика. События романтических произведений разворачиваются в необычной обстановке, в основном на юге. Для России – это Крым или Кавказ с его страстными и вольными народами. Внимание к фольклору, его переработка и создание собственных произведений в фольклорных жанрах.

  • Слайд 19

    Романтизм связан с обновлением жанров: формирование исторического романа, лиро-эпической поэмы, фантастической повести; бурное развитие лирики. Обновление слова за счёт введения ассоциативности, многозначности. Открытия в области стихосложения. Синтез искусств, разрушение устоявшихся норм, догм и канонов. Переоценка ценностей. Романтики широко используют символику. Романтический символ – это возведение от конкретного к абстрактному.

  • Слайд 20

    Романтизм в России Появился в 1-ой четверти XIX века. Особенности русского романтизма: Доминирующий пафос вольнолюбия и борьбы; Придание усиленно-социального звучания общеромантическим мотивам; Синтез элементов (отдельных свойств классицизма, Просвещения, доромантической поэтики и др.) Активнейшее развитие лирики.

  • Слайд 21

    Представители Англия Байрон Вордсворт Колридж Саути Скотт Шелли Германия Гейне Гофман Шиллер Гёте Мицкевич (Польша)

  • Слайд 22

    Франция Дюма Мюссе де Сталь Нодье Шатобриан Россия Е.А. Баратынский Н.Н. Батюшков Бестужев - Марлинский А.Ф. Вельтман Д.В. Веневитинов

  • Слайд 23

    В.Ф. Одоевский П.А. Вяземский А.А. Дельвиг И.И. Лажечников М.Н. Загоскин П.А. Катенин В.К. Кюхельбекер И.И. Козлов М.Ю. Лермонтов А.И. Одоевский

  • Слайд 24

    Н.Ф. Павлов А.П. Погорельский Н.А. Полевой А.С. Пушкин К.Ф. Рылеев Ф.И. Тютчев А.С. Хомяков С.П. Шевырёв В.А. Жуковский

  • Слайд 25

    РЕАЛИЗМ (от лат. realism – вещественный)

  • Слайд 26

    Основное свойство – посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Ведущий критерий художественности – верность действительности; стремление к непосредственной достоверности изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жизни». Признаётся право художника освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений. Большое разнообразие художественных форм. Задача писателя-реалиста – стараться не только уловить жизнь во всех её проявлениях, но и понимать её, понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу; нужно сквозь игру случайностей добиться до типов – и со всем тем всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным изучением, чуждаться эффектов и фальши.

  • Слайд 27

    Черты реализма - СТРЕМЛЕНИЕ К ШИРОКОМУ ОХВАТУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЕЁ ПРОТИВОРЕЧИЯХ, ГЛУБИННЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ И РАЗВИТИИ; -ТЯГОТЕНИЕ К ИЗОБРАЖЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА В ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СРЕДОЙ: ВНУТРЕННИЙ МИР ПЕРСОНАЖЕЙ, ИХ ПОВЕДЕНИЕ НЕСУТ НА СЕБЕ ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ; БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОМУ ФОНУ ВРЕМЕНИ; УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ В ИЗОБРАЖЕНИИ ЧЕЛОВЕКА; СОЦИАЛЬНЫЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ; ИСТОРИЧЕСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ НА ЖИЗНЬ.

  • Слайд 28

    РЕАЛИЗМ В РОССИИ Появился в XIX веке. Стремительное развитие и особый динамизм. Особенности русского реализма: Активное освоение социально-психологической, философской и моральной проблематики; Выраженный жизнеутверждающий характер; Особый динамизм; Синтетичность( более тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями: просветительством, сентиментализмом, романтизмом).

  • Слайд 29

    Этапы развития: - Просветительский реализм (Д.И. Фонвизин, Н.И.Новиков, А.Н. Радищев, молодой И.А. Крылов); «синкретический» реализм: сочетание реалистических и романтических мотивов, при доминанте реалистического (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов); Критический реализм – обличительная направленность произведений; решительный разрыв с романтической традицией (И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский); Социалистический реализм – проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира (М. Горький).

  • Слайд 30

    Представители Англия Франция Диккенс Теккерей Шиллер (Германия) Стендаль Бальзак

  • Слайд 31

    Россия А.К. Толстой К.С. Аксаков В.М. Гаршин Н.В. Гоголь И.А. Гончаров А.С. Грибоедов Д.В. Григорович Ф.М. Достоевский Н.А. Некрасов

  • Слайд 32

    А.Н. Островский А.Ф. Писемский М.Е. Салтыков - Щедрин Л.Н. Толстой И.С. Тургенев А.П. Чехов А.С. Пушкин М.Ю. Лермонтов

  • Слайд 33

    Неоромантизм ( конец XIX - начало XX века) Основные свойства: Ощущение кризиса реализма как художественной системы ; Стремление перевоссоздания действительности; Проблематика «отверженных»; Проблематика «сильной личности» и «естественного человека»; Пафос свободолюбия; Стремление «создать иллюзию мира».

  • Слайд 34

    Поэтика Экзотика сюжетов; Использование жанров легенды, песни, литературной сказки; Антитеза образов – символов (Свобода – Неволя, Свет – Тьма, Добро – Зло…); Очевидное присутствие идеала, который часто персонифицируется; Система персонажей с чётко обозначенным центром – героическая личностью; Часто встречающаяся трагическая развязка; Аллегоричность. Элементы поэтики неоромантизма были активно освоены художественной системой социалистического реализма.

  • Слайд 35

    Представители А. Блок М. Горький В.Г. Короленко А.И. Куприн А. Грин

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке