Презентация на тему "Открытый урок. А. Твардовский "Рассказ танкиста"" 5 класс

Презентация: Открытый урок. А. Твардовский "Рассказ танкиста"
Включить эффекты
1 из 36
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.3
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Открытый урок. А. Твардовский "Рассказ танкиста"" для 5 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 36 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по литературе в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    36
  • Аудитория
    5 класс
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Открытый урок. А. Твардовский "Рассказ танкиста"
    Слайд 1

    Урок литературы 5 класс

    Шашкова Н. А., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №25

  • Слайд 2

     Вокруг нас – Мир… Огромный, прекрасный, неоднозначный. Синее небо над головой, яркое солнце, шум капели весной, пение птиц.  

  • Слайд 3

    Произнесите слово «война». Какие смысловые ассоциации у вас возникли?Что вы видите, слышите, чувствуете?

  • Слайд 4

    Составление кластера

    Слово кластер происходит от английского «cluster» - группа, рой, пачка, скопление, сгусток, связка. Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.

  • Слайд 5

    Вижу Слышу Чувствую

  • Слайд 6

    Единый кластер

    Вижу Слышу Чувствую Взрыв Грохот Залпы Крики Плач Рев сирен Смерть Разруха Страх Горе Голод Слезы Тревога Беспокойство Печаль Горечь Страдание

  • Слайд 7

    Проверка домашнего задания

    Что такое война?

  • Слайд 8

    Что вы чувствуете, когда смотрите на эти фотографии?

  • Слайд 9
  • Слайд 10

    Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

  • Слайд 11

    Вот только некоторые строки из воспоминаний детей тех лет

    «В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы» (Т.С. Ивлева, полиграфист.)

  • Слайд 12

    «Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведку при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен, отправлении на лечение в тыл…» (Ю.Г.Подтыкайлов, инженер-механник)

  • Слайд 13

    « Нам, детям войны, никогда не забыть тот кошмар, который мы пережили. Главный лозунг того времени был: "Все для фронта, все для победы." И мы, полуголодные подростки, работали на полях и фермах, так как рабочих рук в колхозе не хватало. Всех мужчин забирали на фронт, в деревне оставались старики, женщины и дети. Дети выполняли тяжелейшую работу: косили траву, потом собирали в стога, убирали урожай с полей, молотили и закладывали в закрома. Но нам этот хлеб, можно сказать, не доставался. Все сдавали государству, чтоб кормить воинов, а сами очень сильно голодали. Ели всяческие травы, корни, запасали из леса грибы и ягоды, но грибы даже нечем было посолить, не было соли, а о сахаре и думать не приходилось. Когда мне исполнилось 13 лет, послали на лесозаготовки: рубили лес для восстановления разрушенных городов, работали от зари до зари, не было у нас ни выходных, ни праздников. Жили в бараках по 40 человек. А было это на севере, в Архангельской области. Морозы достигали 40-45 градусов, снег был очень глубокий, за день вся одежда на нас вымокнет, потом замерзнет и приезжали в барак как в скафандре. Вот такое страшное было у меня детство. Я никому не желаю того, что пережили мы - дети войны.» (Коваль Капиталина Игоревна)

  • Слайд 14

    Сформулируем тему урока, используя ассоциации.Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить, что будем слушать и читать, над чем будем размышлять?

  • Слайд 15

    Тема урока: Война и дети в стихотворении Твардовского «Рассказ танкиста»

  • Слайд 16

    Цели:

    расширить знания о Великой Отечественной войне; - способствовать развитию чуткости и наблюдательности к поэтическому слову; - совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать свое отношение к прочитанному.

  • Слайд 17

    Александр Трифонович Твардовский

    А.Т.Твардовский- участник войны с первых её дней и до победного завершения. Он был военным корреспондентом, сообщал в газеты о событиях с фронта, писал о подвигах и жизни советских людей. А.Т. Твардовский хорошо знал советского воина, солдата. И в своих стихах призывал народ к борьбе с врагами.

  • Слайд 18

    «Рассказ танкиста»

  • Слайд 19

    Подумай и ответь.

    – Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение? - Кто из героев привлек вас? - Как думаете, зачем автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек городов и деревень?

