Содержание
-
Открытый урок по теме: «Почему должен гибнуть человек?»
По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Логвиненко Наталья Михайловна,учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»г. Балабаново
-
…что за огненная душа,что за могучий дух, чтоза исполинская натура у этого МцыриВ.Г.Белинский
Цели урока:
-
Словарная работаНа уроке в выступлении вы будете употреблять термины и слова. Вспоминаем их значение и произношение.
Образ в литературе - художественное обобщение, выраженное в частном. Показ общих качеств в индивидуальном.
-
Слово учителя
Во время речи учителя звучит музыка Игоря Талькова «Россия». (Фрагмент звон колоколов). «В течение работы на поэмой «Мцыри», мы находились во власти лермонтовского произведения. Радовались, когда Мцыри удалось убежать из монастыря. Как хотелось нам помочь ему найти дорогу на родину! С величайшим волнением читали эпизод схватки с барсом. Отрадно, что юноша победил сильного и коварного зверя, но печально, что он умер от ран. Мы слушали его исповедь перед смертью. Что это? Смирение? Раскаяние? Или протест против неволи? Ответ мы получим в конце урока, глубже поняв духовный мир юноши, раскрыв его образ.»
-
Проверка домашнего задания:
Рассказать о жизни Мцыри в монастыре. Характер и мечты юного послушника. Какова цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным? Подтвердить цитатами из текста.
-
Вывод: Представление о свободе связано с мечтой о возвращении на родину; быть свободным - значит вырваться из монастырского плена. В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного чудного мира тревог и битв.
-
Слово учителя
Докажите эту мысль строчками из поэмы. («Я знал одну лишь думы страсть.») «Поэма «Мцыри» М.Ю. Лермонтова – романтическая, ее герой не похож на окружающих его людей. Он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному» Задание:
-
Вывод: главная страсть героя - жить полно, свободно в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря на далекой любимой родине.
-
Работа с текстом
Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время скитаний? Сво-бода …тот чудный мир тревог и битв Что видел? Что делал? Нево-ля Что видел? Что делал? Всю жизнь Мцыри можно представить в виде двух кругов: свобода и неволя. …я мало жил и жил в плену
-
Роль пейзажа в поэме
Что особенного вы заметили в пейзаже? Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу? «Пейзаж в поэме играет важную роль, тем более он дан в восприятии героя, - значит становится средством характеристики Мцыри» Вопросы:
-
Вывод: пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен. Это его первое утро на воле. С утра начинается его познание жизни. Поэтическая возвышенная душа и стремление к свободе позволяют сравнить вольную жизнь, дикую природу с раем.
-
Описание природы
Докажите, что здесь нарисован романтический пейзаж? Нашел ли Мцыри ответ на вопрос, прекрасна ли земля? Зачем живет человек? Читаем по учебнику…я видел груды темных скал… до слов… седой незыблемый Кавказ… Вопросы:
-
Вывод: пейзаж показан глазами героя и передает его мысли и чувства. Первая картина разделена потоком - одиночество, отчаяние, облака, непрерывно стремящиеся на Родину.
-
Анализ эпизодов
Какие эпизоды, как вы думаете, важны для раскрытия образа Мцыри? в) Бой с барсом б) Встреча с грузинкой Бегство из монастыря
-
Вывод: ощущение счастья вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить; общение с природой принесло радость, восторг, счастье борьбы.
-
Работа по иллюстрациям
Чьи иллюстрации больше соответствуют представлению о герое? Ф. Константинов И. Глазунов И. Тоидзе М. Орлова-Мочалова
-
Почему должен гибнуть человек?
«Обобщая сказанное о Мцыри, мы видим перед собой поэтически возвышенную натуру, выносливого, смелого, бесстрашного, мужественного, целеустремленного, твердого, гордого и отважного человека, отвергающего жалость и сострадание. Два круга: свобода и неволя… Но самое страшное для героя то, что путь его в открытом пространстве замкнут. Он движется по кругу. Истоки трагедии в условиях, которые окружали его с детства. Общество лишило его связи с людьми практического опыта, знания жизни, сделав «цветком тепличным». А может быть это судьба? (Но тщетно спорил я с судьбой: она смеялась надо мной!)
-
Слово учителя
После речи учителя звучит музыка Игоря Талькова «Россия».(Фрагмент - звон колоколов). «У каждого человека есть своя судьба. По воле божьей мальчик оказался в монастыре и мог бы прожить жизнь, предназначенную ему судьбой, но герой убегает, не смиряется, его судьба не создана для жизни в монастыре, он затеял «с небом гордую вражду», поэтому он погибает.Но Мцыри достиг желанной свободы, увидел мир, который сильно отличается от монастырской жизни. Но какой ценой? Ценой собственной жизни! Последнее желание – быть похороненным вне монастырских стен, еще раз ощутить красоту мира увидеть родной Кавказ. Это нельзя назвать поражением и примирением с судьбой.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.