Презентация на тему "Сочинение–описание по картине Федора Петровича Толстого «Цветы, фрукты, птица»" 5 класс

Презентация: Сочинение–описание по картине Федора Петровича Толстого «Цветы, фрукты, птица»
Включить эффекты
1 из 17
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.9
13 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Сочинение–описание по картине Федора Петровича Толстого "Цветы, фрукты, птица" помогает познакомиться с жанром натюрморта, познакомиться с художником, узнать, что такое колорит картины, палитра картины, тон картины, научиться правильно и последовательно описывать картину.

Краткое содержание

  1. Вступление
  2. Основная часть сочинения
  3. Заключение

Содержание

  • Презентация: Сочинение–описание по картине Федора Петровича Толстого «Цветы, фрукты, птица»
    Слайд 1

    Сочинение – описание по картине Фёдора Петровича Толстого «Цветы, фрукты, птица»

    Русский язык. 5 класс. Автор: Жилин О. Ю.

    Сочинение – описание по картине

    Фёдора Петровича Толстого

    «Цветы, фрукты, птица»

  • Слайд 2

    ► Цель урока:

    • подготовиться к написанию сочинения по картине.

    ► Задачи урока:

    • познакомится с жанром натюрморта;
    • познакомиться с художником;
    • узнать, что такое колорит картины;
    • палитра картины;
    • тон картины;
    • научиться правильно и последовательно описывать картину.
  • Слайд 3

    Жанр картины

    • Натюрморт (франц. nature mortе - мёртвая природа) - изображение в живописи неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи, рыбы и т.п.
  • Слайд 4

    Прочитайте стихотворение

    Лишь дыханье весны над землей пролетит.Нежным пухом оденется лес, –Чья-то звонкая песня незримо звучитИз лазури прозрачных небес.Побежали ручьи, запестрели цветы,И навстречу румяной веснеЛьется чистая песня певца красотыИ гремит, и звенит в вышине.

    1. О чём рассказывается в стихотворении?
    2. Как это стихотворение помогает «понять» картину?
  • Слайд 5

    Предлагаю вам описать картину

    Предлагаю вам описать картину

    Но жанр повествования необычный – это должно быть письмо другу. Как можно точнее, красочнее расскажите о картине в своём письме.

  • Слайд 6

    Как начинаем письмо?

    Привет, Николай! На уроке русского языка мы познакомились с картиной Ф. П. Толстого.Ты не представляешь себе, какая эта удивительная картина….

  • Слайд 7

    Вступление

    • Колорит картины – общий характер сочетания цветов в многокрасочном произведении искусства ( он может быть яркий, светлый, радостный, грустный, многоцветный, разнообразный.)

    Каков колорит этой картины?

    • яркий, радостный, летний, многоцветный;
    • очень много красок использует живописец;
    • передаёт тепло лета.
  • Слайд 8

    1. Вступление

    • Палитра картины – многообразие красочных сочетаний в картине, цветовая гамма (она может быть богатая, разнообразная, насыщенная. )

    Какова палитра этой картины?

    Палитра этой картины …

    • богатая;
    • насыщенная;
    • яркая;
    • ярко – летняя;
  • Слайд 9
    • Тон – оттенок, красок, цвета по яркости (он может быть светлым, тёмным )

    Каков тон этой картины?

    • Тон этой картины …
    • радостный;
    • теплый.
  • Слайд 10

    2. Основная часть сочинения

    ТО, ЧТО ИЗОБРАЖЕНО В ЦЕНТРЕ

    • Что изображено в центре картины?
    • Как по – вашему, какое название у этих цветов?
    • Какие краски использует автор, рисуя цветы?
    • Какое настроение помогают передать эти краски?
    • Как вы думаете, почему ваза, в которой стоят цветы, прозрачная?
    • Какие чувства у вас рождаются в душе, когда вы видите эти цветы и вазу?
  • Слайд 11

    ЧТО ОКРУЖАЕТ ВАЗУ

    • Какие фрукты лежат на столе?
    • Можем ли мы по фруктам сказать, какой летний месяц «скрывается» за ними? Почему?
    • Кроме фруктов, что ещё изображено на картине?
    • Почему художник решил изобразить на картине среди фруктов птичку?
    • Захотелось ли вам попробовать эти фрукты?
    • Какие мысли хотел выразить автор, изображая фрукты?
  • Слайд 12

    ЗАДНИЙ ПЛАН КАРТИНЫ

    • На каком фоне изображены цветы и фрукты?
    • Почему художник выбрал именно этот цвет?
    • Как выбор цвета влияет на общее впечатление от картины?
  • Слайд 13

    3. Заключение

    • Понравилась ли вам эта картина?
    • Что вы вспоминали, когда смотрели на картину?
    • Какие чувства вызывает у вас эта картина?
    • Можно ли сказать, что на ней изображена «мертвая природа»?
  • Слайд 14

    Обобщим сказанное

    1. Вступление.

    • Не забудем про жанр – это должно быть ваше письмо другу.
    • Колорит картины.
    • Палитра картины.
    • Тон картины.

    3. Основная часть сочинения.

    • Что изображено в центре картины?
    • Что изображено вокруг вазы?
    • Задний план (фон картины).

    4. Заключение.

    • Основной вопрос: можно ли сказать, что на картине изображена «мёртвая природа»?
  • Слайд 15

    Вы написали черновик

    • Прочитайте первый вариант сочинения: раскрыта ли в нём тема и основная мысль?
    • Зачеркните то, о чём можно не говорить в сочинении (лишнее).
    • Дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно.
    • Обратите внимание на язык сочинения. Насколько удачно выражены ваши мысли и чувства. Внесите исправления.
    • Обратите внимание на строение предложений: они должны быть простыми [ подлежащ. + сказуемое + второстепенные члены(определен., дополнен., обстоят.) ]
  • Слайд 16

    Обратите внимание на знаки препинания при однородных членах!

    • [O, O].
    • [O, а O]
    • [O, но O]
    • [O и O]
    • [ и O, и O]
    • [ обоб. слово : O, O, O]
  • Слайд 17

    ! Если вам что – либо непонятно, обратитесь к учителю.

    ! Переписывайте сочинение в чистовик.

Посмотреть все слайды

Конспект

Цели урока:

  1. Ознакомить детей с особенностями натюрморта как жанра живописи (показать значение композиции и цвета в натюрморте);
  2. Подготовить учащихся к описанию натюрморта Ф.П. Толстого

Оборудование:

Натюрморты Ф.П. Толстого, русских и зарубежных художников.

  1. Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.

- Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Вот почему наша задача – научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине. Сегодня мы познакомимся с жанром живописи, который называется натюрмортом.

Натюрморт – слово французское, и значит оно буквально – «мертвая природа». Это картины, на которых изображены различные предметы, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т.д.).
Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно – в 18 веке.
Натюрморты, написанные когда-то художниками, не только запечатлели вещи, они очень многое могут рассказать нам об их владельцах, о жизни и быте эпохи, о людях и их привычках.
Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте – мир глазами художника.

  1. Вступительное слово о художнике и его картинах.

- Федор Петрович Толстой (1783-1873), известный медальер (Медальер – художник, вырезывающий медали), скульптор, рисовальщик и акварелист, был человеком большой культуры и глубокой эрудиции, художником разносторонних профессиональных интересов.

Его способности к рисованию проявились очень рано. Прекрасно рисовала и старшая сестра Толстого, Вера Петровна, а мать, хотя и не обладала талантом художницы, искусно вышивала пейзажи и чудесные цветы.
Кроме живописи Ф.П. Толстой увлекался энтомологией (Энтомология – наука, изучающая жизнь насекомых) и был «образованным ботаником».
Наиболее самобытную область творчества Толстого составляет большая коллекция акварелей с блистательным изображением цветов и фруктов. Художник рисует стрекоз, бабочек с фантастическими крыльями, птичек с необычным оперением.
Созданные «Толстого кистью чудотворной» (А.С. Пушкин) натюрморты стали произведениями большого искусства.

  1. Беседа по картине.