  • Слайд 20

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА    Представьте себе   чистое небо. Поднимите руки к небу.  В небе  сияет  солнце. Потянитесь к солнышку.  Оно всем светит, и всех любит, и греет, всем дарит добро. Тянемся к солнышку, впитываем , тепло, доброту, радость. А теперь поделитесь  теплом друг с другом. Посмотрим друг на друга, улыбнёмся, поделимся радостью и добротой. Как хорошо, что сейчас нет войны. И мы должны помнить всех, кто защитил этом мир, сберег его для нас, всех, кто боролся с фашистами.  Больше узнать о войне, сохранить память нам помогают такие произведения, как «Рассказ танкиста»

  • Слайд 21

    Подумай и ответь.

    1) Определите тему стихотворения (о чем оно). 2) Какие события происходят в «Рассказе танкиста»? 3) Найдите описание боя. Докажите, что бой был страшен. Прочтите отрывок выразительно

  • Слайд 22

    Какие изобразительные средства использует Твардовский при описании боя? С какой целью делает это автор?

    Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперёд. А он гвоздит – не выглянуть из башен, И чёрт его поймёт, откуда бьёт. Тут угадай-ка, за каким домишкой Он примостился, - столько всяких дыр…

  • Слайд 23

    И вот в этой страшной, безвыходной обстановке появляется мальчик. Найдите и прочитайте: с какими словами обратился он к командиру танка.

  • Слайд 24

    Герой в этих репликах 4 раза использует местоимение “я”. Почему?

    Товарищ командир, товарищ командир! Я знаю, где их пушка. Я разведал… Я подползал, они вон там в саду… А давайте я поеду на танке с вами. Прямо приведу.

  • Слайд 25

    Как танкист обращается к мальчику? Как он его благодарит?

  • Слайд 26

    Какие суффиксы использует танкист, обращаясь к мальчику? Почему?

    Сравните: Мальчик - мальчишка, Парень - парнишка, Друг – дружище.

  • Слайд 27

    Найдите описание главного героя стихотворения.

  • Слайд 28

    Что вы можете рассказать о характере мальчика?

    Лет десяти – двенадцати. Бедовый, Из тех, кто главарями у детей, Из тех, кто в городишках прифронтовых Встречают нас как дорогих гостей. Машину обступают на стоянках, Таскать им воду вёдрами – не труд, Приносят мыло с полотенцем к танку И сливы недозрелые суют…

  • Слайд 29

    Как называют человека смелого, храброго, бесстрашного, не теряющегося в самые трудные моменты жизни? Мальчишку могли убить... Думал ли он об этом? О чём он думал? Думал ли мальчик, что совершает подвиг? Какое чувство им двигало?

  • Слайд 30

    Прочитайте начало и конец стихотворения про себя выразительно, подумайте, какая фраза повторяется? Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может себе этого простить?

  • Слайд 31

    Работа с лексикой стихотворения

    1. Всё нынче, как спросонку 2. Бедовый, из тех, что главарями у детей 3. А он гвоздит - не выглянуть из башен 4. …за каким домишкой он примостился 5. Заходим в тыл и полный газ даём   И эту пушку, заодно с расчётом,   Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём 1. - озорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях. 2. - спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне. 3. - танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили её. 4. - он, немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка. 5. - где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка.

  • Слайд 32

    Взаимопроверка

    1- Всё нынче, как спросонку – 2 спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне. 2 - Бедовый, из тех, что главарями у детей – 1 озорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях. 3 - А он гвоздит - не выглянуть из башен – 4 он, немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка. 4 - ... за каким домишкой он примостился – 5 где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка. 5 - Заходим в тыл и полный газ даём   И эту пушку, заодно с расчётом,   Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём - 3 танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили её.

  • Слайд 33

    Подведем итог

    Как вы считаете, какие свои мысли и чувства  хотел донести до читателя автор стихотворения? - Мальчик из стихотворения А.Т.Твардовского – неизвестный, безымянный герой. - О ком же стихи Твардовского?

  • Слайд 34

    Домашнее задание

    1. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Рассказ танкиста» По выбору: 2. Создать иллюстрацию к стихотворению А.Т. Твардовского 3. Написать письмо безымянному герою стихотворения «Рассказ танкиста»

  • Слайд 35

    Рефлексия

    Продолжите любую из фраз: А) У меня в душе осталось… Б) На уроке я понял(а) В) На уроке мне удалось… Г)если бы я оказался(лась) на войне…, то…

  • Слайд 36

    СПАСИБО ЗА УРОК

    Его я узнал не из книжки –Жестокое слово – война!Прожектором яростной вспышкиК нам в детство врывалась она.В те дни мы в войну не играли –Мы просто дышали войной. А. Иоффе

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке