Содержание
-
На всех парусах
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус»
-
Предыстория
В 1830 году начались народные волнения, Лермонтов откликается на парижские события рядом стихотворений. Это явилось главной причиной того, что ему «посоветовали» уйти из Московского университета. Лермонтов едет в Петербург, мечтая о переводе, но ему предлагают поступить на 1 курс, что означало потерять 2 года. Расстроенный, он поступает в школу гвардейских прапорщиков, где его свободолюбивую натуру стали давить муштрой.
-
Никто не дорожит мной на земле,И сам себе я в тягость, как другим;Тоска блуждает на моём челе.Я холоден и горд; и даже злымТолпе кажуся…
Так писал М. Ю. Лермонтов в стихотворении «1831-го июня 11 дня». Но за внешней холодностью скрывалась тонкая, нежная, одинокая душа.
-
Представьте, что в вашей жизни наступил момент, когда вас никто не понимает, всем безразлично, что вы чувствуете. Вы одиноки.
Попробуем ваше состояние описать в стихах! Игра «буриме» _________________________одиночество _________________________хочется _________________________грусть _________________________пусть Одиночество, одиночество… В одиночестве плакать хочется. Обнимает за плечи грусть, Прижимает к себе – ну и пусть!
-
-
Именно в такой момент грусти и написано стихотворение «Парус»
Каким настроением пронизано стихотворение? Литературоведческий эксперимент Пробуйте сами проанализировать следующие четверостишия «Паруса»
-
На сколько частей можно разделить стихотворение Лермонтова?
-
Анализ 1 строфы
Какие прилагательные помогают нам увидеть картину происходящего? Эпитет – образное определение, красочное прилагательное. Вслушайтесь в первые две строчки стихотворения. Какие повторяющиеся звуки ловит ваш слух? Гласные как бы удлиняют слово, делают интонацию спокойной, протяжной. Ассонанс – созвучие гласных звуков. Многоточие даёт нам возможность остановиться, подумать, представить. Следующие две строки вносят в стихотворение чувство тревожности. Автор задаёт вопросы, на которые сам не может ответить.
-
Анализ 2 строфы
Картина спокойствия сменилась…бурей. Исчезли эпитеты, сменилась интонация, фразы стали короткие, обрубленные. Какие здесь звуки преобладают? При помощи согласных звуков рождается звукопись. Аллитерация – приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков. Что выражает восклицательный знак в строфе?
-
Анализ 3 строфы
После шторма опять безмятежность. Снова появились эпитеты, и интонация стала плавной, неторопливой. Найдите в 2 последних строчках самые важные слова, на которые падает логическое ударение. Парадокс – противоречие, которое возникает при логической правильности хода рассуждения Антитеза – резкое противопоставление, противоположность образов и понятий. Поищем антитезу в других строфах стихотворения. Далёкой – родной Ищет – кинул Ищет – бежит Инверсия – обратный порядок слов, сопровождаемый перенесением интонационного центра. Найдите примеры инверсии в стихотворении.
-
А вы не задумывались, почему парус назван «мятежным»?
Олицетворение – такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить, чувствовать. Значит, парус – это человек, а море… Что обозначает выражение «плыть по течению», «зайти в тихую гавань»? Что же ищет человек-парус в жизни? Он ищет гармонию. Человек всегда находится в вечном поиске. И даже пройдя через бурю, он не останавливается, а ищет дальше.
-
Как вы понимаете выражение «на всех парусах»?
Ваша жизнь несётся на всех парусах. Вы учитесь постигать жизнь, чтобы в будущем, как парус, выйти в открытое море.
-
Ритмический анализ стихотворения «Парус»
Вспомните, какие бывают стихотворные размеры. И-ВАН (двустопный ямб) ВА-НЯ (двустопный хорей) ВА-НЕЧ-КА (трехстопный дактиль) ВА-НЮ-ША (трехстопный амфибрахий) И-О-АНН (трехстопный анапест)
-
Проинтонируйте первую строфу стихотворения «Парус», определите стихотворный размер. Определите рифму в стихотворении. М.Ю.Лермонтов «Парус». Бе-ле-ет – па-рус – о-ди-но-кий В ту-ма-не – мо-ря – го-лу-бом!.. Что – и-щет – он - в стра-не – да-лё-кой? Что – ки-нул – он - в кра-ю – род-ном? - / - / - / - / - - / - / - / - / Четырёхстопный ямб.
-
Рифма?
Белеет парус одинокий а В тумане моря голубом!.. б Что ищет он в стране далёкой? а Что кинул он в краю родном? б Перекрёстная рифма.
-
«Парус»Акварель М.Ю.Лермонтова
-
Нарисуйте свой парус. Макарова Евгения, 1998 год
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.