- Перед нами натюрморт Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица». Какие предметы изобразил художник?
- Что поместил художник в центре своей картины?
( В центре картины - стеклянная ваза с красивыми белыми и нежно-розовыми цветами на длинных стеблях. Причудливо изогнуты узкие темно-зеленые листья. Оранжевая настурция дополняет этот изысканный букет. Тщательно выписаны красные тычинки цветов и тонкие прожилки листьев.)
- Как художник показывает прозрачность воды в вазе?
(Отчетливо виден каждый стебель цветка, сквозь стекло просвечивает фон картины)
- Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой?
( На самом краешке стола лежат веточки красной и белой смородины. Ягоды кажутся подсвеченными. Они свежие и прозрачные, внутри видны зернышки.)
- Что изобразил художник на картине слева?
(Два спелых краснобоких яблока. От третьего осталась половинка. На бело-розовой мякоти видно темно-коричневое семечко. )
- Что мы видим справа от вазы?
(Рядом с вазой лежит румяное яблоко. За ним – большая кисть спелого винограда. Крупные ягоды, темно-синие в тени и голубоватые на свету, кажется брызнут сейчас сладким соком.
На верхней части виноградной кисти сидит изящная птичка с необычным оперением. Она наклонила свою голубую головку к яблоку, и что-то высматривает на его блестящей кожице. Может быть, увидела муху, которую привлек аромат спелого плода?)
- Что еще на картине привлекает ваше внимание?
(Слева и справа от букета Ф.П. Толстой изобразил красивых бабочек, которые порхают над цветами и фруктами.)
- Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему?
(Желтый фон создает впечатление, как будто все предметы освещены темным летним солнцем, согреты его яркими лучами.)
-Итак, мы увидели, что в картине очень важно, где и как расположил предметы художник, какие цвета подобрал для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображенному.
Определите основную мысль автора натюрморта. Если затрудняетесь, воспользуйтесь текстом упр. 317 в учебнике (стр.132).
(Ф.Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь.)

IV. Составление плана описания картины.

1. Какие предметы изобразил художник?
2. Как расположены предметы по картине (в центре, слева, справа)?
3. Как предметы сочетаются между собой по цвету?
4. О каком времени года напоминает натюрморт?
5. Какие мысли и чувства он вызывает?

V. Устное описание картины учащимися, обсуждение высказываний.

- Если мы будем передавать содержание картины другим людям, то какой вид сочинения используем?
(Описание)
- Какое – деловое или художественное?
(Художественное. Картина - произведение искусства.)
- Какова же будет главная мысль нашего описания?
( Мир, окружающий человека, прекрасен, только надо уметь видеть эту красоту.)
- Выслушайте устное сочинение вашего одноклассника и проанализируйте его, отметьте положительные стороны и недочеты, если они есть.

Пользуйтесь при обсуждении следующими вопросами:

  1. Правильно ли и полно описано изображенное на картине?
  2. Раскрыта ли основная мысль художника?
  3. Сумел ли ученик рассказать о построении (композиции) натюрморта, а также о тех красках, которые использовал художник?
  4. Последовательно ли излагались мысли, разнообразен ли словарь рассказчика?
  5. Соответствовал ли тон сочинения его содержанию и основной мысли?

Цели урока:

  1. Ознакомить детей с особенностями натюрморта как жанра живописи (показать значение композиции и цвета в натюрморте);
  2. Подготовить учащихся к описанию натюрморта Ф.П. Толстого

Оборудование:

Натюрморты Ф.П. Толстого, русских и зарубежных художников.

  1. Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.

- Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Вот почему наша задача – научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине. Сегодня мы познакомимся с жанром живописи, который называется натюрмортом.

Натюрморт – слово французское, и значит оно буквально – «мертвая природа». Это картины, на которых изображены различные предметы, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т.д.).
Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно – в 18 веке.
Натюрморты, написанные когда-то художниками, не только запечатлели вещи, они очень многое могут рассказать нам об их владельцах, о жизни и быте эпохи, о людях и их привычках.
Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте – мир глазами художника.

  1. Вступительное слово о художнике и его картинах.

