Содержание
-
Методика написания выпускного сочинения по литературе
Автор: Елена Александровна Якуничева учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1 города Ярцево Смоленской области
-
Что такое сочинение на литературную тему?
Это рассуждение, размышление ученика по поводу того, как изображен тот или иной литературный персонаж; почему литературный герой поступает так или иначе и как это его характеризует; какое морально-нравственное понятие осмысливает писатель, рассказывая о поступках своего героя; какие общественно значимые проблемы поднимает в своем произведении писатель и почему они не утратили актуальности в наши дни. Выпускник должен не пересказывать прочитанное, а рассуждать о нем. Сочинение на литературную тему должно быть доказательством строго определенного тезиса, четко сформулированного во вступлении
-
Чем написание сочинения на литературную тему похоже на доказательство теоремы?
Дано – это тема сочинения. Требуется доказать – это вступление к сочинению; в нем ученик, произведя понятийный анализ формулировки темы сочинения, самостоятельно формулирует тезис, который будет доказывать в своей работе. Доказательство – основная часть сочинения, представляющая собой раздумья пишущего, подтверждающие справедливость тезиса, заявленного во вступлении: анализ конкретных литературных фактов; цитаты, приводимые в доказательство своей точки зрения. Подведение итогов (что и требовалось доказать) – заключительная часть сочинения: итоговый вывод из написанного
-
Композиция сочинения
Слово сочинение происходит от древнерусского слова «чин», которое означало «порядок». Написать сочинение – это не просто продемонстрировать свои знания, связанные с литературным произведением, а изложить их в строго определенном порядке. Вступление – обозначается тезис, который необходимо будет доказывать во второй части. Основная часть – приводится система доказательств. Каждый абзац основной части включает в себя некоторое утверждение, его аргументацию и ссылку на текст. Заключение – подведение итогов сказанному. Сочинение имеет КОЛЬЦЕВУЮ композицию: вступление и заключение перекликаются друг с другом и в той или иной степени формулируют тезис работы.
-
Понятийный анализ темы и формулировка тезиса
Анализировать тему сочинения можно двумя способами Выделить ключевые слова в формулировке темы сочинения (обычно их не более 1-3; раскрытию выделенных понятий и будет посвящено сочинение) Практический совет: ключевые слова, входящие в формулировку темы сочинения или однокоренные с ними, следует почаще повторять в тексте своей работы, чтобы постоянно придерживаться темы
-
2. Переформулировать тему сочинения в ряд вопросов и доказательно ответить на них в основной части сочинения. Пример «Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова» Вопросы: В каких стихотворениях поэта звучит эта тема? Чем объясняется столь частое обращение поэта к этой теме в своем творчестве? Каким обычно изображен герой в произведениях романтизма? Почему лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова гордится своим одиночеством?
-
Разбивка темы сочинения на вопросы или выделение в ее формулировке ключевых слов помогает обозначить основную мысль сочинения, которая излагается во введении в виде тезиса – четко и ясно. Записать тезис нужно в 2-3 предложениях. В формулировке главной мысли должно быть сказано: что автор сочинения собирается доказывать в своей работе? на каком материале автор сочинения будет выстраивать доказательную базу? как сочинение поможет понять замысел автора литературного произведения?
-
Варианты вступления
Историческое (краткая характеристика эпохи) Аналитическое (размышление по поводу центрального понятия, входящего в формулировку темы сочинения; раздумья над тем или иным словом) Биографическое (обращение к фактам из биографии писателя, имеющим отношение к произведению или к поднятой в нем проблеме; характеристика ближайшего окружения писателя; рассказ об истории создания литературного произведения; рассмотрение эволюции взглядов художника) Сравнительное (упоминание о предшествующей литературной традиции, размышление о новаторстве автора, о том, что нового писатель внес в развитие литературы)
-
Требования к написанию основной части
Основная часть сочинения представляет собой ответы на те вопросы, в которые была переформулирована тема. Каждая новая мысль начинается с новой красной строки. Каждый абзац включает в себя некоторое утверждение (тезис), его аргументацию и ссылку на текст. В основной части сочинения следует избегать: пересказа литературного произведения; изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. Основная часть немыслима без цитат, но их не должно быть слишком много и они не должны быть слишком длинными. Назначение цитаты – подтвердить сказанное вами, но не повторить его.
-
Заключение
Заключительная часть сочинения обязательно должна перекликаться со вступлением. Но если во вступлении главная мысль сочинения только обозначена, то в заключении она высказана полно и достаточно подробно. Помните о том, что афоризмы – это граненые алмазы мудрости. Делая итоговый вывод в своем сочинении, не забывайте использовать высказывания известных людей. Они придадут сделанному вами выводу более весомый характер
-
Список использованных источников
Виды сочинений по литературе. 10-11 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / О.И. Щербакова. – М. «Просвещение», 2014 От допуска к экзамену до поступления в ВУЗ. Сочинение по литературе – ЕГЭ по русскому языку: {учебное пособие} / С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – Москва: Интеллект-Центр, 2014 Сочинение? Легко! 10-11 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / {С.И. Красовская, М.И. Шутон, Е.А. Плевакидр.} – М: «Просвещение», 2014
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.