- Федор Петрович Толстой (1783-1873), известный медальер (Медальер – художник, вырезывающий медали), скульптор, рисовальщик и акварелист, был человеком большой культуры и глубокой эрудиции, художником разносторонних профессиональных интересов.

Его способности к рисованию проявились очень рано. Прекрасно рисовала и старшая сестра Толстого, Вера Петровна, а мать, хотя и не обладала талантом художницы, искусно вышивала пейзажи и чудесные цветы.
Кроме живописи Ф.П. Толстой увлекался энтомологией (Энтомология – наука, изучающая жизнь насекомых) и был «образованным ботаником».
Наиболее самобытную область творчества Толстого составляет большая коллекция акварелей с блистательным изображением цветов и фруктов. Художник рисует стрекоз, бабочек с фантастическими крыльями, птичек с необычным оперением.
Созданные «Толстого кистью чудотворной» (А.С. Пушкин) натюрморты стали произведениями большого искусства.

  1. Беседа по картине.

- Перед нами натюрморт Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица». Какие предметы изобразил художник?
- Что поместил художник в центре своей картины?
( В центре картины - стеклянная ваза с красивыми белыми и нежно-розовыми цветами на длинных стеблях. Причудливо изогнуты узкие темно-зеленые листья. Оранжевая настурция дополняет этот изысканный букет. Тщательно выписаны красные тычинки цветов и тонкие прожилки листьев.)
- Как художник показывает прозрачность воды в вазе?
(Отчетливо виден каждый стебель цветка, сквозь стекло просвечивает фон картины)
- Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой?
( На самом краешке стола лежат веточки красной и белой смородины. Ягоды кажутся подсвеченными. Они свежие и прозрачные, внутри видны зернышки.)
- Что изобразил художник на картине слева?
(Два спелых краснобоких яблока. От третьего осталась половинка. На бело-розовой мякоти видно темно-коричневое семечко. )
- Что мы видим справа от вазы?
(Рядом с вазой лежит румяное яблоко. За ним – большая кисть спелого винограда. Крупные ягоды, темно-синие в тени и голубоватые на свету, кажется брызнут сейчас сладким соком.
На верхней части виноградной кисти сидит изящная птичка с необычным оперением. Она наклонила свою голубую головку к яблоку, и что-то высматривает на его блестящей кожице. Может быть, увидела муху, которую привлек аромат спелого плода?)
- Что еще на картине привлекает ваше внимание?
(Слева и справа от букета Ф.П. Толстой изобразил красивых бабочек, которые порхают над цветами и фруктами.)
- Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему?
(Желтый фон создает впечатление, как будто все предметы освещены темным летним солнцем, согреты его яркими лучами.)
-Итак, мы увидели, что в картине очень важно, где и как расположил предметы художник, какие цвета подобрал для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображенному.
Определите основную мысль автора натюрморта. Если затрудняетесь, воспользуйтесь текстом упр. 317 в учебнике (стр.132).
(Ф.Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь.)

IV. Составление плана описания картины.

1. Какие предметы изобразил художник?
2. Как расположены предметы по картине (в центре, слева, справа)?
3. Как предметы сочетаются между собой по цвету?
4. О каком времени года напоминает натюрморт?
5. Какие мысли и чувства он вызывает?

V. Устное описание картины учащимися, обсуждение высказываний.

- Если мы будем передавать содержание картины другим людям, то какой вид сочинения используем?
(Описание)
- Какое – деловое или художественное?
(Художественное. Картина - произведение искусства.)
- Какова же будет главная мысль нашего описания?
( Мир, окружающий человека, прекрасен, только надо уметь видеть эту красоту.)
- Выслушайте устное сочинение вашего одноклассника и проанализируйте его, отметьте положительные стороны и недочеты, если они есть.

Пользуйтесь при обсуждении следующими вопросами:

  1. Правильно ли и полно описано изображенное на картине?
  2. Раскрыта ли основная мысль художника?
  3. Сумел ли ученик рассказать о построении (композиции) натюрморта, а также о тех красках, которые использовал художник?
  4. Последовательно ли излагались мысли, разнообразен ли словарь рассказчика?
  5. Соответствовал ли тон сочинения его содержанию и основной мысли?

Сообщить об ошибке